Война. Внутренний вид страсбургских укреплений
Вести о войне между Германией и Францией
Карлсруэ, 22 августа (3 сентября). Официальная газета сообщает, что в Страсбурге, вследствие того что вода в реке Рейне поднялась, все погреба наполнились водой, через что осажденные потерпели большой вред.
В воскресенье сгорела часть стропил Страсбургского кафедрального собора; средняя часть церкви и астрономические часы повреждены.
***
— В письмах корреспондента «Augsburger Аllgemeine Zеitung», от 9, 10 и 13 (21, 22 и 25) августа, находятся некоторые подробности об осаде и обстреливании Страсбурга:
Война. Генерал Урих, бывший французский комендант крепости Страсбурга
«Комендант Урих решился на крайность; говорят, он объявил, что когда немцы будут брать Страсбург, он будет бомбардировать страсбургский кафедральный собор, и вину припишет немцам. Около Лампертгейма устроен вагенбург из 2,200 крестьянских телег разного калибра и до самых тяжелых осадных орудий. В Страсбурге начинают чуять опасность.
Утром 9 (21) августа, выгнали из всех ворот города по десятку немецких солдат, служивших в иностранном легионе, всего 100 человек; при этом их грозили расстрелять, если они возвратятся назад. Несчастные стояли между двух огней: они отчасти были одеты во французские мундиры; немецкие форпосты сочли их за французов и стреляли в них. В одном конце деревни Мундольсгейма, откуда открывается прекрасный вид на Шварцвальд, постоянно снуют низшие и высшие офицеры, чиновники интендантства. Здесь главная квартира. В ней выдается небольшая, но энергическая, твердая как железо, фигура командующого генерала Фон-Вердера.
Небольшого роста, сутуловатый с гладко выбритым красноватым лицом и белокурою бородкой, он постоянно отдает приказания и получает рапорты. Рядом с ним видна высокая Фигура баденского полковника Лещинского, начальника генерального штаба. Выражение лица его выказывает большой ум. Тут же и великий герцог баденский, не имеющий самостоятельного поста.
13 (25) августа, Страсбург загорелся; 11 (23) августа, генерал Фон-Вердер предложил страсбургскому коменданту явиться для осмотра осадных работ или выслать доверенное лицо, которое могло бы убедиться, что всякое сопротивление бесполезно; но все усилия склонить крепость к добровольной капитуляции оказались тщетными. Комендант Урих отвечал, что осмотр немецких позиций ознаменовал бы собой возможность сделать предположение о сдаче крепости, чего он допустить не может. Он решился отстаивать ее до тех пор, пока не падет последний человек, пока будут расстреляны патроны до последнего.
12 (24) августа Кэль снова был подожжен французами; тогда началось и с немецкой стороны обстреливание Страсбурга зажигательными бомбами. Один выстрел следовал за другим—цитадель загорелась, потом огонь охватил город на север от кафедрального собора. Западный ветер раздувал пламя. Темная летняя ночь казалась освещаемой месячным светом, пламя освещало поля, виноградники и всю деревню Мундольсгейм».
***
— В швейцарскую газету «Вund» пишут, от 11 (23) августа:
«Страсбург объят страхом; до сих пор уже сгорело 14 домов, а немцы продолжают беспрерывно бросать зажигательные бомбы в город. Кённгсгофен, лежащий в четверти мили за Страсбургом, совершенно разрушен; Шильтихгейм также сильно пострадал.
Деревня Раальцен стоит под водой. По достоверным сведениям, гарнизон Страсбурга состоит из 4,000 человек национальной гвардии, 2,000 человек подвижной гвардии 400 артиллеристов, частей 21, 23, 28, 33 и 74 линейных полков, всего около 1,500 человек, 30 тюркосов, 50 зуавов и 30 спагов; итого 8,010 человек. В крепости большое количество арабских лошадей и мулов. Съестные припасы быстро уменьшаются с каждым днем; центнер картофеля (3 пуда) стоит 22 франка, фунт гороху — 14 крейцеров по южно-германскому счету. Говядины вовсе нет в продаже, за исключением лошадиного мяса.
Взятие Страсбурга доставит немцам огромную военную добычу из 700 тяжелых орудий и 200,000 новых ружей, заряжающихся с казенной части, не считая остального военного материала.
Впрочем, Страсбург сдастся нелегко. Комендант крепости, дивизионный генерал Урих, служивший прежде в императорской гвардии—энергический и дельный офицер, который исполнит возложенную на него обязанность решительно, не обращая внимания ни на какие посторонние обстоятельства».
***
— 27 августа, в 3 часа, Страсбург загорелся от прусских ядер в четырех местах, между прочим близ самого собора. Хотя по возможности его щадили, однако в кровлю уже попало несколько ядер и, быть может, внутри уже был пожар. Беглецы из города описывают страшными красками положение жителей. Уже более 600 человек пострадали от разрывных снарядов. Целые улицы лежат в развалинах, и губернатор объявил, что если город сдастся, то немцы найдут вместо Страсбурга груду развалин. Его озлобление на немцев объясняется, между прочим, и тем, что он потерял при Вёрте своего сына.
Настоящие осадные орудия еще не открыли своего действия по городу; до сих пор действовали только обыкновенные батареи, бросающие бомбы преимущественно в наружные верки. К вечеру 27 числа все стихло, но тем ужаснее была картина, освещенная заревом горевшего Страсбурга. Яснее всего обозначилось в пламени страсбургское предместье с садами, между Белой Башней и Кроненбургскими воротами. Пожар уже третий день пожирает это предместье. Загоралось еще в 5 или 6 местах, между прочим, в цитадели. Деревня Бишгейм также горит, зажженная ядрами из города.
***
— Как пишут из Дармштадта в «Майнскую газету», от 30 августа, в Страсбурге сгорели средняя часть собора, публичная библиотека, здание суда, картинная галерея и новая гимназия, в которой помещались раненые. Множество других зданий и людей также сделались жертвой осады. Известие это сообщается очевидцем, который ручается за его достоверность.
***
Еще 27 августа из Ремильи сообщали во «Франкфуртскую газету» следующее:
«Армия Базена намеревалась вчера прорваться с восточной стороны. В полдень пришло первое известие о движении в крепости, и в 3 часа я был в Монтуа. Штаб 9 корпуса, квартирующий в окрестностях этой деревни, я нашел уже на ногах; под проливным дождем вывозили полевой артиллерийский порох и выступали пехотные колонны. Чтоб дать вам понятие о расположении осадных войск на левом берегу Мозеля, нужно заметить, что собственно замыкающий круг образован 1, 7, 8 и 10 армейскими корпусами; 3 и 9 корпуса стоят в резерве, последний на крайнем левом фланге; второй корпус выступил к Шалону, следуя за южной армией. После нескольких часов напряженного ожидания, штаб 9 корпуса возвратился в Монтуа; стало быть значительного дела не происходило.
Чтоб в точности разузнать настоящее положение дел, я предпринял сегодня рекогносцировку через Гравелот, Ар и Корни. Я нашел наши бивуаки в том же положении, в каком видел перед тем; это служило доказательством, что важного ничего не произошло. Вылазка еще только предстояла, но тревога действительно была, хотя до встречи и не дошло дело».
***
— Из Шлетштадта (крепость в Верхнем Эльзасе) пишут в «Constitutionnel», что жители этого городка готовы встретить пруссаков. Стены их унизаны пушками и город окружен каналом, в два метра глубины. Первые прусские кавалеристы, показавшиеся в этом городе 22 августа, были взяты в плен. Рельсы сняты, мосты взорваны—словом, все готово к защите.
Всемирная иллюстрация, № 87 (29 августа 1870 г.)
— Эльзасцы, прибывшие в Париж, протестуют против жестокости, жертвой которой сделался Страсбург. В город, имеющий, 100,000 жителей, пруссаки бросают каленые ядра, бомбы, начиненные нефтью, жгут частную собственность, церкви, библиотеки и музеи, не выпускают из крепости ни женщин, ни детей, принуждают людей работать в траншеях, расположенных против их соотечественников; все это составляет такое отвратительное нарушение военных законов, что необходимо указать на это цивилизованному миру.
Они протестуют также против отказа военных властей вооружить те местности Эльзаса, в которые неприятель еще не успел проникнуть, и требуют, чтобы законодательный корпус не ограничивался выражениями признательности отечества городу Страсбургу, но чтобы он высказался энергически на счет необходимости отправить в Эльзас подкрепление, для того, чтобы воспрепятствовать полнейшему разгромлению провинции и разрушению крепости, составляющей главный оплот Франции.
Всемирная иллюстрация, № 88 (5 сентября 1870 г.)
Еще по теме:
Вести о войне между Францией и Пруссией
Вести о войне между Францией и Пруссией. Войска сторон
.............................
Вести о войне между Германией и Францией. Подробности капитуляции Седана
Вести о войне между Германией и Францией. об осаде и обстреливании Страсбурга
Циркуляр Жюль Фавра к дипломатическим агентам Франции за границей
|