26 (13) июня 1917 года
Сообщение из ставки
13 июня 1917 года.
Западный фронт
На Золочевском направлении в районе дер. Перепельники сильная партия противника под прикрытием артиллерийского огня пыталась приблизиться к нашим окопам, но была прогнана ружейным огнем.
Южнее Брзежан в районе д. Свистельники, после сильного артиллерийского огня пехотные части противника ворвались в окопы первой линии трех наших рот; перебив сторожевые части, немца распространились было по окопам, но нашей контратакой принуждены были отойти в свои окопы.
Тяжелая артиллерия противника ведет интенсивный огонь по району Потуторы, Рыбинки, Котов.
На остальном фронте перестрелка.
Румынский фронт
Перестрелка.
Кавказский фронт
В районе горы Ак-Баба, юго-восточнее Эрзинджана, курды атаковали наши позиции, но были отбиты ружейным огнем. На Пенджвинском направлении наши войска овладели окопами на р. Абиширван (южнее Бана).
Действия летчиков
Нашим летчиком сбит германский самолет, упавший в районе Чиуслея (в Румынии). Один из летчиков разбился на смерть. Аппарат сломан. У устья р. Бузео артиллерией противника сбит наш аэростат.
Черное море
Крейсер «Бреслау», не появлявшийся в Черном море в течение 11 месяцев, 12 сего июня бомбардировал нашу радиостанцию и маяк на острове Фидониси; высадив затем на этот остров вооруженную команду, уничтожив расположенные на острове помещения и окончив эту операцию, преследуемый нашими судами скрылся в Босфор.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Официальное сообщение великобританской главной квартиры во Франции от 9 июня вечером:
В течение ночи мы отразили неприятельский набег близ Эпеи. Германцы оставили несколько трупов на наших проволочных заграждениях. Кроме того, мы захватили в плен нескольких раненых, обнаруженных перед нашими позициями.
Попытка германцев овладеть одним из наших постов близ находящейся в том же районе фермы Жиллиммон равным образом не увенчалась успехом.
Вчера, несмотря на благоприятную погоду, наши летчики успешно продолжали свою работу, вполне согласованную с действиями артиллерии.
Во время воздушных боев был сбит один германский аэроплан, а шесть других получали повреждения и принуждены были снизиться. Мы не досчитываемся трех аппаратов.
ЛОНДОН. Корреспондент газеты «Тimеs» на британском фронте во Франции пишет:
«Никогда наши люди не были более уверены в себе. Никогда армия не имела большего доверия в своей силе. Я поражен тем, как офицеры говорят о поведении солдат во время сражения при Мессине. Я не слышал ни одной жалобы, ни одного нарекания, но много раз видел, что офицеры радостно смеялись, вспоминая, как их люди бросались на врага всюду, где могли его найти. Недавно призванные солдаты вели себя как ветераны, а если кто-нибудь из них и делал ошибки, то только потому, что слишком стремился вперед. Армия, сражавшаяся 25 мая, превосходна; уверенность и гордость по поводу победы удваивают ее силы. Наши люди, при первой возможности, произведут такую атаку на германцев, что, пожалуй, придется пожалеть неприятеля».
ПАРИЖ. Генерал Берто в «Реtit Journal» объясняет упорство германских атак подвозом с русского фронта свежих дивизий, которые по мере своего прибытия бросаются на приступ французских линий.
Полковник Руссе в «Pеtit Раrisien» задает вопрос, как долго германцы смогут еще давить на западном фронте, несмотря на громадные потери, наносимые ураганным огнем союзной артиллерии. Помощь дивизий, прибывших с русского фронта, не может однако привести к торжеству германцев над героической французской армией.
Помещенный в «Gaulois» военный обзор распределения германских сил на западном фронте показывает, что и на бельгийско-французском фронте сосредоточена большая часть отборных германских войск, благодаря тому, что с русского фронта мало помалу сняты все дивизии, годные для наступления, и заменены войсками худшего качества. Обзор кончается выводом, что бездеятельность русской армии несомненно дает возможность Германии обратить все усилия на франко-английский фронт.
Полковник При в «Radical» считает, что наступление русской армии должно создать в общем тоже положение на фронте, какое было перед русской революцией, но только с той выгодой для союзников, что помощь со стороны Америки примет уже конкретные формы и что значительно возрастут шансы на успех на ближневосточном фронте.
Газеты с удовлетворением отмечают возобновление артиллерийской деятельности на русском фронте, несмотря на мирные предложения германцев.
Наступление началось, и русская армия, оставшись глухой к германской пропаганде, готова начать новое решительное сражение, которое единственно может обеспечить победу демократии над силами реакции.
«Маtin» при помощи сведений, почерпнутых из «Утра России» сообщает к каким уловкам постоянно прибегают германцы, пытаясь деморализовать союзные армии. Выдержки из русской сметы сопровождаются следующим примечаниям: «русский солдат ясно разбирается в коварных происках германцев; в настоящий момент он понимает, что только что завоеванная им свобода требует победы над неприятелем.
Мы должны признать, что эти простые люди, по самой своей природе чуждые всякой неискренности, обнаружили истинную силу духа, раскрыв сущность германских предложений, которые сообразно обстоятельствам сопровождались то мрачными угрозами, то соблазнительными обещаниями.
ПАРИЖ. Неприятель продолжает все время обнаруживать деятельность на фронте Эн и в Шампани. Вот уже несколько недель, как ни одного дня не проходило без германских атак на позиции, которые были заняты французами при последнем наступлении. Неприятель производит на утраченные им участки ряд несвязанных между собою ударов в различных местах. Все эти попытки всегда приводили к одному и тому же результату, если не считать мелких успехов, это указывает на полное бессилие неприятеля одолеть наше сопротивление и сокрушить стойкость французской армии.
Среди многократных более упорных попыток наступления, о которых сообщалось вчера, достойны внимания 2 важных военных операции. В первом случае на горе Тетю противник бросил целый полк на штурм участка всего в 400 метров. Предшествующая атаке чрезвычайно сильная бомбардировка перевернула все вверх дном во французских траншеях. На момент французы покинули свою линию, но лишь для того, чтобы сейчас же отбросить неприятеля мощной контратакой.
Одновременно на фронте в 15 километров германцы развили такую артиллерийскую деятельность, которая заставляла в ближайшем будущем ожидать пехотных действий. Они действительно начались наступлением штурмующих волн в составе 4 полков на фронте протяжением в 2 километра. Но неприятелю удалось захватить только небольшое полевое укрепление в выступе наших линий в лесу Шевриньи. Это незначительное приобретение совершенно не оправдывает тех ужасных потерь, которые понес неприятель при штурме.
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 1 часа дня 10 июня:
Ночью происходила ожесточенная бомбардировка со стороны германцев, за которой последовал ряд новых попыток наступления на тех же пунктах фронта, где они вели атаки последние дни: в районе Воксальона, и к югу и юго-востоку от Филена. Все эти атаки были отбиты, причем неприятель понес серьезные потери, не добившись никаких результатов.
Сражение было особенно оживленным между фермой Ла-Ройер и фермой Фруамон. Германцы, расширив фронт своей атаки от участка к востоку от Эпин-Шевриньи до участка к северу от фермы Фруамон, неоднократно возобновляли свои усилия, пытаясь захватить те самые позиции, против которых вчера безуспешно разбились их усилия.
Штурмующие волны неприятеля были разбиты нашим огнем и не могли дойти до наших линий. В то же время неприятель из-за нашего огня не был в состоянии выйти из-за выступа наших линий, куда он вчера проник.
Другие наступательные попытки неприятеля к востоку от Шевре, к востоку от Курси и в секторе Шевбрет точно также окончились неудачно.
С нашей стороны мы произвели ряд набегов на германские линии, причем захватили пленных.
ПАРИЖ. Официальное сообщение во Франции от 10 июня 11 вечера:
«На дороге Шемен де-Дам весь день продолжалось артиллерийское состязание, особенно в секторе к югу и к юго-востоку от Филен и в районах Краон и Шеврэ. Пехотных действий не было. Германцы продолжали обстреливать Реймс. Сегодня в город попало 1.200 снарядов. На остальных частях фронта день прошел спокойно».
Внезапное нападение на неприятеля прошлою ночью к северу от Гаврелль дало нам возможность взять пленных. Кроме того, мы произвели успешно частную операцию около Варнетона, которая также дала нам пленных. Германское нападение было нами отражено к северо-востоку от Ипра.
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 11 июня, 1 часа дня:
Довольно значительная артиллерийская деятельность с обеих сторон происходила на участке Юртебис-Кранн.
К югу от Живенкура наши контр-батареи заставили германцев прекратить ожесточенный обстрел наших линий. Подготовлявшаяся на этом участке германская атака не удалась, так как германцы не могли выйти из своих траншей вследствие жестокого огня, развитого нами.
В Шампани мы без труда отбили неприятельскую атаку к северо-востоку от горы Корнилье. Около Оберива мы произвели набег на неприятельские траншеи и захватили нескольких пленных».
Бельгийский фронт
Довольно оживленная артиллерийская деятельность около Диксмюд, «Пайагели» и в зоне Стреенстратэ-Гетзас.
Итальянский фронт
РИМ. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 10 июня:
«Неприятельские разведывательные отряды были отбиты в горном проходе Тонале.
Вчера неприятель сосредоточил ожесточенный огонь на нашей новой позиции у горы Ортигара на плоскогорье Азиаго. При занятии этой позиции 6 июня была захвачена значительная военная добыча. До сих пор мы насчитали 4 орудия, в том числе одно орудие среднего калибра, 14 пулеметов, 1000 винтовок, большое количество снаряжения, военного материала и заготовок для минных работ.
На фронте Юлийских Альп наши батареи успешно обстреляли железнодорожную станцию Санта Лючиа у Тольмано. Тем временем неприятель продолжал совершенно бесполезное разрушение строений в Горице.
На Карсе огонь наших орудий неоднократно препятствовал передвижениям в неприятельских линиях и поддерживал работу наших разведывательных отрядов.
6 июня неприятельский аэроплан принуждев был спуститься около Альсовиццы. Другой неприятельский аэроплан был сбит вчера вечером на обращенном от нас склоне горы Сан-Марко.
Румынский фронт
ЯССЫ. Согласно румынским сведениям, к северу от долины Тротуша было разогнано несколько групп неприятельских солдат, выходивших из своих окопов с белыми флагами. Взаимная перестрелка происходила в районе Путни, Якобени и Сирете. Прошел с большим воодушевлением парад в присутствии короля. Состоялось принесение присяги первых прибывших частей трансильванских румын. Население всего города собралось приветствовать свонх зарубежных братьев. На центральной Площади Единения был устроен властями и политическими партиями торжественный прием. В ряде речей были указаны общия задачм всех румын: добиться победы над притеснителями и освобождения захваченных неприятелем румынских земель.
ЯССЫ. Румынская печать выражает благодарность русскому народу за участие, принятое в организации и снаряжении трансильванских войск, которые только теперь смогут сражаться под настоящими знаменами для освобождения родных земель.
Пленные, захваченные на фронте, показывают что в австро-германской армии чувствуется сильная усталость и сильнейшее нежелание воевать, но дисциплина все заглушает, заставляет делать то, что угодно императору Вильгельму. Малейшее возмущение влечет за собою расстрелы и другие жестокие меры. Высшее командование прилагает все силы к тому, чтобы удержать русскую армию от активных военных действий. Все внимание германских военных сфер устремлено на англо-французский фронт, куда направляются пополнения. Продовольствие очень плохое и его очень мало. Суровыми наказаниями заставляют работать до изнеможения. Если теперь русския войска будут наступать, то последние надежды Вильгельма и военной партии будут разбиты и в Германии одержит верх демократия.
Последние известия с фронта
Продовольствие в германской армии
По словам перебежчиков германцев, принятых на северном фронте, продовольствие войск у них недостаточное, настроение у солдат внутри Германии неважное и о наступлении ничего не говорят, как не ждут его с русской стороны.
Виды на урожай в Германии
Имеются сведения, что виды на урожай в Германии дают повод опасаться, что после сбора урожая не удастся увеличить установленный в настоящее время хлебный рацион (170 грамм).
***
Пленный германец кавалерийского полка, захваченный на румынском фронте показал, что у него в полку число пулеметов, в ожидании наступления, доведено до 18.
Военный обзор
Причины быстрого разложения русской армии
С глубокой грустью и тяжелым раздумьем прочел каждый разумный русский человек известие, что наши союзники отказались от дальнейшей присылки к ним на западный и македонский фронты русских войск.
Это не значит, что связникам не нужна наша помощь. Несомненно, непрерывная трехмесячная борьба на западном фронте вносит в ряды англо-французских армий и утомление и потери.
Нет. В этом факте нужно видеть более серьезный смысл: отказ от нашей помощи знаменует собою глубокое презрение, внушаемой англо-французам падением воинского духа и вообще морального состояния в русской армии.
Являвшаяся когда-то грозою для всех врагов славянства,—русская армия ныне представляет собою разлагающийся войсковой организм, настолько опасный для организмов здоровых, что его решено не подпускать близко во избежание заразы. От Суворовских чудо-богатырей, удивлявших Европу легендарными подвигами духа и тела, остались жалкие остатки, с которыми перестали считаться и враги и друзья. Больший позор вряд ли выпадал на долю какой-либо другой армии, какого либо другого народа.
Процесс разложения боевой мощи нашей армии прошел быстро и бурно.
Среди причин, благоприятствовавших этому разложению, на первом месте следует поставить неразвитость нашего крестьянина, из среды которого идет контингент пополнений в армию. Второю причиною, тесно связанною с первою и ею обусловленной, является совершенное отсутствие того здорового государственного эгоизма, который составляет характерную особенность всякого культурного и способного к самостоятельной государственной жизни народа. Только этот здоровый государственный эгоизм, бродя в толще народа, выковывает в нем сознание долга перед Родиной и готовность пожертвовать жизнью для достижения культурных идеалов, для достижения тех прочных условий всеобщего мира, которые одни единственно могут обеспечить возможность дальнейшего культурного развития.
Без этого здорового бродильного начала народ начинает разлагаться в смысле способного к самостоятельной государственной жизни организма.
Однако нации не могут погибать мгновенно.
Свыше—тысячелетняя история России дает нам картины еще большей разрухи государственной и военной, чем мы переживаем в настоящее время. В них мы можем найти указания и на те средства, которые спасли нашу Родину от полной гибели. Действительнейшим из них всегда было пробуждение в народе здорового государственного эгоизма, во внешних своих формах выражавшегося в виде взрыва патриотического одушевления, захватывавшего все классы, все свои населения.
Однако та же история России подтверждает, что среди вообще инертных масс малоразвитого умственно населения такой взрыв патриотического одушевления находил себе место лишь после того как все классы населения испивали горькую чашу отчаяния, когда крушение не только государственных, но и экономических условий жизни лишали всех каких либо жизненных перспектив, кроме заботы только о завтрашнем дне.
Одушевление рождалось медленно и постепенно охватывало все большие слои населения. Наступали признаки оздоровления народного и государственного организма России.
Среди безотрадной действительности, нам кажется, и теперь уже, хотя и слабо, намечаются признаки такого оздоровления в народной жизни России. Эти же признаки, как искры, тлеют повсюду в организме и нашей армии. Здоровых элементов, стремящихся к порядку и плодотворной созидательной работе, много и в народе и в армии. Доказательством тому служат многочисленные резолюции как отдельных войсковых частей, так и различных групп населения, выражающих доверие Временному Правительству и стремление стать на защиту культурного человечества от посягательства на них прусского милитаризма.
Недавно открывшийся Всероссийский казачий съезд в лице своих представителей также уже выказал те черты народного характера, которые знаменуют собою наличие в них здорового государственного эгоизма, являющегося почвою для воссоздания нашей военной силы.
Характерны слова телеграммы, посланной президиумом Верховному главнокомандующему:
«Казаки твердо верят, что под вашим опытным водительством все армии перейдут в решительное наступление, тем поддержат союзников и окончательно дадут победу нам. Казаки как на фронте, так и в тылу сделают все, что будет нужно для достижения победы, а с ней славного, почетного и достойного для великой России мира».
Вот давно жданный могучий и властный голос не отдельных войсковых частей и не отдельных небольших групп населения, а голос крупной части его, способной не только сказать слово, но и настоять на его исполнении. И все это—на основе завоеванной гражданской и политической свободы —
«Трудовое казачество в стремлении к лучшим идеалам человечества пойдет с теми партиями и группами, которые стоят за свободу, братство и равенство и стремятся к созданию счастливой жизни для трудящихся»
Приветствуем эти несомненные признаки оздоровления русской народной массы, а с нею и надежду на воссоздание боеспособной народной армии.
Только эти стимулы двинут народные и войсковые массы на борьбу для защиты славянства и его культуры от грубого кулака германского солдата и помогут предотвратить грозу со стороны Востока. Глухие громовые раскаты ее уже слышатся.
А. Андогский.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 22 (09) июня 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) июня 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) июня 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) июня 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) июня 1917 года
Первая мировая война. 27 (14) июня 1917 года
|