Так уж случилось, что первая мировая война стала в нашей стране "неизвестной войной", а ее герои - неизвестными.
Пытаюсь хотя бы чуть-чуть исправить это, продолжаю публиковать хронику войны по материалам старых газет, а сегодня начинаю публиковать материалы, посвященные ее героям, тем, кто своим ратным трудом, а порой и ценой своей жизни, создавали славу России и ее оружия.
Из официальных донесений
Подвиг урядника Баканова и 11-ти лейб-казаков 5-й сотни лейб гвардии казачьего Его Величества полка под пос. Любранцем
29-го октября 1914 года.
(Из донесений командиру бригады)
25-го октября от Сводно-Гвардейской казачьей дивизии, охранявшей участок фронта против кр. Торна на левом берегу Вислы был выслан разведывательный дивизион, под командою полковника Потоцкого.
5-й сотне лейб гвардии казачьего Его Величества полка был указан район разведки около 10 верст по фронту между местечками Петроковым и Радеевым. Под натиском конных частей противника, 5-я сотня 28-го с боем отошла от Яронтовице в Брест-Куявский, где были части пехоты 5-го Сибирского корпуса.
Вечером того же дня командир сотни подъесаул Зубковский послал донесение начальнику дивизии с двумя казаками на подводе в пос. Избицу по дороге на Любранец, предполагая что этот посад свободен от противника. Ночью явился один из посланных казак Аносов и доложил, что не доезжая до Любранца у леса, они наткнулись на немецкий пост и были обстреляны, причем урядник Ажогин упал замертво, а он, Аносов, ползком вдоль шоссе по канаве добрался к сотне.
Дабы непременно достать товарища-казака урядника Ажогина живым, или мертвым, и по возможности выяснить силы противника у Любранца, командир сотни вызвал охотников и выбрав из них 11 казаков под командою урядника Баканова, с рассветом выслал их к месту, указанному казаком Аносовым.
Доехав до кол. Кровице, где был пехотный пост нашего охранения (7 человек), урядник Баканов со своим разъездом увидел в пол версте немецкий конный патруль, который, будучи обстрелян, ушел.
Полька, местная жительница, вызвалась пройти вдоль шоссе по канаве, дабы обнаружить труп урядника Ажогина у опушки леса; однако, она не вернулась. Местные жители показывали, что Любранец сильно занят противником, есть пушки и конница.
Пойманный еврей, шедший по шоссе, под угрозою смерти, показал, что его выслал начальник немецкой конницы из Любранца, чтобы узнать: есть ли в Брест-Кулявском русския войска. В 9 часов утра 29-го октября казаки ясно проследили два эскадрона противника, шедшие из Радеева в Любранец, а через час, дойдя до отдельных домов поселка Белявы, увидели конницу противника, выходившую из Любранца по шоссе на Брест-Кулявск. Впереди шли три всадника. Казаки дали по ним три выстрела без видимого результата, однако всадники поскакали назад к эскадрону.
Через четверть часа казаки ясно уже различали в версте двигающийся эскадрон. Головная часть немного впереди, без дозоров. Решив устроить немцам засаду, урядник Баканов приказал отходить врозь наметом. Казаки подошли к своему пехотному посту, быстро спешились и передали держать всех лошадей местным двум полякам. Урядник Баканов, остановив пехотный пост, уже собравшийся было отходить к своей заставе, и применившись к устроенному пехотинцами окопу, подпустил немецкий эскадрон примерно на 200 шагов и дал семь залпов, совместно с пехотинцами.
Засада удалась—противник остановился, смешался, лошади падали, из них шесть убито было наповал. Отдельные всадники скакали во все стороны, как подсчитала потом пехота, 11 кавалеристов остались убитыми и много раненых. Лошади без всадников носились по полю. Германский эскадрон повернул и стал уходить. Казаки, быстро сев на коней, укрытых рядом за ближайшей халупой, полевым наметом пошли преследовать уходящий эскадрон. Достигая остальных, кололи пиками и рубили, причем еще 8 кавалеристов было убито.
Однако увлекшись преследованием, казаки близ леса наткнулись на наступающую цепь неприятельской пехоты с пулеметами, открывшей беглый огонь. Казаки повернули и пошли по полю назад. Приказный Овсянкин, проскакивая мимо трупов, заметил офицера, соскочил, снял бинокль, каску, а с рядом лежавшего карабин и патронташ. Урядник Баканов, дабы привести доказательство происшедшей схватки, снял карабин, каску и немецкую пику. Все это делалось под огнем немецкой пехоты.
Доскакав до Бровице, урядник Баканов, собрав всех казаков, послал немедленно словесное донесение с урядником Папаримовым ближайшему пехотному начальнику—о наступлении немцев. Урядник Папаримов доскакал до Брест-Куявскаго, отыскал там командира пехотного полка я лично доложил ему о наступлении неприятеля, которого по-видимому не ожидали, считая Любранец не занятым противником. Командир полка, поблагодарив несколько раз урядника, тотчас вызвал на позицию батальон и батарею. Не успели остальные казаки доехать до Бреста, как уже разгорелся сильный артиллерийский бой.
Потери немцев от устроенной ими засады по примерному подсчету: 19 убитых, из них 1 офицер и много раненых. У нас две лошади легко ранены ружейными пулями.
5-я сотня с утра ушла на Ходеч, где к ней присоединился разъезд Баканова. Урядник Ажогин оказался только раненым и присоединился через неделю к сотне. Ему пришлось провести в стоге сена целый день и затем ночью он пробрался к своим, выйдя на разъезд Астраханского полка.
Еще по теме:
Первая мировая война
...........
Первая мировая война. Женщина-героиня Иванова Софья Михайловна
Первая мировая война. Первый Георгиевский кавалер войны Кузьма Крючков
Первая мировая война. Подвиг урядника Баканова
Первая мировая война. Лихое дело унтер-офицера Зайцева
Первая мировая война. Дмитрий Труфанов
Первая мировая война. Геройская смерть прапорщика Резанова
Первая мировая война. Подвиг рядового Николая Алексеева
Подвиги священников Кубанской пластунской бригады Тихомирова и Язловского
|