nik191 Понедельник, 25.11.2024, 23:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Май » 28 » Революция. Обновленное Временное Правительство (май 1917 г.)
04:35
Революция. Обновленное Временное Правительство (май 1917 г.)

По материалам периодической печати за май 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 


Накануне

«Соглашательская» машина работает вовсю. Народники и меньшевики в поте лица трудятся над составлением списка министров. Мы накануне «нового» министерства ...

Увы! Нового в нем будет немного. К правительству капиталистов придаточек мелкобуржуазных министров, народников и меньшевиков, давших себя увлечь на поддержку империалистической войны.

Побольше фраз, новых блесток, пышных обещаний, пестрой шумихи насчет «мира без аннексий» — и никакой решимости хотя бы даже перечислить точно, прямо, правдиво действительные аннексии, скажем, трех стран: Германии, России, Англии.

Обмануть себя самих утопией поддержки капиталистов крестьянством (зажиточные крестьяне еще не крестьянство...), утопией «наступления» на фронте (во имя «мира без аннексий»...)— надолго ли этого хватит, граждане старые министры и граждане новые министры?

Н. Ленин

 

Политическое обозрение

 

Обновленное Правительство


Когда в применении к Временному Правительству обновленного состава говорят о „коалиционном министерстве", то допускают несколько существенных ошибок терминологии. В практике западно - европейских стран с парламентарным управлением различают министерства партийныя, опирающияся на однородное партийное большинство, и министерства "коалиционныя", опирающияся на „коалицию" нескольких партий. Коалиционныя министерства назначаются либо тогда, когда ни одна партия не располагает в парламенте абсолютным большинством, либо в особенно трудныя минуты национальной жизни, когда является желательным привлечь к государственной работе представителей нескольких или всех партий.

Между тем Временное Правительство вообще не есть „министерство" в техническом смысле слова. До Учредительного Собрания оно есть единственный носитель верховной власти Российского государства, и часто приводимые шутливые слова о „двенадцати самодержцах", поставленных революцией на место одного, выражают бесспорную юридическую истину.

Ошибочно также думать будто Временное Правительство только после своего „обновления" стало „коалиционным". В действительности, оно с самого начала насчитывало в своих рядах представителей разных партий, от трудовой группы до группы центра, и следовательно носило коалиционный характер. 5-го мая соотношение частей правительственной коалиции изменилось. Правительство „расширилось" влево. Одна коалиция сменилась другой.

Особенности положения Временного Правительства, как носителя верховной власти, сказались наглядно в самом порядке его преобразовании. Как всем памятно, после революции Временное Правительство было назначено Исполнительным Комитетом Гос. Думы, который установил список министров и программу Правительства по соглашению с петроградским Советом Рабочих и Солдатских Депутатов. Некоторые полагали, что и преобразование Правительства должно было бы быть проведено в таком же самом порядке. Но само Временное Правительство стало на другую точку зрения. Оно признало, что, в качестве органа верховной власти, оно ни в целом, ни в лице своих отдельных членов не может подчиняться чьим-либо распоряжениям. Поэтому оно само себя преобразовало. Само Временное Правительство через Исполнительный Комитет Совета Рабочих и Солдатских Депутатов вступило в переговоры с представителями социалистических партий. Оно само освободило от должностей двух своих сочленов и само объявило во всеобщее сведение свой новый состав. Комитет Гос. Думы был лишь оповещен обо всех этих мероприятиях Временного Правительства, и, конечно, он не преминул их одобрить.

Личные перемены в составе Временного Правительства выразились в следующем.

Ушли в отставку министры:

иностранных дел П. Н. Милюков и военно - морской — А. И. Гучков.

Министр юстиции А. Ф. Керенский стал военным и морским министром, министр финансов М. И. Терещенко— министром иностранных дел, министр земледелия А. И. Шингарев — министром финансов.

Остались на своих постах: министр-председатель и министр внутренних дел кн. Г. Е. Львов, министр путей сообщения Н. В. Некрасов, министр народного просвещения А. А. Мануйлов, министр торговли и промышленности А. И. Коновалов, обер-прокурор Св. Синода В. Н. Львов и государственный контролер И. В. Годнев.

Назначены: министром Юстиции П. Н. Переверзев и министром земледелия В. М. Чернов.

Вновь образованы министерства почт и телеграфов, труда, продовольствия и государственного призрения, министрами в них назначены: И. Г. Церетелли, М. И. Скобелев. А. В. Пешехонов и кн. Д. И. Шаховской.

Прежнее Временное Правительство состояло (без комиссара по делам Финляндии, Ф. И. Родичева) из 11 министров. Обновленное насчитывает 15 министров. 11 министров прежнего Временного Правительства были ставленниками революции, при чем один из них официально называл себя заложником демократии в буржуазном стане. С обновлением Правительства его демократическое крыло значительно усилилось.

Применительно к обычному теперь газетному и митинговому языку можно сказать, что обновленное Правительство состоит из 9 представителей „буржуазии" и 6 представителей „демократии" или „социализма".

Среди министров-социалистов двое (М. И. Скобелев и И. Г. Церетелли) — социал-демократы, четверо (А. Ф. Керенский, П. Н. Переверзев, В. М. Чернов и А. В. Пешехонов) представляют различные течения „народнического" социализма.

Обновленное Правительство есть таким образом либерально-социалистическая коалиция с ярко выраженным демократическим характером.

Перемены в составе Правительства не могли не отразиться так или иначе и на его программе. Одновременно с опубликованием списка министров обновленное Правительство обнародовало и свою программную декларацию. В ней нельзя, конечно, видеть отказа Правительства от тех обязательств, которые оно приняло на себя при первоначальном своем образовании. Все эти обязательства несомненно сохраняют полную свою силу, а некоторые из них еще раз повторены в нарочито подчеркнутом виде.

Выдвинуто на первый план то, что по тем или иным соображениям особенно ценно для новых элементов Правительства, наоборот, слегка затушевано и смягчено то, что вызывало слева те или иные возражения. Так, очень скромно формулированы „цели войны", для характеристики которых впервые использован термин „мир без аннексий и контрибуций". Напротив, подчеркнута необходимость энергичного развития мероприятий по всесторонней защите труда, обещаны возможная настойчивость и спешность работ по введению и укреплению демократических органов самоуправления и все усилия к скорейшему созыву Учредительного Собрания в Петрограде.

Но не в этих пунктах новой правительственной программы центр ее тяжести. Этот центр тяжести несомненно в последних общих заявлениях декларации, в которых говорится о необходимости „полного и безусловного доверия" революционного народа к Правительству и о „сохранении единства власти".

Правительство прежнего состава сильно страдало от отсутствия „полного и безусловного доверия", в котором отказывали ему различные революционные организации. Оно на собственном опыте познало также все печальные последствия многовластия, роковым образом влекущего за собой анархию. Взаимное недоверие победителей над старым порядком и разложение власти,— вот каковы были корни правительственного кризиса. Установить режим доверия и собрать воедино власть, — вот каковы были задачи.

Создание либерально-социалистического Правительства представляет собою в русских условиях очень трудный и ответственный политический опыт. Он может удаться, и тогда обновленное Правительство спасет Россию. Он может кончиться неудачей, и тогда дело революции подвергнется величайшей опасности. Но он удастся только в том случае, если Правительство разрешит эти две основных задачи, - если оно, создав единую власть, завоюет для нее общее доверие.

Ничего не преувеличивая и не преуменьшая, следует сказать, что положение обновленного Правительства остается очень сложным. Оно является результатом компромисса между несколькими общественными и политическими группами, движимыми не только центростремительными, но и центробежными силами. С разных сторон ему обещают доверие. Но это доверие не „полное" и уж во всяком случае не „безусловное", потому что все связывают его с бесчисленным количеством оговорок и условий.

С образованием обновленного Правительства борьба за власть в России не прекращается, она будет продолжаться внутри самого Правительства, между составляющими его элементами, и вне его, между поддерживающими их группами.  

Проф. К. Соколов


***


На зубок новорожденному... «новому» Правительству

«Речь» в серьезной (сурьезной по-народному) передовице :

«Будем надеяться, что не понадобится больших потрясений в наших отношениях к союзникам, чтобы доказать приверженцам формулы «без аннексий и контрибуций» (читай: новому Прав-ву) «ее практическую неприменимость».

А ведь они правы, капиталисты, говорящие речами «Речи». Эта формула действительно «практически неприменима»... без практического применения революции против капитала!

* * *

Из речи Милюкова, который не ушел, которого ушли:

«Какие бы мы прекрасные формулы дружбы к союзникам ни писали, если армия останется бездейственной, это будет фактической изменой нашему обязательству. И, наоборот, какие бы страшные формулы, изменяющие лояльности, мы ни написали, но если армия фактически будет воевать, то это, конечно, будет фактическим соблюдением наших обязательств по отношению к союзникам» ...

Правильно! Он иногда понимает суть дела, этот гражданин Милюков... Граждане Чернов и Церетели, неужели вы не понимаете, какой вывод отсюда проистекает по вопросу о вашем фактическом отношении к империалистской войне?

* * *

Из речи Шульгина на заседании организующейся контрреволюции:

«Мы предпочитаем быть нищими, но нищими в своей стране. Если вы можете нам сохранить эту страну и спасти ее, раздевайте нас, мы об этом плакать не будем».

Не запугивайте, г. Шульгин! Даже когда мы будем у власти, мы вас не «разденем», а обеспечим вам хорошую одежду и хорошую пищу на условии работы, вполне вам подсильной и привычной! Запугивание годится против Черновых и Церетели, нас «не запугаете»!

* * *

Из речи Маклакова на том же заседании («членов Г. Думы»):

«Россия оказалась недостойной той свободы, которую она завоевала».

Читай: крестьяне и рабочие не удовлетворили гг. Маклаковых. Они хотят, чтобы Черновы и Церетели «помирили» массы с Маклаковыми. Не удастся!

* * *

Из той же речи:

«Можно многих упрекать, но мы не обойдемся в России ни без буржуазии, ни без пролетариата, ни без отдельных течений, ни без отдельных лиц».

Извините, гражданин Маклаков, но «мы» (партия пролетариата) «обойдемся в России» «без буржуазии». Поживете — увидите и признаете, что иначе из империалистской войны нельзя было выйти.

***

Из той же речи:

«Мы видим массу дурных инстинктов, вышедших наружу: мы видим нежелание работать, нежелание сознать свой долг перед родиной. Мы видим, что во время жестокой войны страна есть страна празднеств, митингов и разговоров, — страна, отрицающая власть и не хотящая ей повиноваться».

Правильно! Масса «дурных инстинктов», особенно у помещиков и капиталистов. Есть дурные инстинкты и у мелких буржуа: напр., идти в коалиционное министерство с капиталистами. Есть дурные инстинкты и у пролетариев с полупролетариями: напр., медленное освобождение от иллюзий мелкобуржуазного характера, медленный переход к убеждению, что «власть» надо всю взять в руки именно этого, и только этого, класса.

* * *

Из той же речи:

«Власть будет леветь все больше и больше, пока страна будет праветь все дальше и дальше».

«Страной» Маклаков называет капиталистов. В этом смысле он прав. Но «страна» рабочих и беднейших крестьян, уверяю вас, гражданин, раз в 1000 левее Черновых и Церетели и раз в 100 левее нас. Поживете — увидите.

Н. Ленин

 

Призыв

Несется клич победно - бурный:
«К знаменам, братья по труду!»
На общий путь — тернистый, трудный,
Сольемся в армию одну!..

Спеши, товарищ, с фабрик душных,
Иди, батрак, к нам от сохи,
Пурпурный стяг в волнах воздушных,
С любовью чуткой сохрани!

«Рабочих стран всех единенье!»—
Вот что начертано на нем;
И этих слов ни искушеньем
Не уничтожить, ни мечем!

Клич этот — счастье, радость, свет:
Избавит нас от всех он бед
И, прекратив кровавый пир,
Он водрузит над миром мир!..

Несись же, клич наш неумолчный,
Из края в край, из града в град,
И на заре и в час полночный
Звучи призывно, как набат!..

Леонид Красин.

 

 

Еще по теме:

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Революция. Мы протестуем против затеи Ленина и Ко. (май 1917 г.)

А. Ф. Керенский среди войск (май 1917 г.)

Революция. Долой анархию! (май 1917 г.)

Революция погибла! Свобода погибла! Россия погибла! (май 1917 г.)

Революция. Обновленное Временное Правительство (май 1917 г.)

Революция. Брататься ли дальше? (май 1917 г.)

Революция. Неужели будем мы стыдиться имени—русский? (май 1917 г.)

 

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 751 | Добавил: nik191 | Теги: революция, Май, 1917 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz