Продолжаю серию статей о воздухоплавании. Сегодня рассказ о военном применении дирижаблей, как оно представлялось в начале ХХ века. Материал составлен на основе публикаций журналов 100-летней давности.
Если «будущее» воздухоплавания — в руках французов, увлекшихся аэропланами, то «настоящим» несомненно владеют немцы, направившие все силы на постройку управляемых аппаратов легче воздуха—дирижаблей. Немцы считают, что аэропланы все еще находятся в стадии опытов, и поэтому до поры до времени увлекаться ими—лишняя трата времени.
Последние большие германские маневры с участием целой воздушной эскадры еще ярче подчеркнули воздушное владычество Германии. Она одна имеет воздушные крейсера всех трех существующих типов: жесткие, полужёсткие и мягкие.
Дирижабли остальных государств — исключительно «полужесткой» системы, как наш «Лебедь» или как французский «Ville de Paris».
Гвоздем маневров было состязание этих трех типов - жесткаго гиганта «Цеппелина», полужесткого «Гросса» и мягкого «Парсеваля», причем героем дня явился «Парсеваль».
«Парсевалем» достигнута скорость до 15 метров в секунду, при высоте около 1 1/2 верст и продолжительности непрерывного полета до полусуток.
Исключительная особенность этого дирижабля состоит в том, что он быстро разбирается и укладывается весь на две повозки, и каждую из них две пары лошадей свободно везут по грунтовым дорогам; при этом водород может собираться в сжатом виде обратно в стальные цилиндры, в которых и перевозится дальше. Этим устраняется до некоторой степени один из крупнейших недостатков дирижаблей сравнительно с аэропланами: зависимость от ангара,— эллинга.
Такая необычайная портативность обусловливается строго выдержанным мягким типом: кроме маленькой гондолы и стабилизаторов (плоскостей для устойчивости)—жестких частей нет.
Особенно интересно в «Парсевале» устройство четырех лопастного пропеллера (воздушнаго винта): каждая лопасть его представляет гибкую раму из стального троса, обтянутую плотной материей. Лишь только начнет работать двигатель, от развившейся при вращении центробежной силы лопасти развертываются и работают, как жесткие.
Руль поворотов таков же, как у других управляемым. Но обычного руля высоты в виде горизонтальной плоскости—нет. Вместо него внутри наполненной водородом оболочки у обоих концов дирижабля помещены два балонета (воздушных мешка); нагнетая вентилятором атмосферный воздух в тот или другой балонет, мы опускаем или поднимаем нос дирижабля. Эти 6алонеты служат в то же время для поддержания внутреннего давления в оболочке, без чего она потеряла бы правильную форму и лишилась бы управляемости. Некоторым недостатком системы является не особенно быстрое перекачивание воздуха в балонеты, отчего замедляются повороты вверх и вниз.
Но с другой стороны это устройство позволяет «Парсевалю» производить динамический подъем, т.-е. начинать движение вперед прямо с земли, не поднимаясь предварительно на некоторую высоту посредством выбрасывания балласта, как делают все другие дирижабли.
Балласт на «Парсевале» жидкий (вода), так как песок засоряет двигатель. Для уничтожения обычного у дирижаблей «ныряния» или «вставания на дыбы», происходящего от неравномерности встречного ветра и работы винта, у «Парсеваля» гондола подвешена на роликах, дающих ей некоторую подвижность по отношению к оболочке.
Дружная работа германских дирижаблей на имперских маневрах вызвала у немцев общий подъем духа. Наиболее ярким эпизодом этих маневров была ночная атака тремя дирижаблями («Цеппелин», «Гросс» и «Парсеваль») форта Эренбрейтшейн. Воздушным кораблям было приказано, выйдя около 11 час. вечера из Кельна, возвратиться к утру обратно, действуя в остальном по собственному усмотрению. Все три дирижабля блестяще справились с задачей, причем лишь один «Цеппелин» получил в пути небольшую аварию.
Кружась над фортом, откуда они вследствие темной и ненастной ночи не были замечены, аэростаты сбросили несколько мешков с вложенными в них приветствиями гарнизону и вернулись к утру в Кёльн. Можно представить, что осталось бы от этого форта, будь эта прогулка управляемых аэростатов во время войны!
«Парсеваль», участвовавший в маневрах, только что перед этим совершил путешествие: Франкфурт — Нюрнберг — Аугсбург — Мюнхен — Аугсбург — Штутгарт — Франкфурт, всего около 1000 километров, и с тем же газом полетел в Кёльн на маневры. Его объем 6,600 куб. метров, он имеет два двигателя и два винта. А последний, только что выстроенный "Гросс III", имеет уже 8,000 куб. метров, четыре двигателя и четыре винта.
По отношению к «Цеппелину» замечается некоторое охлаждение в Германии замучила всех его хрупкость, слишком высокая ценность и громоздкость, между тем по высоте и быстроте полета он с трудом конкурирует с сравнительно дешевыми «Гроссами» и «Парсевалями».
Единственное пока незаменимое преимущество «Цеппелина»—разделение его 16-ю жесткими перегородками, спасающее дирижабль от гибели при прорыве оболочки, как это случилось с «Республикой».
Число Число
дирижаблей аэропланов
Германия 14 5
Англия 2 2
Франция 7 29
Австрия 2 4
Россия 3 6
Испания 1 3
Италия 2 7
Надо к этому добавить, что в германский военный бюджет на 1910 г. внесено на воздухоплавание еще 8 мил. марок.
Еще по теме:
Дирижабли на войне
Человек делается птицей. Виктор Гюго о воздухоплавании
Воздухоплавание и право каждого
Военное воздухоплавание. «Парсеваль»
Воздухоплавание. Ангары
|