nik191 Понедельник, 13.01.2025, 07:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Февраль » 16 » Революция и Государственная Дума
07:09
Революция и Государственная Дума

 

 

По материалам периодической печати за 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

Политическое обозрение


Государственная Дума четвертого созыва, по своему происхождению и составу, казалось, была менее всего призвана к выпавшей ей исторической роли организационного центра русской революции.

Избранная в 1912 году на основании антиконституционного положения 3-го июня, она представляла собою собрание, с политической точки зрения, очень умеренное, с заметным преобладанием октябристов и примыкавших к ним справа партий. Но поучительною особенностью политического движения последних лет явилось то, что страна, которая была гораздо „левее“ Думы, инстинктивно тяготела к ней, как бы смутно сознавая, что, в случае взрыва и гибели старого порядка, Дума понадобится новой государственности, как центральный политический авторитет.

Страна критиковала Думу, ворчала на нее за чрезмерную осторожность, требовала от нее большей энергии в борьбе с правительством. Но все-таки берегла и поддерживала ее и окружала почти мистическим ореолом. Оглядываясь теперь на революционную неделю, нужно беспристрастно признать, что четвертая Гос. Дума оказалась на высоте положения. Дума не сделала революции. Судьбу революции решили войска петроградского гарнизона, но, присоединяясь к народному восстанию, Дума спасла дело революции. Без Думы революция могла бы выродиться в кровавую междоусобицу. Не будь Думы, петроградской революции угрожала бы опасность быть непонятой и непризнанной остальной Россией.

Гос. Дума едва ли была бы в состоянии сослужить отечеству эту великую службу, если бы в ней самой, под впечатлением военных неудач и роста оппозиционного настроения в народе, не совершился процесс внутренней организации. Организации эта выразилась в создании и так называемого „прогрессивного блока". Этим именем было названо соглашение шести (впоследствии, в виду выхода из блока прогрессистов, пяти) думских групп от прогрессивных националистов до фракции народной свободы.

Соглашение было подписано 24-го августа 1915 года и объединило наряду с большинством Думы и прогрессивное большинство Гос. Совета. Исходя из убеждения, что только сильная, твердая и деятельная власть может привести отечество к победе, блок требовал прежде всего создания объединенного правительства из лиц, пользующихся доверием страны и согласившихся с законодательными учреждениями относительно выполнения в ближайший срок определенной политической программы, и решительного изменения приемов управления, основывавшихся на недоверии к общественной самодеятельности.

В дальнейшем программа блока содержала перечисление ряда назревших внутренних реформ. При свете завоеванной Россией полной политической свободы этот перечень кажется скромным и бледным. Но не подлежит сомнению, что он правильно намечал путь к мирному обновлению России. Если бы на основе его произошло сближение между царской властью и Думой, надвигавшийся кризис мог бы быть предотвращен.
Но в своем безумном ослеплении Николай II не воспользовался и этим последним случаем заключить честный мир с русским народом. Между блоком и правительством завязалась глухая борьба, и хотя по форме Дума боролась с министрами, всем было ясно, что по существу шла борьба с самим царем.

В силу обстоятельств времени, обе стороны чувствовали себя не вполне свободными в своих движениях. Желая до последнего момента остаться на почве законности, Дума умеряла энергию своего натиска на правительство. Вынужденный считаться с армией и с союзниками, Николай II избегал решительных мер против Думы. Дума ограничивалась обличительными речами и протестующими резолюциями. Царь то созывал, то прерывал, то закрывал думские сессии и беспрестанно сменял своих министров, которые были объединены только в одном отношении. Они одинаково не пользовались доверием страны и не хотели или не думали наладить совместную работу с Думой.

При таких условиях, среди грозных признаков продовольственной разрухи и расстройства транспорта, прошло больше года. С открытием Думы 1-го ноября 1916 года дело стало явно приближаться к развязке, и в воздухе запахло порохом. Тон думских речей и резолюций поднялся до того предела, дальше которого нельзя уже было идти. Но и царская власть заняла твердую позицию и как будто решилась больше не уступать. На стороне Царского Села к этому времени особенно выделились две фигуры, тесный союз которых сыграл огромную роль в дальнейшем ходе событий—императрица Александра Федоровна и А. Д. Протопопов.

 

 

Молодая императрица сделалась главной вдохновительницей политики сопротивления Думе и стране, Протопопов, сам вышедший из думских рядов, был ее постоянным советчиком и исполнителем ее предначертаний. Усилиями этих двух фатальных людей была ликвидирована „ошибка" царя, пожертвовавшего Государственной Думе Штюрмером. Быстро промелькнуло премьерство А. Ф. Трепова, беспомощно метавшегося между Царским Селом и Таврическим дворцом.

 

Кн. Н. Д. Голицын

 

Во главе правительства был поставлен никому неведомый кн. Голицын человек Александры Федоровны. Дума была закрыта, созвана на январь и снова отсрочена до 14-го февраля. Даже сановно-бюрократический Гос. Совет подвергся разгрому за принятие резолюции прогрессивного блока. Председателем его назначили И. Г. Щегловитова, его правые кресла заполнили послушными правительству чиновниками-карьеристами. Всевозможные общественные организации, до объединенного дворянства включительно, поддерживавшие Думу, тщетно взывали к последним остаткам разума и совести власти.

Царская власть, которая именно в союзе с Думой должна была бы искать себе спасения, сама же толкнула ее на союз с революцией. 27-го февраля, когда войска петроградского гарнизона уже выходили из казарм и захватывали правительственные учреждения, стал известен указ царя о закрытии Думы.

 

 

Николай II остался верен себе до конца. Он не распустил Думы, он только прервал ее заседания до апреля, „в зависимости от чрезвычайных обстоятельств". Но было уже поздно. „Чрезвычайные обстоятельства" революции властно указывали Думе ее место во главе восставшей столицы. Утром в Таврическом дворце собрался Совет старейшин и постановил: „Гос. Думе не расходиться. Всем депутатам оставаться на своих местах".

Дума наконец сошла с почвы старой законности. Она ослушалась царя, и таинственная магия царской власти исчезла. У революции появилась своя власть—власть Думы.

Словно притягиваемые этой новою властью, потянулись к Таврическому дворцу люди и вещи революции. В Думе заседал Временный Комитет под председательством М. В. Родзянки, в течение нескольких дней бывший единственным правительством России. Здесь обосновался Совет рабочих депутатов—руководящий орган петроградского рабочего движения.

 

 

В Думу являлись одна за другой присоединявшиеся к революции воинские части. В Думу со всех сторон города везли продовольственные запасы, оружие, медикаменты. В Думу приводили арестованных министров и городовых. Солдаты, рабочие, журналисты, чиновники, женщины, дети—все стремились к Думе, облепляли решетки, запружали улицы и дворы, заполняли коридоры и залы.

 

 

Дума одновременно была местопребыванием правительства, штаб-квартирой революционных войск, провиантским складом, арсеналом, арестным домом. В случае неудачи революции, она была бы ея осажденной цитаделью.

Выл великий хаос в Думе. Но среди шума и криков, за пестрой толпой обывателей, студентов, интеллигентов, простолюдинов, несколько храбрых, умных и честных людей день и ночь упорно делали гигантскую организационную работу. Из хаоса революции уже выступали первые очертания нового правительства свободной России.


Проф. К. Соколов.

 

Еще по теме:

 

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Революция. Петроград 2 марта. Выступления вождей революции

Революция. Петроград 2 марта. События дня

Государственный переворот. Политическое обозрение

Революция и Государственная Дума

Революция. Петроград 3 марта. Действия временного правительства

 

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 889 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., Государственная Дума, революция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz