30 (17) ноября 1914 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
17-го ноября 1914 года.
Между Вислой и Вартой неприятель продолжает удерживать укрепленную им позицию Стрыков—Згерж—Шадек-Здунска-Воля. Весьма упорные бои велись в районах Стрыкова и Згержа, при чем нами захвачены орудия и пулеметы и несколько сот пленных. Наши войска овладели с боя фронтом Главно-Собота. Вдоль левого берега Вислы немцы ведут контратаку.
По показаниям пленных потери германцев огромны. Многие батальоны не имеют вовсе офицеров. Состав рот уменьшился до шестидесяти-восмидесяти человек.
На фронте Ченстохов—Краков крупных боев не было. Австрийская армия, оборонявшая с востока подступы к Кракову на Шреняве и Рабе и разбитая нами 13-го ноября при преследовании оттеснена в район крепости.
В Карпатах 14-го ноября взято в плен до 1200 австрийцев. Неприятельские войска, находившиеся в Буковине, поспешно отступают. Черновицы вновь заняты нами.
В районе Мазурских озер и реки Ангерап наши войска вытеснили германцев на некоторых участках из укрепленных позиций.
ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ
За 15 ноября значительных боевых столкновений не было.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
16-го ноября.
Упорные бои продолжаются на Ловичском направлении. Попытка германцев продвинуться в районе Щерцова отражена с большими для них потерями. На остальной части фронта на левом берегу Вислы велась лишь артиллерийская перестрелка.
В Плоцке наши войска захватили 4 баржи, груженые снарядами и амуницией.
В Восточной Пруссии продолжаются небольшие бои.
Франко-Бельгийский театр военных действий
16-го ноября.
На всем фронте наблюдалось полное затишье, за исключением Аргонской возвышенности, где атаки германцев окончились такой же неудачей, как и предшествовавшие.
Стратегическое положение турок на Кавказском театре
Даже при беглом стратегическом обзоре армянского театра военных действий, являющегося укрепленным оплотом всей Aзиaтcкой Турции, можно видеть, что все начинания турок в Армении парализованы и обречены на неудачу. Вся их авантюра выступления против Poccии главным образом была основана на следующих четырех факторах:
1) расчет на нашу неготовность,
2) внезапность и нападение на наши кавказские войска,
3) господство на море, благодаря приобретения Гебена и Бреслау,
4) и помощь курдов.
Немедленный переход в наступление нашей кавказской армии и занятие неприятельской территории местами даже на 120 верст в глубь ея служит лучшим опровержением неправильности вышеуказанного расчета; внезапное нападение на море, вылившееся в разбойничьем обстреле наших беззащитных портов, также не принесло для Турции никакой пользы; мысль о внезапности нападения на нашу кавказскую армию турками не только была оставлена, но даже они вынуждены были их собственное стратегическое развертывание, в виду неожиданности перехода границы нашими передовыми частями перенести в глубь Армении и только часть его совершит под прикрытием Деве Бойненской позиции, непосредственно прилегающей к крепости Эрзеруму; уступка нам весьма важной в стратегическом отношении Кепри-Кейской позиции, запирающей ряд проходов, образующихся цепями гор, во главе с важнейшим Кара-Дербентским проходом, являющимся наилучшим караванным путем из Эрзерума в Баязеть еще более подтверждает, что элемент внезапности был упущен.
Наконец, помощь на дикие орды курдов также не оправдалась. Являясь преобладающим элементом в центральной части Эрзерумскаго, Витлисском и Ванском вилаэтах, курды в большинстве случаев мусульмане-суниты; по образу жизни разделяются на курдов-райя и курдов аширетных; первые ведут оседлый образ жизни, вторые—кочевой; последние подразделяются на племена, во глав которых стоят беки и ханы. Большинство курдов аширетов турецкой власти вовсе не признают, никаких повинностей не несут и являются крайне ненадежным элементом. Весьма небольшая часть аширетов, признающая турецкую власть, отбывает военную повинность в конно-ирегулярных полках, называвшихся раньше Гамидие, а ныне переименованных в легкую конницу из кочевых племен.
Между отдельными племенам нет никакой солидарности; все они находится между собою в кровавой вражде.
Особенно ненадежны курды, населяющие горный раион Дерсим, куда всегда приходится туркам в мирное время посылать карательные экспедиции. В политическом и религиозном отношении курды совершенно индиферентны. Они одинаково ненавидят всякую власть; они больше жадны и хищны к чужому добру, чем воинственны; вот почему не удивительно, что будучи весьма впечатлительны, курды, а таких полков около 20-ти, не выдержали борьбы с регулярными войсками и под влиянием первой же неудачи стали сдаваться целыми племенами нашим доблестным войскам.
В довершение изложенного, оборванная голодная турецкая ярмия предстала перед нами на почти бездорожной прилегающем к Кавказу—театре среди суровой зимы; громадное значение зимней компании именно на Кавказе уже видно из следующего беглого обзора подступов, прилегающих к нашей кавказской приграничной полосе, различных на разных участках не только в стратегическом, но даже в климатическом отношениях; так подступы:
1) к левому флангу нашего Кавказского театра от Вана в обход озера того же названия на Баязет, проходит по равнине Абага или Магометовой долине в среднем около 7-ми тыс. футов вышины.
Долина эта по причине малонаселенности, суровой зимы, глубоких снежных наносов и отсутствия дорог является неудобной для ведения военных операций зимой особенно значительными силами. Такими же свойствами пользуются долины севернее Эрзерума, Дамдулаг, Каргабазара, Бингельдага и Саганлуга.
2) Подступы к центру проходят по долинам: Баязетекой, Алашкортской, Нижне я Верхне-Пассинской, Эрзерумской, Байбуртской, Хныскому и Карскому плато и Ардаганской и Александропольской равнинах, лежащим на менее значительной высоте, всего 4 1/2—6 тыс. футов; по этим равнинам, хотя и пролегают лучшие пути, но также суровая зима от ноября до февраля включительно, обилие снегa при морозах, доходящих до 20 градусов, сильно затрудняют операции большими силами, кроме того за невозможностью фланговых, лобовые атаки турок на этом фронте разобьются о сопротивление наших Кавказских войск, все время, как сообщается официально, продвигающихся вперед.
3) Наконец, Зачорохский край, прилегающий к Черному морю, хотя и отличается большой мягкостью и вообще влажным и теплым климатом, но благодаря дикости горного хребта Тавра, образующего вместе с отрогами Алжирского и Армянского хребтов—целый ряд глубоких ущелий и горных хребтов, исключающих всякую возможность действий значительными силами не только зимою, но и летом.
Попытки же воспользоваться движением хотя бы небольшой колонны по побережью Черного моря, как известно, окончились для турок, благодаря энергичной деятельности нашего Черноморского флота, полной неудачей.
Суммируя все вышеизложенное необходимо заметить, что помимо выбора неудачного момента для открытия против нас военных действий зимой, турки отдачей в наши руки с боя Кепри-Кейской позиции поставили этим себя в крайне невыгодное стратегическое положение.
Официальное сообщение, что на Эрзерумском направлении, т. е. ведущем к Деве-бойненской позиции, турки опрокинуты на всем фронте и энергично преследуются нашими войсками, окончательно вырывает у турок всякую инициативу в действиях и вынуждает их совершенно отказаться от активных действий, сводя все будущие операции только к отбиванию нашего удара; цель турок нашим настоящим успехом теперь сводится не к наступлению, а при помощи обороны удержанию первостепенной важности для них позиции у Деве-бойну, являющейся ключем к Эрзеруму.
Н. В.
О бомбардировке Новороссийска
Затонувший в новороссийском порту пароход «Николай».
Пожар нефтяных цистерн.
В настоящее время выясняется несколько любопытных и характерных деталей хозяйничания немецко-турецкого флота у берегов Новоросийска.
Неприятель, очевидно, был прекрасно осведомлен. Tак, у командиров всех судов имелся подробнейший план Новороссийска, какого, пожалуй, нет даже у нашего городского самоуправления. Бомбардируя город, немцы тщательно избегали, однако, стрелять в одну цель—в цементный завод, расположенный параллельно пристани. Нужно ли пояснять, что завод этот принадлежит немецкой компании!
Когда турецкий флот подошел к бухте, с минного крейсера „Решадие" была спущена шлюпка с двумя турецкими офицерами и двумя матросами. В лодке был еще пятый высокого роста господин, прилично одетый, старавшийся скрыть свое лицо, кутаясь в воротник пальто.
Во время переговоров турецких офицеров с властями некоторые частные лица, находившиеся на пристани, особенное вниманиe обратили на таинственного незнакомца и стали присматриваться к нему.
Тщетно старался этот, господин скрыть свое лицо. Он был вскоре узнан. Таинственный незнакомец оказался управляющим одной немецкой экспортной фирмы в Новороссийске, скрывшемся из города при крайне загадочных обстоятельствах за несколько дней до бомбардировки.
Один из местных экспортеров, близко знающий этого субъекта, утверждает, что он—офицер запаса германской армии.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 27 (14) ноября 1914 года
Первая мировая война. 28 (15) ноября 1914 года
Первая мировая война. 29 (16) ноября 1914 года
Первая мировая война. 30 (17) ноября 1914 года
Первая мировая война. 01 декабря (18 ноября) 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
|