nik191 Пятница, 11.07.2025, 21:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2019 » Июнь » 08 » Семик. Зеленые святки. Часть 2
05:16
Семик. Зеленые святки. Часть 2

Семик в Епифанском уезде, Тульской губ.

 

 

Семик


Зеленые святки

 

 

Особенно разгульно и роскошно праздновался семик в богатых и людных селениях. У каждого хозяина затевались к этому дню разные пиршества, красили в желтую краску яйца, затирали хлеб, пахтали масло, варили сладкий липец (мед), готовили караваи, накупали маковой избоины, орешков-щелканцев, пряников-сосунков, и пряников дощатых, сапогами печатаных; и все это делалось иной раз в складчину и выносилось в поле и в лес под ракитовые кусты.

Там собирались девичьи хороводы и шумно и разнообразно водились эти хороводы всю неделю, сопровождаясь разными обрядами и песнями. Девушки, разодетые в лучших своих нарядах, в цветочных венках, выбирали из среды себя самую приглядную в хоровод, женихи подыскивали невест, любимым парням девушки дарили венки, а нелюбимым, в насмешку, подавали веники, приговаривая: «веник мягок, в спину льнет». Девушки загадывали о суженых, каждый обряд сопровождался у них известной песней. Бросая свитый венок в реку, они пели:


Тонет ли, тонет ли вещий мой венок,
Помнит ли, любит ли меня милый дружок.


Если у которой девушки венок потонул — означает, что в этом году ей замуж не выйти или выйти, да овдоветь, тогда они припевали:

Калина с малиной водой понялась,
В ту пору я, сирота, на свет родилась.

После этого девушки уходят к какому-нибудь лесному берегу и бросают венки свои русалкам, по поверью, что они накличут на них женихов и тут они причитают, как пойдут они с ними «к суду Божию, ко злату венцу.

Но самые главные семицкие обряды заключаются в завивании венков и березки. Семицкие венки в некоторых местах сохраняют в избах до Троицына дня; ленты же, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они в этот год выходили замуж, они связывали семицкими лентами венчальныя свечи, обряды и хороводы с березкой были бесконечны и один из самых древних обрядов — это кумиться, что значит целоваться чрез венок.

Нагибая две молоденькие березки, девушки связывают их ветвями и лентами и образуют из них венок, потом привязав к этому венку два креста для размена, две девушки идут вокруг этой березки в разные стороны, под припев :

Покумимся, кумушка, белая голубушка,
Чтоб нам не браниться, а весь век дружиться.

Наконец девушки останавливаются друг против друга, целуются сквозь венок и меняются крестами. В некоторых местах меняются при кумовстве кольцами и серьгами. В Тульской губернии семицкая береза называется кумой, а в Московской—мужчину с березкой величают кумом, а девицу в венке — кумой. Кумятся или целуются чрез венок только девушки и женщины. Хороводы с разукрашенной березкой тянулись в старину по всей Руси, в городах и селах.

В Москве принимала в них участие, бывши девушкой, и императрица Елизавета Петровна. Она наряжалась в сарафан и с березкой выходила в хоровод, когда он шел но Самотёку. Самые разгульные гулянья семицкие к Москве были в Марьиной роще, где теперь празднуют этот день только купцы, собравшись попьянствовать; встарину же, в день семика, москвичи говаривали:    

«Марьина роща у нас именинница».

Праздновался семик, как народное гулянье, лет еще 60 тому назад и в Петербурге, у церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи, около которой на обширном поле разбивались шатры с лакомствами и питьями. Это гулянье посещалось также двором и оно также было гулянье всеобщее, как теперь екатерингофское, на Елагине и другие.

В настоящую пору семик утратил почти все свое значение и является не больше как хороводное гулянье; но впрочем и теперь, не только в селениях, но и в городах убирают в семик березки, усыпают пол травой. Во многих местах России, особенно в Малороссии, ходят девушки по улицам в венках, сплетенных из ландышей, незабудучек, васильков и проч., ставят стол у березки, с приготовленной яичницей, драчоною, пирогами и водой.

В Саратовской губернии празднуется семик на дворе, в особом доме. В Хвалынском уезде, Саратовской губ., начинается семик топлением бани, в которой женщины готовят яичницу и несут потом с песнею в лес.

В Владимирской губернии, в Покрове, девушки ходят с пирогом собирать деньги, в степных губерниях девушки сносят ссыпчину —муку, крупу, хлеб и блины. В селениях Нерехотского уезда девушки изготовляют козули —круглые лепешки с яйцами, в виде венка. В Цивильске девушки и женщины ходят завивать березку с пивом.

В некоторых местах Калужской губернии женщины-кумы ездят в семик друг к дружке в гости на помелах. Обряд этот называется маргость, точно также в городе Скопине, Рязанской губернии, есть особый хоровод, называющийся змейка. Итак, существует в России много еще разных мелких обрядов, справляют семик, с некоторыми особенностями, но хороводы семицкие не умолкают по деревням и селам нигде.

Во время завиванья венка девушки поют:

Березка моя, березонька!
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая,
Стоишь ты березонька,
Осередь долинушки.

По завивании кумятся через венок, говоря: «здравствуй кум и кума». Потом садятся под березки и едят яичницу. После пира поют: «Как у нас в году три праздника». Открывается же семицкий хоровод мужчинами и девушками с увитой лентами березкой, около которой девушки сперва ходят и поют:

Не дождик березку обмывает.
Здесь, в роще, девок прибывает.
Скачите, пляшите красные девки,
А вы, холостые, поглядите.

По окончании песни, ставят в середину хоровода девушку и мужчину и продолжают петь:


Ай по воде липонька стояла,  *)
Во поле кудрявая стояла,
Под липою был шатер,
В том шатре стол стоит,
За тем столом девица,
За тем столом красная,
Шьет ширинку золотом.
Нижит узду жемчугом.
Ехал мимо молодец:
Бог на помощь, девица!
Бог на помощь, красная!
Ширинку шить золотом.
Низать узду жемчугом

*) Или «березонька».

Молодцы поют:

Не мне ли ширинка?
Не моему ли коню уздечка?

Им отвечают девушки:

Не по молодце ширинка,
Не по твоем коне уздечка.

Затем водится еще хоровод, где поется, как Никита в кабаке напивается, по зеленой траве валяется. При чем из круга выходят две девушки и одна представляет пьяного Никиту, а другая—Орину, которая подымает его и целуется.

Есть еще хоровод, где песня, в которой поется, как царь ищет царевну и потом находит, сопровождается разными фигурами и грациозными движениями. Когда царь находит царевну, хоровод поет:

Растворяйся ворота,
Растворяйся, широки,
Вы еще пошире.

И хоровод разделяется на две половины; по концам девушки держат платки, с поднятыми вверх руками, в виде ворот; царевна и хоровод проходят сквозь эти ворота и поют:

Вы сойдетеся поближе,
Вы еще того поближе;
Поцелуйтесь помилей,
Вы еще того милей.

Все целуются между собою и потом садятся пировать. По угощении же опять встают и опять начинают хоровод, где поют, как пошел молодец на гулянье, как подошел молодец к девушкам, поклонился им до земли,—одна из девушек хоровода выполняет или представляет этого молодца, а потом девушки все бросаются к березкам, перевивают венки лентами и несут березку домой.

Тут, дома, идут новые хороводы, ставит березку на землю, поют:

Как за нашим, за двором,
Как за нашим, за двором.
По траве панья шла,
А за паньей пан летел
Кричал: панья, ты моя, и т. д.

И девушки переплетаются в конце хоровода руками, проходят поочередно под поднятые вверх руки и поют при этом:

Как за Волгой ярь-хмель,
Под кусточком вьется:
Перевился ярь-хмель —
На нашу сторонку.

За песнею составляется другой круг и снова хоровод, в котором помещается девушка в мужской шляпе, и хоровод поет:

Ах, по травке, по муравке,
Вокруг города большого,
Гулял молодец удалый.

Девушка при этом расхаживает, с удальством на прочих посматривает, а те поют, как молодец вызывал девушку поборотися, при чем выходит из хоровода девушка, они борятся,—вышедшая борит молодца, сбивает с него шляпу и рвет на мнимом молодце волосы, о чем хоровод и поет, потом же молодец встает и хоровод заканчивает, как молодец, вставая:

Закрыв лицо руками,
Утирал горючи слезы.
Он не смел своей кручины
Добрым объявить:
Ой, Дид Ладо, объявить.

Долго, долго, всю ночь почти не умолкают семицкие хороводы и так или в таком же почти роде водятся хороводы семицкие по деревням на Руси и доныне, потом переходят они в Троицкие и в семицкую субботу хоровод уже поет:

Ио, ио семик-Троица.


Наша картинка изображает семик в Тульской губернии, Епифанского уезда.

 

 

Всемирная иллюстрация, 1869 г.

 

 

 

Еще по теме:

Семик. Зеленые святки. Часть 1

Семик. Зеленые святки. Часть 2

 

 

 

Категория: События | Просмотров: 453 | Добавил: nik191 | Теги: 1869 г., семик | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Июнь 2019  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz