По материалам периодической печати за май 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Товарищ Фридрих Адлер
... Я не изменил своей точке зрения, я не признал, что классовая борьба должна во время войны уступить место борьбе между народами...
...Я желал подготовить в умах почву для будущей революции, принудить народные массы снова задуматься над проблемой власти.
(Из речи нашего товарища Фридриха Адлера на суде)
Фридрих Адлер приговорен к смертной казни через повешение...
За что?
Ответ на этот вопрос читатель найдет в приведенных выше отрывках из речи т. Адлера на суде. Палачи австрийского империализма приговорили Фридриха Адлера к смерти за то, что он и во время войны остался социалистом-интернационалистом...
8/21 октября 1916 года товарищ Фридрих Адлер несколькими выстрелами из револьвера в одном из первоклассных венских ресторанов умертвил австрийского министра-президента графа Штюргка.
Фридрих Адлер был до войны типичным мирным пропагандистом, решительным противником террора. Обстановка кровавой грабительской войны, мучительно тяжелый кризис, переживаемый социализмом, подвинули его на террористический акт.
Как это случилось?
Сравнение Карла Либкнехта с Фридрихом Адлером напрашивается само собой. Оба являются сыновьями крупнейших вождей II Интернационала, оба с молоком матери всосали социалистические идеалы, оба принадлежат к числу лучших представителей молодого социалистического поколения, оба стали провозвестниками и героями грядущего III Интернационала.
Карл Либкнехт выбрал более верный путь. Ему посчастливилось сразу слиться с массами. Как ни трудны были (и остаются) условия в современной Германии, там все-таки с самого начала войны сплотилось меньшинство рабочих-интернационалистов, которое не пошло за «своей» буржуазией и «своими» оборонцами. Когда Карл Либкнехт вышел на Потсдамскую площадь, чтобы бросить в лицо разбойникам: «долой Вильгельма», «долой грабительскую войну», — с ним вместе на площади была уже 10000-ная толпа рабочих, которая тут же подхватила клич своего вождя.
В Австрии положение было (и остается) гораздо более трудным — по причинам, о которых мы сегодня не можем здесь говорить. Работа пионеров была здесь еще гораздо более тяжелой, чем в Германии, а отклик на интернационалистическую пропаганду — еще гораздо более слабым.
Фридрих Адлер с самого начала войны в общем и целом высказался против «нового» курса, против точки зрения Плехановых и Шейдеманов. В течение некоторого времени он был близок к позиции «центра», которую защищает Каутский. Но жизнь учит. Фридрих Адлер становится членом клуба «Карл Маркс», в котором преобладающее место заняли революционные интернационалисты, австрийские большевики, как их называли в Вене. Грудью прокладывают себе дорогу к массам наши венские друзья. Прорвать объединенный фронт капиталистов и оборонцев оказывается нелегким делом. Отклик масс вначале очень незначителен. Для Фридриха Адлера лично дело осложняется тем, что во главе австрийских оборонцев стоит его горячо любимый отец, Виктор Адлер, человек, который несет наибольшую ответственность за падение и вырождение австрийского социализма. 1/2 года в голове Фридриха Адлера зреет мысль: убить министра, подать тем тревожный сигнал, пробудить у многих уснувшую социалистическую совесть, выразить в этой форме протест против социал-шовинистов, перешедших на сторону своей буржуазии, призвать этим к борьбе против «объединенных авторитетов государства и австрийской с.-д. партии», — как писал Фр. Адлер в его последней перед выстрелом статье.
Австро-германские капиталисты и оборонцы долгое время утверждали, что Фр. Адлер просто сошел с ума. Капиталисты готовы были даже отказать себе в удовольствии повесить Ф. Адлера — только бы изобразить его сумасшедшим и тем лишить выстрел Адлера его политического значения. В течение 7 месяцев в судебных застенках Габсбургской монархии разыгрывалась потрясающая трагедия. Фр. Адлер боролся за право умереть, за право остаться в памяти своего народа тем, чем он хотел для него стать: мстителем-революционером, протестантом-борцом, застрельщиком в борьбе против забрызганных кровью империалистов. В этой тяжбе с палачами наш товарищ Фр. Адлер одержал теперь победу: он заставил австрийский «суд» приговорить его к смертной казни ...
В первую минуту после выстрела Адлера австрийская официальная газета «Nеuе Frеiе Рresse» писала:
«Целясь в графа Штюргка, Фр. Адлер целил также в австрийскую с.-д. партию... желая заставить своих товарищей пойти по другому, желательному для него пути».
Да, это правда, господа капиталисты. Наш товарищ Фридрих Адлер одновременно целил и в политику капиталистов и в политику оборонцев.
И это по той простой, но вполне достаточной причине, что политика «социалистического» оборончества на деле является той же политикой капиталистов. Фридрих Адлер спас, как мог, честь австрийского социализма, и он внес свою лепту в дело создания нового Интернационала, свободного от измен оборончества.
Наша партия всегда высказывалась и высказывается против актов единичного террора. Не потому, что мы против революционного насилия. По поводу убийства Столыпина мы в свое время напомнили в нашей газете знаменитые слова Пушкина:
Самовластительный злодей,
Тебя, твой род я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
Я с злобной радостью увижу!
Умерщвление не есть убийство, — писал когда-то в «Искре» г. Плеханов, который с тех пор так основательно «переучился». Но мы за массовое революционное насилие. Наш метод — московского вооруженного восстания, метод Карла Либкнехта, метод Советов Рабочих Депутатов.
И тем не менее мы видим в Фридрихе Адлере великого социалистического борца, которым гордится все честное, все самоотверженное в рабочем классе. Фридрих Адлер показал нам, что и в годину величайшего кризиса, в годину массового ренегатства, в годину, когда социалистических министров насчитывают чуть ли не десятками, находятся социалисты, которые умеют разговаривать с министрами господ капиталистов языком... мистера Браунинга. Фр. Адлер показал нам, что и в годину чудовищного, безумного разгула шовинизма можно остаться одним и все-таки не выпустить из рук красное знамя международного социализма.
И нам, русским интернационалистам, особенно есть за что поклониться Фр. Адлеру. Вчерашние террористы сегодня становятся у нас божией милостью министрами. Крайние р-р-революционеры обнаруживают себя чистейшими буржуазными радикалами... Образ Фридриха Адлера, образ Карла Либкнехта будут светить нам как идеал социалистической стойкости и героизма.
Товарищи, друзья! Сегодня мы в России в меньшинстве и одни должны противостоять мутной волне оборончества. Но взгляните на дело Карла Либкнехта и Фридриха Адлера. Шейдеманы и Пернерсторферы в Германии и Австрии сейчас еще в громадном большинстве. Но правы не они, правы Карл Либкнехт и Фридрих Адлер, кровь своего сердца отдавшие нашему делу. Они — единственные социалисты... Будь, что будет, а мы идем по их пути...
Г. Зиновьев.
***
В ближайшие дни состоится большое собрание в честь товарища Фридриха Адлера, приговоренного к смертной казни австрийским правительством.
Докладчиками будут Г. Зиновьев и Н. Ленин.
Весь сбор будет отослан австрийским и германским интернационалистам, сторонникам Фридриха Адлера и Карла Либкнехта.
Мы протестуем
Когда мы прочитали в газете "Правда", что 12 мая в Петрограде, на Галерном острове, «товарищи» Ленин, Зиновьев и Комп. устраивают платный митинг протеста против осуждения австрийского социалиста Фридриха Адлера, причем как выяснилось, весь сбор (вход на митинг был установлев по 1 р. с персоны) направить предполагается затем в Австрию—мы глазам своим не поверили.
Мы думали, что господа запломбированные (очевидно от всякой ответственности перед Родиной и совестью своей) германские наши гости забавляются; что они просто шутят, хотя бывает, конечно, шутки и весьма дурного тона.
Но ленинская «шутка» приобретает ныне уже совершенно иной характер.
Как! В то самое время, когда в той же Австрии приговорен к смертной казни русский священник Рышков, когда в Германии и Австрии томятся в плену и медленно умирают от недоедания свыше двух миллионов русских пленных (по преимуществу крестьян и рабочих); когда в столице России, в одном лишь Петрограде, десятки тысяч инвалидов настоящей войны—без рук, без ног, лишенные трудоспособности, не имеют пристанища— вы смеете деньги, собранные с русских граждан, посылать в Австрию?!
Как! Вы предпочитаете скорее облегчить участь семьи немца Адлера вместо того, чтобы помочь русскому рабочему и крестьянину, страдающему в германском плену?!
Как! Вместо помощи русским инвалидам, жертвам настоящей войны, вы смеете русские трудовые деньги, собранные с тех же крестьян и рабочих по преимуществу— пересылать нашим смертельным врагам— немцам?!
Большого оскорбления русский народ, в лице крестьянина и рабочего, на которых и легла вся тяжесть войны, еще никогда на получал.
Вы обнаружили на историческом отныне митинге 12 мая ваши настоящие чувства к русскому народу и ваше пристрастие к немцам.
Мы считаем необходимым самым решительным образом протестовать против подобных оскорблений, наносимых русскому народу.
Пора, в самом деле, путем протестов, которые должны стать всеобщими, ликвидировать открытое, ничем не стесняемое германофильство наших пораженцев.
Мы разумеется выражаем свое возмущение не митингами протеста против осуждения Адлера, но намерением устроителей митингов отослать народные деньги в Австрию.
Тем из наших граждан, у которых имеются свободные рубли, было бы целесообразнее давать их на заведомо полезные цели, как то: заем свободы, в кассу Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, разные просветительные организации а, более всего, для поддержки умирающих от голода наших военнопленных. Пора, в самом деле подумать об участи последних. Ведь они прямо обречены на голодную смерть.
Необходимо придти немедленно на помощь русским пленным, путем всенародных пожертвований.
В случае если наш призыв встретит сочувствие—мы охотно возьмем на себя сбор пожертвований и надеемся, что и вся петроградская печать примкнет к нашему предложению; списки жертвователей с указанием суммы присланных денег будут печататься на страницах нашей газеты.
"Русский инвалид", № 114 от 17 мая 1917 года.
Протест против приговора над Ф. Адлером
Митинг русских рабочих в театре Екатерингофского сада, на котором присутствовало 3.000 человек, шлет свой восторженный привет борцу пролетариата Австрии Фридриху Адлеру и выражает свой негодующий протест против господствующих классов Австрии, приговоривших его к смерти.
Слава подвигу Адлера, проклятие его убийцам.
Принято единогласно.
Председатель митинга В. Алексеев.
Правда от 13 мая 1917 г.
Протест против суда Ф. Адлера
Москва. Исполн. Ком. Совета Раб. Деп. устроил 14 мая демонстрацию протеста против смертного приговора, вынесенного австрийскому социал-демократу Адлеру.
Правда от 16 мая 1917 г.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Революция. Нужно воссоздание армии (май 1917 г.)
Революция. Александр Федорович Керенский, один из самых популярных ныне людей в России (май 1917)
Революция и армия. Россия уже кажется занесла ногу над пропастью (май 1917 г.)
Революция. Вернуть богатства монастырей свободной России (май 1917 г.)
Революция. Мы протестуем против затеи Ленина и Ко. (май 1917 г.)
А. Ф. Керенский среди войск (май 1917 г.)
|