Война. Отъезд французских войск с Страсбургского дебаркадера в Париже
Война между Францией и Пруссией
Париж, 7 августа (26 июля), воскресенье, в полдень. Париж объявлен в осадном положении.
— Французские палаты созваны на 11 августа (30 июля).
***
Метц, 8-го августа (27 июля), понедельник вечером. (Официальное известие). В битве при Фрешвиллере (Вёрте) 140,000 пруссаков атаковали корпус Мак-Магона, в котором находилось всего 33,000 человек.
***
Париж, 9-го августа (28 июля), вторник утром. В «Официальном Журнале» объявлено, что
«главная французская армия сосредоточена перед Метцом.
Маршалу Базену поручено ведение военных операций. Корпус генерала Фроссара отступает к Метцу в совершенном порядке. Император Наполеон отправляется в главную квартиру маршала Базена».
— Корпус генерала Фалльи соединился с главной французской армией. Маршал Мак-Магон с своим корпусом производит предписанные ему движения.
— В «Официальном Журнале» объявлено, что департаменты Кот-д’Ора, Саоны, Лоары, Сены, Роны объявлены состоящими в осадном положении.
***
Париж 9-го августа (28 июля), вторник, вечером. В сегодняшнем заседании законодательного корпуса, министр юстиции, Олливье, прочел правительственное сообщение палатам, при чем неоднократно был прерываем депутатами левой стороны. Олливье отвечал, что министерство требует к себе доверия, что теперь не время говорить, но необходимо действовать, и что если другие могут действовать лучше нынешнего министерства, то пусть палата уволит его в отставку. Дюмулен предложил законодательному корпусу передать обязанности министра-президента г. Трошю.
***
— В сегодняшнем заседании французского сената, президент государственного совета, Парие, произнес речь, в которой требовал: поголовного вооружения Франции; защиты Парижа с расчетом на продолжительную его осаду; принятия волонтеров в армию без всяких формальностей; включения отчасти подвижной гвардии в действующую армию, призыва на службу рекрутов 1871 года. Надежды пруссаков, по словам Парие, воспользоваться внутренним раздором в Франции, не оправдаются на деле, так как строгий порядок будет охраняем, а беспорядки будут подавляемы и другими силами кроме национальной гвардии.
***
Копенгаген, 29-го июля (10 августа). Базен назначается на место Мак-Магона. Трошио заменит маршала Лебёфа. Предназначенная к отправлению в Балтийское море армия получила приказание возвратиться к границе. Ходит слух о возвращении Императорского Принца в Париж и о приготовлениях Императрицы к отъезду.
Не получая, до сих пор, известий от нашего корреспондента, мы заимствуем сведения из писем корреспондента газеты «Liberte» о французской лагерной жизни:
«Пишу вам из лагеря волтижеров императорской гвардии, уже прибывшей на место своего расположения. Офицеры и солдаты должны довольствоваться здесь самым необходимым: все предметы роскоши, украшающие бивуак в мирное время, пришлось оставить в Париже. Палатки офицеров несколько просторнее солдатских, но спят все, и офицеры и солдаты, на голой земле.
Походные кровати, совершенный предмет роскоши, несмотря на их простоту, вы можете найти только у генералов или чиновников казначейства и почтовых. Впрочем никто не завидует этим избранникам, так как им приходится таскать за собой свои ложа и даже покупать особую лошадь для перевозки своего громоздкого багажа. Офицеры низших рангов значительно упростили свою жизнь и для сна им достаточно соломы. Туалетный кабинет заменяется погребцом, поставленным пред палаткой. Кастрюля или миска заменяет рукомойник; на прическу времени тратить нечего, потому что все обстрижены под гребенку.
Во время зари, которую бьют в три часа, варится кофе, который, с прибавлением к нему рюмки рома, составляет первый завтрак. В десять часов поглощается псевдо-бивштекс из мяса, какое попадается под руку, с картофелем и куском сыра, и все это запивается речной водой с приправой несколько капель вина или рома; затем подают опять кофе. От 11 часов до полудня все офицеры предаются полуденному сну. Между тем лагерная служба идет своим порядком. Офицеры и фельдфебели отправляются со своими рапортами, дежурные осматривают оружие, предписывают подчиненным беречь их драгоценные Шасспо. Солдаты занимаются своими делами; один пришивает пуговицы к платью, другой моет белье, третий улаживает свой ранец. Словом, все заняты.
В четыре часа трубы и барабаны подают знак к обеду. За стол садятся по-турецки, то есть на землю в кружок (кресла и стулья неизвестны в лагере), вокруг кастрюли наполненной похлебкой, откуда каждый достает себе кушанье своей ложкой. Ложка работает быстро в руках воина украшенного шевронами и очень медленно в руках молодого, неопытного солдата.
Никогда не видано было, чтобы старый солдат побуждал новичка есть поскорее, а между тем способность быстро поглощать пищу является у новичка в неделю, когда он обедает за общей трапезой.
В пять часов солдаты принаряжаются и идут прогуляться по городу, чтобы показать свои мундиры и перекинуться словцом с туземными дамами. От пяти до восьми часов, Марс и Венера устраивают скромные пиршества в окрестных шинках. В восемь часов бьют вечернюю зарю.
Всемирная иллюстрация, № 83 (1 августа 1870 г.)
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
Война между Францией и Пруссией. Взятие Саарбрюкена французами
Война между Францией и Пруссией. Париж объявлен в осадном положении
Война между Францией и Пруссией. Изгнание немцев продолжается
|