ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СОВЕТСКИМИ РЕСПУБЛИКАМИ
РОССИЯ И УКРАИНА
Часть 1
Социалистическая революция не только преобразует внутреннюю экономическую и политическую структуру государств, но она коренным образом изменяет и характер существующих между ними отношений. Отношения между советскими государствами коренным образом отличаются от отношений между государствами буржуазными. Ибо буржуазная государственность и государственность пролетарская в самих своих основных принципах. Пролетарская государственность не подходит ни под одну из тех классификаций, которые начиная со времен Аристотеля, составляли государствоведы старого мира.
Общей предпосылкой всех старых форм управления, — аристократической, демократической, абсолютно-монархической и конституционно-монархической, республиканской и пр., и пр. — являлась обособленность, замкнутость государственного организма. Самые демократические из демократических республик противопоставляли своего гражданина иностранцу, в самых демократических республиках иностранцы не допускались к политической жизни страны. Политическая жизнь являлась привилегией только данного национального класса или, в лучшем случае всех граждан, но только граждан данного государства.
Наоборот, одним из основных принципов конституции советских государств, как России, так и Украины, является совершенное упразднение национальных привилегий.
Так, например, в пункте "в" параграфа 20-го конституции Украинской Советской Социалистической Республики сказано:
«Иностранцы, принадлежащие к рабочему классу и трудящемуся крестьянству, пользуются выборными правами».
Такое конституционное положение вносит целый переворот. Оно является совершенно непонятным для буржуазного законодателя, привыкшего исходить из противопоставления своего государства другим, из противопоставления своих граждан — иностранцам. Однако, это положение логически вытекает из самой сути пролетарского государства.
В чем заключается коренное различие между государством пролетарским и буржуазным? В их различной, взаимно исключающей друг друга экономической основе.
Буржуазное государство, как и предшествующие ему формы государственных организаций, основано на принципе частной собственности на землю и на средства производства.
На этом принципе основано все так называемое гражданское право, регулирующее отношения между частными собственниками. Государство в его целом, со всеми его аппаратами: военным, административным, экономическим и с его церковью, являлось такой же собственностью - но, конечно, не единичной собственностью владельцев орудий труда, —а собственностью всего класса собственников, господствующего буржуазно-помещичьего или рабовладельческого класса.
Целью каждого собственника является расширение и увеличение его собственности. Конкуренция—средство к этой цели. Результатом закона конкуренции является уничтожение или, в лучшем случае, подчинение менее богатых и менее ловких собственников тем собственникам, которые располагают большими средствами, большими капиталами и большей умелостью.
Этот же закон регулирует и развитие буржуазных государств. Они являются такими же конкурирующими между собой организациями, и результат этой конкуренции — тот же: полное уничтожение слабых государств или, в лучшем случае, полное их подчинение сильным государствам.
Принцип буржуазной государственности выражается именно в создании этих отдельных борющихся друг с другом, национальных государств. Между этими государствами заключаются торговые договоры, почтово-телеграфные и железнодорожные конвенции, между ними в связи с международной обстановкой, могут заключаться оборонительные и наступательные союзы,—но все это имеет характер временный, случайный и частичный.
Эти союзы не могут устранить существующего между ними, присущего всему капиталистическому строю, глубокого антагонизма. Как только объединяющая их общая опасность или временный интерес минуют, снова вспыхивает еще с большей силой борьба и вражда, вытекающая из самой их природы. Характерной в этом отношении является история коалиции государств Согласия и всех их союзников за время и после империалистической войны.
Национализм является идеологией буржуазной государственности. Дипломатические интриги, всякого рода "подсиживания", взаимный обман являются обыкновенными приемами буржуазной государственной власти. Когда в первом манифесте Интернационала Маркс, говоря об иностранной политике капиталистических государств, противопоставлял ей политику, основанную на законах человеческой морали, конечно он не имел в виду, что в буржуазном обществе социалистам нужно противопоставлять этой политике государства христианскую мораль:
«не делай другому того, чего не хочешъ, чтобы тебе делали».
Он указал пролетариату, что только торжество пролетарской революции может создать условия для честных и искренних отношений между всеми народами.
Коммунистический интернационал : Орган Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала. - 1920 №12
Еще по теме:
Россия и Украина. Часть 1
Россия и Украина. Часть 2
|