По материалам периодической печати за апрель 1917 г.
Все даты по старому стилю.
Зависимая от Германии Польша сказала свое слово
В ответ на братский горячий призыв России—польский Государственный Совет принял известную резолюцию, между строк которой читается:
—„Оставьте нас в покое, мы очень довольны своими новыми господами, которые кстати обещают нам Литву и Белоруссию".
Давно ли мы слышали от поляков, что между ними и немцами старинная расовая ненависть, о которой мы, русские, не имеем даже никакого представления.
А теперь?
Теперь польский Совет предостерегает, что Польша не будет вести войну против центральных держав, монархи которых гарантировали польскую независимость. Никто, конечно, не требует, чтобы зависимая от Германии Польша и вела войну против своего господина. Она не может этого, если бы и хотела. Но зачем было в этом расписываться? Вот, казалось бы, случай красноречиво помолчать. Но польские политики не захотели молчать. Они сочли нужным перед лицом всего мира засвидетельствовать, что враги России, Англии, Франции и Америки—друзья Польши. Что монархи, являющиеся врагами всего славянства —покровители Польши, что соединением воедино незаконных польских земель в Варшаве не интересуются, но зато протягивают руку к Литве и Белоруссии.
Зачем это сказано—мы не понимаем. К сожалению сказано, и нам остается только рассматривать этот акт, как своеобразную благодарность Варшавы за снятие всех ограничений с поляков Западного края.
В. Шульгин.
Информация
Во всех странах одинаково народ подвергается последовательному обману, одурачиванию со стороны классового правительства: в России капиталисты, хозяева, собственники, истинные виновники современной кровавой мировой бойни, усиленно пускают слух о том, что германские рабочие вместо того, чтобы с радостью приветствовать «русскую свободу» и «давить» на свое правительство, поддерживают завоевательные планы Вильгельма и не борются за скорейший мир.
Русские рабочие забывают, что и до германского пролетариата не доходит правда, что и там ведется намеренно ложная информация народа, сообщаются исковерканные, лживые сведения о том, что делается в России.
Из всех этих исковерканных слухов у рабочих Германии и Австрии получается впечатление, что нет еще, не завоевана геройской борьбой рабочих и солдат «новая Россия», что «свобода» у нас временная, как было в октябрьские дни в 1905 г., что вот-вот опять загудят в воздухе нагайки царских слуг...
Не понимают и не знают в Германии рабочие о том великом перевороте, что произошел в России, не понимают потому, что ловко и хитро обманывают германские капиталисты и военные власти германский народ, как стараются и у нас те же представители капитала и собственности одурачить, обмануть нас, показать в другом, искаженном свете то, что делается за линией боевого огня.
Нами получено из Швеции письмо германских товарищей из редакции бреславльской рабочей газеты «Страж Народа», в котором ясно сказывается неведение того, что творится в России; письмо помечено 15 марта.
Товарищи из Германии просят выслать им «Правду» через посредство шведской партии и прибавляют:
«Нам было бы также очень желательно, если бы мы могли получить номера газеты, которые со временем будут иметь историческое значение, так как еще большой вопрос, долго ли просуществуют социалистические газеты в России».
Ловко работают капиталисты, буржуазные партии, заинтересованные в войне, дурачат народ, сеют взаимное недоверие. Долго ли еще мировой пролетариат, истекающий кровью во славу империализма, будет терпеть обман и, вместо того чтобы вдумываться в причины и цели войны, или на поводу у буржуазии, у собственников, у капиталистов, помещиков, повторяя их крик: «война до победы»?
А. К.
Провокация в армии
Петроград, 12 апреля.
В воззвании Военного Министра А. И. Гучкова к солдатам, напечатанном в нашей газете 9 апреля с. г. (№ 82) указывается на глубоко-печальное явление, наблюдавшееся за последние дни в армии, именно на массовое дезертирство.
Как выяснилось самовольный уход солдат с фронта на родину вызван пущенными кем-то слухами о предстоящем переделе земли, причем участниками такового явятся будто бы лишь те, кто будет находиться к этому времени внутри страны.
Слух этот несомненно провокационный. Он пущен многочисленными немецкими агентами и шпионами, от которых отечество еще не успело к сожалению избавиться.
Цель распространения подобного рода слухов ясна. Большая часть нашей армии—это крестьяне— землеробы и все их самые светлые помыслы связаны с мечтою о наделении землей.
И вот к гражданам—солдатам мы и обращаемся с настоящим предостережением—не верить тем слухам, которые распространяют известия о возможности в настоящее время каких-либо переделов земли.
Лица эти желают только одного: отвлечь внимание армии от ее основной задачи—спасения родины от предстоящего грозного нашествия немцев. Временное Правительство вскоре после своего сформирования объявило, что заветная мечта крестьян о земле будет обязательно разрешена. Для этого Правительство предполагает немедленно же заняться разработкою земельного вопроса и соответствующий законопроект будет одним из первых предложен вниманию Учредительного Собрания.
Для всех вполне понятно, что земельный вопрос и не может быть разрешен иначе, как Учредительным Собранием, созванным на основании всеобщей, прямой, равной и тайной подачи голосов.
Таким образом пока не будет собрано Учредительное Собрание не может быть и речи об осуществлении земельной реформы.
Только народные представители, избранные путем всеобщего голосования, в состоянии справедливо и безболезненно разрешить требования крестьян о земле.
Но даже и Учредительное Собрание не будет иметь возможности разобраться в земельном вопросе до той поры, пока не удастся в точности выяснить у кого и сколько имеется земли и кто и в каком размере в ней нуждается.
Для всех ясно, что прежде чем наделять кого-либо землей надо выяснить:
1. Общее количество земли и как она распределяется между настоящими ее владельцами и
2. Общее количество крестьянских дворов в нашем государстве.
Только имея совершенно определенные статистические данные, отвечающие на эти два основных вопроса, т. е., зная каким земельным фондом мы располагаем и какому количеству хозяев его нужно раздать, представилось бы возможным приступить к разрешению земельной нужды крестьян.
Необходимо, следовательно, в самом непродолжительном времени приступить к производству всероссийской земельной переписи.
Эта перепись и будет произведена вне всякого сомнения в течение предстоящего лета с таким расчетом, чтобы к тому времени, когда откроется Учредительное Собрание — необходимый материал для разрешения земельного вопроса будет собран и разработан.
Таким образом, граждане-солдаты могут быть совершенно спокойны. До начала обсуждение земельного вопроса в Учредительном Собрании пройдет еще не мало времени, ибо дай Бог, если к концу 1917 года удастся произвести сел.-хоз. перепись.
А к этому времени по всей вероятности может окончиться и война.
Кроме того армия, несомненно, примет участие в выборах в Учредительное Собрание.
Следовательно, земельный вопрос не будет разрешен в отсутствии и помимо граждан, призванных в ряды армии.
Поэтому единственной задачей всякого солдата, находящегося ныне на фронте, должно быть стремление отстоять Родину от немецкого нашествия.
Ибо если победят немцы — всякие мечты о земле надо будет вновь отложить на неопределенное время.
Самовольный уход из армии является, таким образом, не только изменой Родине, но и резко противоречит интересам самих крестьян.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Революция. 9 апреля 1917 года. Наша революция и западно-европейский пролетариат
Революция. 10 апреля 1917 года. Хроника событий
Революция. 11 апреля 1917 года. Наступает последняя смертельная схватка с немцами
Революция. 12 апреля 1917 года. Революционный Кронштадт
Революция. Апреля 1917 года. К текущему политическому моменту
Революция. Апрель 1917 года. Бесстыдная ложь капиталистов
|