По материалам периодической печати за июнь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Украинский вопрос и революция
Мы переходим от болезни к болезни; по телу революции анархическая сыпь идет полосами; была полоса развала в армии, — армия теперь выздоравливает; была полоса кронштадтских и кирсановских, шлиссельбургских и царицынских „республик" — ныне проходит и она: теперь мы вступаем по-видимому в полосу новой сыпи — „национального сепаратизма, идущего все по той же линии анархических "захватов прав", отрицания власти Временного Правительства, неповиновения его распоряжениям и т. д., и т. д.
То, что происходит сейчас в области Украинского вопроса—лучший показатель, что сыпь „дурного национализма" работает.
Казалось здесь дело должно обстоять просто. "Право каждого народ на самоопределение" — один из главнейших устоев, положенных революцией в основу устроения новой государственной жизни России. Этот лозунг не только провозглашен всеми творческими силами революции, не только поддержан руководителями трудовых масс — Советами Крестьянских, Рабочих и Солдатских Депутатов и социалистическими партиями, но принят и Временным Правительством, чтобы избавить народности России от гнета ограничений и стеснений, которыми душила национальную жизнь старая власть. Теперь мы стоим на переходной поре к Учредительному Собранию. Путы сняты, дорога сглажена и остается готовиться к Учредительному Собранию, устранять все препятствия к нему, облегчать его будущую работу и—ждать его решения.
И вот этого-то не желает знать тот воинствующий украинский национализм, который проявился теперь. Он пытается теперь же, не дожидаясь Учредительного Собрания, пытается осуществить автономию Украины, он так же идет на разрыв с большинством революционной России, с ее Временным Правительством, как шла кронштадтская "республика", он так же анархизирует революцию; чтобы удовлетворить меньшинство, он не хочет считаться с общими интересами всей революционной России. И когда встречается с указанием, что захватный путь — путь недопустимый и гибельно отражается на прочности завоеваний Революции, этот крайний национализм договаривается до того, что заявляет: ждать некого и незачем, ибо
„москали, ляхи, угры и жиды нам враги".
Действительно, на этом пути от революции до сквернейшей реакции — один шаг, и даже меньше шага.
И та страстность, та нетерпимость, которая сейчас проявляется украинскими националистами толкает их все дальше в эту сторону не к государству свободных народностей; не к дружескому сотрудничеству трудовых масс всех национальностей России ведет этот путь, а к тому же, это пылко культивировал императорский режим, к национальной жизни, к погромным лозунгам, к действительному шовинизму, то есть к бросанию палок в колеса революции, и без того с величайшим напряжением преодолевающей внутренние и внешние препятствия.
Где главный источник украинского сепаратизма — понятно: ее буржуазно — цензовой, милитарно-кастовый характер слишком откровенен; недаром, „исторические права Украйны" и „национальное войско"—два кита, на которых зиждется этот сепаратизм. Но тем более долг трудового украинства, отмежеваться от вожделений и работы такого национализма.
Голос украинского пролетариата и крестьянства звучит недостаточно громко: он должен со всей силой своего бескорыстного революционного авторитета заявить, что практическое разрешение национальной проблемы в России установление реальных границ и объемов автономии отдельных областей и народностей, может быть дан только властью одной— Всероссийским Учредительным Собранием.
"Труд", № 67, 8 июня
Об украинском движении
Николай Иоасафович Суковкин
КИЕВ, 8 июня. Председатель киевского губернского исполнительного комитета губернский комиссар Суковкин, обратился к министру-председателю со следующей телеграммой:
«За последние дни украинское движение проявилось в Киеве всеукраинским съездом крестьянских депутатов, в числе 2.200 участников, и всеукраинским войсковым съездом с участием 2,000 делегатов.
Закончившийся крестьянский съезд вынес единогласное постановление о необходимости национально-территориальной автономии Украйны, а также о поддержке армии всеми средствами и о необходимости решительной защиты страны.
Продолжающийся еще войсковой съезд протекает в том же настроении, однако, киевский губернский исполнительный комитет считает долгом обратить внимание Временного Правительства на то, что отказ в признании заявленных украинской центральной радой пожеланий, а равно телеграмма военного министра о несвоевременности украинского войскового съезда вызвали сильное возбуждение украинского населения, выразившееся в непрерывных многочисленных летучих митингах, продолжающихся с раннего утра до поздней ночи.
Хотя подобное возбуждение способствует резкому усилению дотоле незначительных крайних течений, тем не менее, благодаря организованности украинцев, жизнь продолжает протекать как в Киеве, так и губерниях спокойно и без эксцессов.
Губернский исполнительный комитет считает своею обязанностью категорически засвидетельствовать, что все случаи, исходящие иногда даже из официальных источников, о якобы произведенных украинцами или подготовляемых ими эксцессах не имеют под собою никаких фактических оснований.
В видах сохранении в Украйне и в дальнейшем спокойного течения жизни и планомерной работы для нужд фронта и тыла, губернский исполнительный комитет считает необходимым немедленное принятие Временным Правительством решительных мер к успокоению населения Украйны.
Украинское движение приобрело значительную силу, каковая непрерывно продолжает развиваться; вследствие этого, дальнейшее игнорирование его совершенно недопустимо.
Наиболее действительной мерой успокоения, долженствующей обеспечить интересы всего государства, исполнительный комитет считает правительственное распоряжение о немедленном созыве им в Киеве особого совещания из представителей Временного Правительства, национальных и политических организаций и партий, при условии достаточного представительства украинцев. Совещанию этому должна быть поручена подготовка для Учредительного Собрания основ автономии Украйны и взаимоотношения Украйны ко всему государству.
Исполнительный комитет губернского совета объединенных общественных организаций в заседании своем 7-го июня, состоявшемся под моим председательством постановил настоящее свое единогласное постановление довести до сведения Временного Правительства и просить возможно скорого разрешения возбужденного вопроса.
Председатель киевскаго губернскаго исполнительнаго комитета, губернский комиссар Суковкин».
Современные публицисты
Одним из видных публицистов, подвивающихся на страницах «Голоса Свободы», является П. Гладышев, который «очень просто» «разрешает» самые сложные вопросы современной действительности—аграрный, об автономии и проч.
В № 58 «Голоса Свободы» им «разрешен» вопрос об автономии Украйны. Что это за разрешение, читатель увидит ниже.
В самом начале статьи П. Гладышев почему-то вообразил, что правительство не разрешило всеукраинского съезда. И вообразив, задался вопросом:
«Может ли правительство народа, который на своем знамени написал золотыми буквами—свобода, не разрешать съезды украинцам, литовцам, татарам и др. «инородцам»?
Ответ ясен и для ребенка: «Не может». И вывод так же ясен: никакого разрешения на украинский съезд, ныне уже закончившийся, никто не спрашивал, и никакого запрещения ни от кого не исходило.
Запрещен был войсковой украинский съезд, но не об этом съезде ведет речь П. Гладышев.
Вообразив, что съезд запрещен, П. Гладышев воображает далее, каковы были мотивы этого запрещения.
«... могут сказать, что украинцы желают автономии Украйны, а русский народ должен составлять одно целое тело и не делиться на Украйну, Литву, и т. д. Совершенно верно (!?). Но...»
Таких наивных возражений никто не выдвигал, и придуманы они самим П. Гладышевым, который тем не менее вступает в серьезную борьбу с воображаемым противником.
Причины запрещения украинского войскового съезда известны: заключаются они в невозможности дать в настоящий момент солдатам отпуска из их частей. Но об этих причинах П. Гладышев ничего не говорит, ибо, повторяю, имеет в виду не войсковой, а всеукраинский крестьянский съезд, ныне закончившийся.
Обнаружив полнейшую неосведомленность в том вопросе, о котором он говорит, П. Гладышев берет на себя смелость (только ли смелость?) преподавать правительству советы, как ему следует поступать в будущем:
«Хотя это и трудновато, а отвыкать все-таки от старых навыков борьбы нужно: поэтому не запрещать нужно съезды, а, наоборот, поощрять всевозможные объединения...»
Ну, а как нужно было поступить с «объединением» томских анархистов?
Тоже «поощрять»?
Ах, П. Гладышев, П. Гладышев!
А. Прибылев.
Еще по теме:
Украинизация. 1917 год. Предисловие
............................................................................
Украинское движение. События 4 (17) июня 1917 года
Украинское движение. События 5 (18) июня 1917 года
Украинское движение. События 6 - 7 (19-20) июня 1917 года
Украинцы хотят немедленной автономии. Что на это ответить? (июнь 1917 г.)
Украинский вопрос и революция (июнь 1917 г.)
Распадется ли Великая Россия (июнь 1917 г.)
|