Религия есть опиум для народа
С давних пор, в программах всех социал демократических партий значилось: религия есть частное дело каждого гражданина. Соответственно этому, социалистические программы требовали отделения церкви от государства и школы от церкви, для того, чтобы не насиловать совести, как религиозно-верующих, так и неверующих.
Такое погромное требование было понятно, достаточно и революционно в те времена, когда буржуазная или феодальная государственная власть не только пользовалась религией, как опиумом для народа, т.-е. для усыпления его сознания; но и пользовалась религиозным безумием бессознательных народных масс для того, чтобы натравить эти массы на инако верующих и таким образом, часто отводить бурный поток народного негодования в русло религиозной ненависти.
Вполне понятно, что теперь, когда пролетарские городские и деревенские массы не только освободились от царско-буржуазного кошмара, но и утвердили свою собственную власть, такое чисто терпимое отношение к тому надувательству и обману, которому подвергается народ под видом религиозных чудес, что часто, даже с корыстной целью, со стороны государственной власти не может дольше продолжаться.
Если мы свергли буржуазный гнет, если мы противопоставляем все свои агитационные силы буржуазным попыткам привлечь на свою сторону бессознательные народные массы, то тем более мы должны противодействовать такой агитации, которая использует самые потаенные и интимные стороны человеческой души, чтобы нажить капитал на религиозном невежестве.
Государство пролетариев не может больше отговариваться тем, что «религия есть частное дело», и не вмешаться в самую гущу той области, где обман и мошенничество всего легче, всего возможней и всего опасней.
Наоборот, пролетарское государство должно принять самое действенное участие в работе по уничтожению религиозных предрассудков, так как оно в этом жизненно заинтересовано, как буржуазный и самодержавный строй были заинтересованы в том, чтобы религия—эта «основа нравственности, добродетели», и... частной собственности, расцветала пышным цветом.
Но, конечно, объявляя непримиримую борьбу со всеми религиозными предрассудками, пролетарское государство не должно вести эту борьбу такими насильственными и оскорбительными методами, которые эти предрассудки только питали бы и укрепляли.
Лучший пример, чего не должно делать, дало нам царское самодержавие, которое ведь тоже «боролось» с религиозными предрассудками, шедшими вразрез с официальной религией чиновников из «святейшего» синода.
Огнем и мечом, а впоследствии, каторгой и ссылкой проносилось самодержавие по раскольничьим скитам, по духоборам, скопцам, молоканам и пр.,—и в результате такого варварского гонения, фанатики и религиозные предрассудки только .. крепли в бедных головах, гонимых и мучеников за веру.
Поэтому программа нашей партии, которая теперь руководит всей государственной политикой советской России, вполне правильно намечает себе отношение к религии не в виду невмешательства в «частное дело каждого», а как активное содействие в просвещении трудовых масс, что касается их религиозных верований.
«По отношению к религии политика р. к. п. (российской коммунистической партии) состоит в том, чтобы не удовлетворяться декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви, т.е. мероприятиями, которые буржуазная демократия обещала, но нигде в мире не довела до конца, благодаря многообразным фактическим связям капитала с религиозной пропагандой.
Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, а также к фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков, организуя для этого самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма».
Этими основными положениями руководствовалась государственная власть, когда предписала на местах начать разоблачение бессовестного шарлатанства «нетленными мощами». При этом, местные советские власти должны соблюдать сугубую осторожность и непременно приглашать к вскрытию мощей лиц того места, известных своей религиозной преданностью.
От этого может быть только двойной выигрыш. Верующее население не будет оскорблено в своих религиозных чувствах, а кроме того, оно скорее поверит свидетелю из своей собственной среды, которого оно не будет подозревать в умышленном желании осквернить или разоблачить то, что и почитается за святыню.
Наши читатели, вероятно, не раз имели уже возможность ознакомиться со случаем разоблачения мощей или «благочестивой» жизни попов и монахов.
Только недавно, в присутствии верующих свидетелей, были осмотрены раки нескольких «святых», в которых должны были быть их нетленные мощи. Что же там оказалось? Вместо «чудотворных» и «нетленных» мощей в раках находились паутина, вата песок, тряпки, восковые фигуры и т. п. Нужно было так презирать русский народ, как это делали попы, купцы, и помещики, чтобы столь грубым и аляповатым способом обманывать его.
Было бы, однако, ошибкой думать, что только православные попы так бессовестно надувают свою паству.
Хотя народы, исповедующие католическую и иудейскую религию, считаются более культурными и образованными, все же и среди них имеются еще целые миллионы, которые поддаются обману своих попов, т. е. ксендзов или раввинов, которые и держат «божьи чада» в темноте и невежестве и обирают их во славу божию.
Нет сомнения, что государственная власть не ограничится пропагандой против одной только религии, а возьмется за все решительно и твердо.
Было бы слишком позорно для нас если бы народ, сбросивший экономические политические цепи капитала еще долго тащил за собой духовные цепи ветхозаветного и средневекового колдовства, которое называется теперь религией.
Н. Сонин.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1919 № 087, 19 апреля
|