
Вести о войне между Германией и Францией.
Падение Меца
— Из Берлина, от 15 (27) октября, по телеграфу сообщают в газету «Nеuе Frеiе Рresse»:
«Сдача оружия перед Мецом должна происходить под надзором Мангейфеля и Куммера. В состав военной добычи входит 4,000 орудий тяжелого калибра, много нарезных пушек, митральез и 100,000 ружей шаспо.
***
— По известиям, от 17 (29) октября, напечатанным в немецких газетах, в Шлезвиг-Голштейне будут размещены 20,000 французских военнопленных из мецской армии, а 19,000 имеют быть отправлены в Баварию.
***
— Полученный из Парижа, с воздушным шаром, нумер газеты «Соrrеsроndance Havas» сообщает следующую депешу:
«Гамбетте, министру внутренних дел. Набор солдат и формирование луарской армии продолжается с большой энергией. Мы приказали привезти из Алжира все, чем там можно располагать; там оказалось артиллерии более, чем предполагалось. В Марселе водворился совершенный порядок. Префект в прошедшее воскресенье сделал смотр 50,000 национальным гвардейцам, которые встретили его с восторгом.
Неприятель занял Орлеан. Наши силы сосредоточены на Луаре, прикрывают Бурж, и приготовляются к нападению. Движение наших войск в Франш-Конте и в Вогезских Горах, так же, как и на западе, продолжается. Виктор Араго, племянник парижского мэра и сын штаб-офицера артиллерии, убит в одной из стычек с неприятелем».
***
— Король прусский послал принцу Фридриху-Карлу из Версаля следующую телеграмму, по случаю возведения его в фельдмаршальское достоинство:
«Версаль, 16 (28) октября 1870 года, 1 час 10 минут по полудни. Я ожидал полученного ночью известия о капитуляции Меца прежде, чем высказать мое искреннее поздравление и мою признательность за осторожность и стойкость в победах, которую ты заслужил своим начальствованием, в течении долгого и затруднительного обложения армии Базена в Меце. Ту же признательность приношу я и твоей армии, которая храбростью и преданностью достигла успеха, едва ли встречающегося в истории. События перед Мецом—незабвенные дни чести и блеска нашей армии. Ты можешь передать армии эту признательность.
Для того, чтоб тебя и твою армию почтить за великие подвиги, я возвожу тебя в генерал-фельдмаршалы; в это же достоинство я возвел также и моего сына, наследного принца».
Подписано Вильгельм.
***

Принц Фридрих-Карл, командующий 2-й германской армией
— Принц Фридрих-Карл, по случаю сдачи Меца, издал следующий приказ по армии:
«Главная квартира Корни, под Мецом, 27 октября.
Солдаты 1-й и 2-й армий!
Вы выдержали трудную борьбу и заперли в Меце побежденного врага на целых 70 дней,—на 70 долгих дней, в течение которых каждый из ваших полков успел покрыться славой. Вы не позволяли выйти храброму врагу до тех пор, пока он не положил перед вами оружия. Наконец, сегодня неприятельская армия в 173,000 человек,— армия, состоящая более чем из пяти корпусов, в том числе императорская гвардия, 3 французских маршала, более 50 генералов и 6,000 офицеров,— сдалась на капитуляцию, вместе с Мецом, который еще никому до сих пор не сдавался! Вместе с этим оплотом, который мы возвращаем Германии, нам достались огромные запасы боевых зарядов, пушек и всякого оружия.
Вы сорвали этот кровавый лавр своей храбростью во время двухдневной битвы при Нуассвиле и в сражениях под Мецом,— сражениях, более многочисленных, чем самые окружающие его местечки, именами которых вы назвали эти битвы. С удовольствием признаю вашу храбрость, но не одну только ее. Я ценю почти выше храбрости ваше повиновение, твердость и самоотвержение в перенесении всевозможных лишений. Хороший солдат прежде всего узнается по этим качествам. Великий и достопамятный успех нынешнего дня был подготовлен битвами, выдержанными вами перед обложением Меца, и—вспомним это с признательностью—он был подготовлен самим королем, равно как и действовавшими под его личным руководством корпусами и нашими дорогими товарищами, павшими на поле битвы или умершими вследствие полученных ран.
Вот чем было подготовлено великое событие нынешнего дня—сокрушение могущества Франции!
Значение этого события громадно.
Солдаты, собранные здесь под моим начальством для достижения этой цели!
Теперь вам предстоят различные назначения, и потому я прощаюсь со всеми генералами, офицерами и солдатами 1-й армии и дивизии Куммера, желая всем дальнейших удач.
Генерал от кавалерии Фридрих-Карл.
***
— В газете «Dailу Nеws» напечатана телеграмма ее специального корреспондента из Меца, от 18 (30) октября, о капитуляции Базена и о предшествовавших ей обстоятельствах.

После неудачи переговоров 13 (25) октября, маршал Базен послал, на другой день, в полдень, собственноручное письмо к принцу Фридриху-Карлу, и, вследствие того, вновь съехались в Фрескати с немецкой стороны: начальник штаба 2-й армии, генерал Штиле и начальник штаба 1-й армии, граф Вартенслебен, а с французской — начальник штаба армии Базена, генерал Жаррас, и представители коменданта крености, полковник Фэ и майор Самюэль.
Свидание продолжалось три часа и было, сначала, очень бурным со стороны французских комиссаров, но кончилось тем, что все почти условия немцев были приняты. Одним из главных затруднений было требование Базена, чтобы французские офицеры сохранили свои шпаги. Об этом спрошено было у короля, и согласие его величества получено было в 2 часа утра, 15 (27) октября. Конференция возобновилась и продолжалась до восьми часов вечера, когда, наконец, была подписана капитуляция о безусловной сдаче армии, крепости и города Меца.
На 16 (28) октября, назначено было обезоружение французских войск и вступление в Мец 7-го прусского корпуса, в то время, как остальная часть немецкой армии должна была немедленно выступить в поход, на юг Франции. Но весь церемониал пришлось отложить на целые сутки, вследствие внутренних беспорядков в Меце. Когда капитуляция стала известна в Меце, народ пришел в ярость. Национальная гвардия отказалась сложить оружье, и 17 (29) октября, после полудня, драгунский капитан появился во главе отряда войск, который клялся скорее умереть, чем сдаться.
Издатель ультрадемократической газеты «Journal de Metz», Альберт Колиньйон, подстрекал солдат попытаться пробиться, победить или умереть, но избежать позора. За ним скакала верхом какая-то дама и пела «марсельезу», что производило на всех потрясающее впечатление. Двери собора были отворены настежь, и всю ночь не умолкал похоронный звон его колоколов.
Когда появился комендант Кофиньер, чтобы усмирить волнение, по нем сделано было три пистолетные выстрела. Едва только при помощи двух полков пехоты удалось разогнать толпу народа и взбунтовавшихся солдат. Но всю ночь воздух оглашался криками скорби, негодования и ужаса. То там, то здесь появлялись неправильные группы солдат, пьяных и трезвых, с обнаженными головами, с переломленными саблями в руках; они вопили, стонали и рыдали, как малые дети.
Все потери французов в Меце, с 6 (18) августа, простираются, вместе с умершими от болезней в городе, до 42,000. Гвардия вышла из города, с оружием в руках, и пройдя церемониальным маршем мимо принца Фридриха-Карла, сложила оружие в Фрескати. Принц соглашался, в уважение оказанной французами храбрости, чтобы и вся армия сложила оружие вне города; но это отклонил сам Базен, так как не мог поручиться за свои войска, и армия должна была, поэтому, сложить свое оружие в арсенале.
В 4 часа по полудни, тогда же, 17 (29) октября, маршал Базен проезжал через Арс, на пути в Вильгельмсгёэ; он ехал в закрытом экипаже, окруженный конвоем из нескольких офицеров его свиты, верхами. Женщины этого селения, прослышав о проезде Базена, встретили его восклицаниями:
«Предатель! трус! подлец! вор!»
Они кинулись даже на экипаж и разбили окно кареты. Маршала выручили прусские жандармы.
***
— Король Вильгельм обнародовал, 28 октября, следующий приказ:
«Солдаты союзных немецких армий!
Когда, назад тому три месяца, мы начинали кампанию против неприятеля, который вызвал нас на борьбу, я высказал перед вами уверенность, что Господь поддержит наше правое дело. Эта уверенность оправдалась. Со дня битвы при Вейссенбурге, где вы впервые встретили неприятеля, до настоящего дня, когда мне прислано известие о капитуляции Меца, многочисленные названия битв и сражений вписаны в историю неизгладимыми буквами. Напомню о битвах при Берте и Саарбрюкене, о кровопролитных сражениях под Мецом, о борьбе при Седане, Бомоне, у Страсбурга, под Парижем, и проч.; в этих местах, каждое столкновение было для нас победой. Мы можем оглянуться на этот период времени с гордым сознанием, что никогда еще не было видано более достославной войны, и я с удовольствием могу сказать, что вы достойны своей славы.
Вы обнаружили качества, составляющие лучшее украшение войны: величайшую храбрость в бою, повиновение, настойчивость, самоотвержение в болезнях и в лишениях. Со сдачей Меца, уничтожена последняя из неприятельских армий, стоявших против нас в начале войны. Пользуюсь этой минутой, чтобы выразить всем вам, и каждому в частности, от генерала до простого солдата, чувство моей блогодарности и признательности. Я хочу почтить и наградить всех вас объявленным сегодня пожалованием в фельдмаршалы моего сына, наследного принца прусского, и генерала от кавалерии принца Фридриха-Карла прусского, которые в последнее время неоднократно водили вас к победам.
Чтобы ни принесло нам будущее, я смотрю на него спокойно, ибо знаю, что с такими войсками победа нам не изменит и что мы счастливо довершим предприятие, веденное до сих пор с такой славой».
***
— Из Меца пишут, от 30 октября, в «Кельнскую Газету»:
«Уже началось выступление осадной армии. Дивизия Куммера оставляет Мец. Вчерашний приказ по армии содержит в себе следующие распоряжения: 5-й, 7-й и 8-й армейские корпуса составят первую армию, которая двинется на Лилль, заняв Пикардию, Нормандию и Бретань; она будет опираться на бельгийскую границу, а левое ее крыло войдет в связь с правым крылом армии наследного принца саксонского.
Вторая армия принца Фридриха-Карла сформирована из 3-го, 9-го, 10-го и из половины 2-го корпусов; к ней же причислена баденская дивизия. Главная квартира этой армии будет находиться в Труа. 4-я дивизия 2-го армейского корпуса еще 26 числа направилась, по железной дороге, к Парижу. Таким образом, принц Фридрих-Карл со 2-й армией расположится в центре, имея по левую руку генерала Вердера с 14-м корпусом, а по правую—генерала фон-дер-Танна».
***
— Мэр и общинный совет Меца обнародовали следующую прокламацию:
«Дорогие сограждане, истинное мужество состоит в твердом и спокойном перенесении несчастия, которое может быть только усилено бесплодными волнениями. Несчастье, постигающее нас в эту минуту, не может никому из нас служить укором, потому что все мы ни на один день не изменили нашему долгу. Не будем являть прискорбного зрелища внутренних смут и воздержимся от всего, что может навлечь на нас новые бедствия.
Да послужит нам утешением мысль, что мы не несем никакой ответственности за совершившияся события перед историей и страной, и что постигающее нас испытание будет непродолжительно. Доверяем благоразумию населения охранение общественной безопасности».
Всемирная иллюстрация, № 96 (31 октября 1870 г.)
***
— С театра войны пишут в «Государственном Указателе»:
«После того, как крепости Новому-Брейзаху было предложено сдаться и комендант ее отказался, крепость окружена и бомбардируется частями 4-й резервной дивизии».
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией. 29-30 октября 1870 г.
Вести о войне между Германией и Францией. Падение Меца
Вести о войне между Германией и Францией 2 - 10 ноября 1870 г
|