Снятие с креста
(С картины худ. Георга Папперик)
Страстная неделя
Душа загорается и сердце трепещет при наступлении недели высоких духовных наслаждений.
Службы страстных дней объемлют христианина таким раем тихих, бесконечно глубоких чувствований и умильно-сладостных сердечных движений, что по преимуществу в эти дни, он, живя на земле, ощущает и сознает себя гражданином неба: все забывая, от всего отрешаясь, он живет в мире святейших воспоминаний, как бы предощущая близость к себе Самого Спасителя своего, за него страждущего, его спасающего и потому-то теперь особенно ему близкого, невыразимо для него дорогого.
Страстная неделя, по-видимому, время, прежде всего подавляющей скорби, горевания и сетования, а между тем какое чудесно - животворное, возрождающее и оживляющее действие производит она на христианина! Духовно воскресает, молодеет христианин в эти дни, когда распадаются для него оковы суеты житейской, обдержащие и всецело поглощающие его в будничной жизни, —и душа, как освобожденный узник, вырывается на свою духовную волю, устремляется от земли к небу, питается обильной пищей своей предвечной отчизны.
Уже с ранних детских лет для верующего христианина дни страстей Господних и наступление Пасхи—есть время самое заветное, любимейшее, всегда с страстным нетерпением ожидаемое, с тихим радостным восторгом переживаемое. И едва ли не с этими именно днями для каждого из нас связываются самые благодатные, самые девственно-обаятельные воспоминания своей жизненной весны, золотой юности, потому что тогда невинное сердце билось в эти дни так свободно и усиленно, детский восторг был так незабвенно чист, светел и очарователен...
Без собранности в мыслях, без воздержания в жизни своей, мы не в состоянии, отверстым сердцем и трепетным умом, восприять благодать наступающих необъятно содержательных и бесконечно поучительных святейших дней; как равнодушная, праздная толпа, сопровождавшая Спасителя на страдание, и мы тогда безжалостно, бессердечно проводим Его на Голгофу...
Время Мое близ есть (Мо. XXVI, 18), так, уже теперь, предупреждает нас Сам Спаситель. Нужно, значит, скорее уготовать себя, чтобы достойно воспользоваться его светом, силой и радостью. Нужно скорее позаботиться, чтобы Тот, Кто не имел на земле, где главу приклонить, Кто родился в яслях, а умер на кресте, нашел в душе нашей уготованную горницу, где бы совершил Он Свою тайную вечерю.
Время Его близ есть, стало быть нужно скорее и нам, подобно Симону Киринейскому, помогшему донести крест до Голгофы, скорее всячески проявить свою готовность облегчить страдания своего Спасителя, по крайней мере духовным соучастием в них.
Время Его близ есть. Нужно скорее всякому христианину испытать теперь себя, кем он будет стоять при кресте Его, верным ли учеником Его или предателем, другом или наветником? Разве может считать себя другом Его тот, кто даже в эти великие дни спокойно будет наслаждаться жизнью, не взирая на страдания Спасителя и будет вести себя так, как будто бы нет для него ни суда, ни вечности? Разве не походит на Иуду тот, кто даже в страстные дни носит в сердце своем лицемерие и ложь и кует коварство в отношении своих ближних? Рассеянное стояние в храмах не возмущает ли смертный покой Богочеловека? И обычное лобзание плащаницы нечистыми устами не будет ли новой язвой для Его пречистого тела?
Время Его близ есть. Нужно, стало быть, сосредоточить в Нем и на кресте Его все думы, все помышления свои, посвятить Ему теперь всякое биение своего сердца. Он наградит нас, превысшим всех радостей и наслаждений, умилением сердечным; Он ниспошлет душе нашей мир с совестью и Богом; Он дарует нам твердость в перенесении несчастий и спокойствие духа на смертном одре нашем. С единственным оружием отправят нас в новую жизнь— с крестом Христовым, но к чему будет это оружие, если мы даже в страстные дни не взирали на крест Божественного Крестоносца?
Приготовим же себя скорее к достойному сретению страданий Его, — и в чувствах и помышлениях своих „сораспнемся Ему“; подобно женам мироносицам, от глубины души и от всего сердца оплачем божественного за нас Страдальца; подобно благообразному Иосифу, снимем Его со креста и упокоим Его во гробе нове - в нашей храмине духовной, где, быть может, давно уже Он не обитал...
Е. Барсов.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 15, 11 апреля 1899 г.
Еще по теме:
Виды Иерусалима
Страстная неделя
Иерусалим и Мертвое море
|