25 (12) января 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
12-го января 1916 года.
Западный фронт
Наша артиллерия с успехом обстреляла расположение германцев в районе р. Двины ниже Фридрихштадта.
11-го января неприятельский аэроплан сбросил над городом Двинском две бомбы. Убита одна женщина. В районе д. Смильшнишки, западнее озера Богиньского, атака немцев на наше сторожевое охранение была отбита.
В Галиции, на фронте р. Стрыпы, артиллерийская перестрелка. Замечено, что неприятель вновь прибегает к бросанию в наше расположение прокламаций при помощи воздушных шаров. По имеющимся сведениям, в рядах противников одной германской дивизии большое число обмороженных, причем многие настолько сильно, что их пришлось окончательно уволить со службы и отправить на родину.
Кавказский фронт
В Эрзерумском районе мы продолжаем теснить турок, захватывая в каждом населенном пункте пленных аскеров. В Мелязгертском районе успешные для нас столкновения с конными и пехотными частями противника.
Северный фронт
12-го января.
В рижском участке по обоим берегам р. Двины и над Двинском происходили частые полеты германских аэропланов; от Якобштадта на Режицу пролетал германский цеппелин, вернувшийся затем через Двинск.
Западный фронт
12-го января.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
12-го января.
В Галиции, на фронте верхней Стрыпы, над нашим расположением появились с целью освещения местности 4 воздушных шара противника, из коих 2 загорелись в воздухе и при падении на земли светились ослепительным ярким светом.
На фронте средней Стрыпы противник безрезультатно обстреливал наши позиции сильным артиллерийским огнем.
Кавказский фронт
12-го января.
Нами захвачены у турок хлебопекарня и интендантские склады с большими запасами муки, хлеба, сухарей, консервированного мяса и зернового фуража, а также отбиты гурты скота.
Военный обзор
На главном русском фронте
На фронте Рижского района немцы вновь обстреливали бомбами, начиненными удушливыми газами, наши окопы, находящиеся на Митавском направлении. В этом же районе около д. Пулпарк на р. Кекау против Даленского острова, на Гаусском шоссе происходили стычки немецких частей с нашими разведчиками.
На остальном фронте сообщение штаба Верховного Главнокомандующего ничего не отметило.
Если же судить по сведениям, проникающим из иностранных газет, то результаты боевых действий на нашем юго-западном фронте для противника являются весьма чувствительными в смысле понесенных им тяжелых потерь от нашего огня и штыковых атак.
Происходившие в последнее время бои на Бессарабском фронте стоили австрийцам и германцам около 100.000 человек, из которых нашими войсками взято одними только пленными около 10.000 человек. Вся остальная цифра относятся к потерям убитыми, ранеными и пропавшими без вести во время боя.
Помимо изложенного, кроме понесенных крупных потерь, впечатление, произведенное нашим наступлением на противника и на местное население получилось громадное.
Когда генерал Линсинген потерпел последний раз неудачу под Чарторийском (на реке Стыри), результатом чего явилось занятие нами этого местечка, в находящихся в тылу расположения австро-германцев городах Ковеле и Холме и даже в Люблине среди мирного населения распространился слух о том, что поражение немцев носит катастрофический характер и что линия австро-германского расположения прорвана и русские двигаются на Ковель и Холм. Как бы подтверждением этого слуха, вызвавшего в тылу сильную панику, на Ковель хлынул целый поток раненых.
Чтобы успокоить взволнованное население вывешено было официальное объявление, которое сообщало, что под Чарторийском русским удалось несколько потеснить передовые части австро-германцев, но подошедшими подкреплениями положение было спасено.
На фронте реки Стрыпы, как выясняется теперь, помимо громадных потерь людьми, австро-германцы потеряли очень много огнестрельных припасов, так как во всех окопах были найдены большие запасы ружейных патронов, пулеметных лент и ручных гранат.
Захваченные неприятельские укрепленные линии нашими войсками переделываются сейчас же для себя.
Противник стремится нарушить эти наши работы усиленно обстреливая их артиллерийским огнем, но это ему не удается, так как наша артиллерия в свою очередь решительным огнем заставляет замолкать артиллерию противника.
По поводу боевых действий, происходящих между Днестром и Прутом, по сведениям, исходящим из Вены, выясняется, что между Топорувцем и Бояном разрастается большое сражение. Причем наши войска беспрерывно врываются в окопы противника.
Это сообщение кратко характеризует то настойчивое упорство, которое наши войска проявляют на этом важном участке нашего южного фронта.
Обращает на себя внимание одно из сообщений шведской газеты «Stock Tid» о том, что германцы, решив перебросить на западный французский фронт два турецких корпуса из войск, освободившихся после снятия осады Галлипольского полуострова, предполагают взять с французского фронта взамен этих частей два баварских корпуса и перебросить их на наш восточный фронт, где намечается развитие широкой активной операции.
Мотивами этой стратегической комбинации один из берлинских корреспондентов этой газеты выставляет свое мнение, которое сводится к следующему: Германским штабом, окончательно пришедшим к решению в дальнейших своих действиях на западном фронте перейти к позиционной борьбе, и уже начавшим перебрасывать отсюда на восточный фронт часть баварских войск, естественно явилась потребность заполнить пробел живым материалом. Со времени Плевны за турками установилась репутации солдат, по своей выносливости приспособленных, главным образом, к оборонительной войне. Осада Галлиполи как бы подтвердила эту репутацию, посему германцы, укрепив до крайних пределов свои западные позиции, и решили обратиться к вышеуказанной мере.
Конечно, переброска этих сил на наш фронт, если действительно таковая решена, а тем более уже начата, как отмечает указанный источник, еще не свидетельствует о решении австро-германцев перейти на нашем фронте к наступательным действиям. Возможно, что это то же подкрепление, необходимое для остановки нашего наступления, после чего уже можно будет германцам предпринять вытекающее из дальнейшей обстановки решение. Весь вопрос в том, куда идут эти два баварские корпуса. Если на фронт Западной Двины, то наступление германцев возможно, но если на наш юг, то в этом еще большой вопрос. Это может лишь скорее служит доказательством того, что положение свое противник считает здесь не очень устойчивым.
В виду недавнего разгрома турок под Эрзерумом, едва ли последние согласятся теперь двигать два своих корпуса на границу Франции.
Г. Клерже.
Морской обзор
Почему Германия уже разбита
Под таким заглавием помещена большая статья в американской газете «Nеw York Tribune»:
«Начиная эту войну, говорит американская газета, Германия надеялась легко разгромить Францию и Россию и ее государственные деятели рассчитывали на невмешательство в войну Англии, что могло им позволить повторить успех 1870 года и затем заставить Великобританию считаться с совершившимся фактом.
Но вступление Англии в число воюющих держав, значительно изменило положение и несмотря на сравнительную слабость ее сухопутных сил, эта держава является одним из могущественных факторов разрушения германской мощи. Потеряв возможность пользоваться морем, Германия потерпела гораздо большее поражение, чем во время сражения при Марне, а печальные результаты германской подводной войны, сведшейся к случайным набегам подводных лодок, закончили морской период этой войны и нет основания ожидать, что на море может оживиться деятельность германского флота. В настоящее время Германия занимает около 8.400 квадратных миль французской территории и здесь перед войной находилось до 2 1/2 миллионов населения, но почти все эти люди покинули эту страну перед приходом немцев.
Занятая немцами территория представляет обширный промышленный район, в котором имеются богатые угольные и железные рудники. С другой стороны Германия потеряла все свои колонии и все связанное с их владением богатство, но эта потеря представляется ничтожной по сравнению с потерей возможности пользоваться морем, так так Германия, также, как и Великобритания, зависит от морской торговли и ея бюджет может находиться в равновесии только тогда, когда при помощи своего торгового флота она может вывозить произведения своей промышленности и взамен их получать сырой материал и пищевые продукты.
Тяжелое положение Франции отнюдь не может сравниваться с таким же Германии, так как первая страна, благодаря могуществу британского флота, может получать сколько угодно угля и железа из других стран, почему она скоро наладила свою промышленность, перенеся ее из занятых немцами районов в другие. В настоящее время, если будет заключен мир, Германия может эвакуировать Францию и Бельгию, она может заключить мир с Францией и Россией и со всеми своими сухопутными противниками, но она не может получить разрешения своим судам плавать по морям и подобный мир ей все равно не даст свободы морей, также как это не дали Наполеону все его победы на континенте Европы.
Затем Германия должна считаться после этой войны с разгромом своей промышленной жизни и надо надеяться, что и после заключения мира державы четверного согласия будут бойкотировать торговлю этой страны. Но не считаясь с тем, что может быть, если будет заключен мир, следует сказать, что Германия в настоящее время, занимая часть Франции и Бельгии, кажется весьма расширившей свои пределы на карте, но на самом деле она находится в положении вора, который украл серебро, но не знает как его сбыть. Поэтому надо считать, что Германия проиграла эту войну, так как она не сокрушила Францию и не сломила могущество английской морской силы и не говоря о других державах, она имеет в настоящее время вместо 160.000 английских солдат 3 миллиона человек, готовых начать, если будет заключен мир, новую войну.
В настоящее время Германия хочет идти на Суэцкий канал и Египет, но здесь она встретит английскую морскую силу. Если же она пожелает двинуться на Индию, то эту страну, если будет нужно, сможет защитить Япония и всюду ее ждет только поражение, если нельзя согласиться с тем, что она и в настоящее время, ничего, кроме поражения, не достигла. В конце концов, в смысле борьбы за всемирное господство, Германия уже окончательно проиграла эту войну и если она выйдет из нее с не окончательно сломленной своей военной силой, то все равно она будет обречена на жалкое прозябание в виду громадных долгов, которые будут тяготеть над ней, имея своих бывших противников готовыми к новой войне и, разумеется, у нее будут потеряны все те мировые рынки, за обладание которыми она начала эту войну и на которых она занимала до нее господствующее положение».
В. Э.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 21 (08) января 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) января 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) января 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) января 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) января 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) января 1916 года
|