25 (12) июня 1917 года
Сообщение из ставки
12 июня 1917 года.
Западный фронт
В галицийском районе деревни Грабкове, партия разведчиков противника пыталась окружить наши секреты. Наша рота разогнала разведчиков.
В районе Пресовце рота австрийцев окружила нашу разведывательную партию. Партия во главе с поручиком Муравьевым, действуя штыками, гранатами, пробилась к своим окопам без потерь. Муравьев получил семь серьезных ран.
На остальном фронте— перестрелка.
Румынский фронт
Перестрелка.
Кавказский фронт
Перестрелка и действия передовых частей.
Действия летчиков
Балтийское море —9 июня.
Шесть неприятельских гидроаэропланов бомбоносцев совершили два налета на южную оконечность острова Эгеля, сбросив 33 бомбы на находившиеся в рейдах корабли, береговые морские батареи. Потерь и повреждений нет. Атаки отражались судами флота морских батарей.
Действия союзников
Французский фронт
ПАРИЖ. Корреспондент агентства Гаваса при британской главной квартире во Франции сообщает:
«Германцы усиленно распускают слухи о том, что они предоставляют русским пленным льготные условии существовании. Один пример, взятый из тысячи, покажет, какую веру можно придавать подобным уверениям и в какой просак могут попасть доверчивые люди, которые положатся на вероломные обещания германцев.
За последнее время на западный фронт доставлено большое количество русских пленных. Они вынуждены выполнять самые тяжелые работы в передовой линии и ведут под непрестанным огнем нашей артиллерии, поистине каторжное существование.
Один из наших несчастных, изнуренных страданиями и лишениями, которому удалось ценою тысячи опасностей, бежать, дал следующие подробные сведения о том режиме, которому он был подвергнут вместе с товарищами.
В 6 час. утра пленным полагалось: литр кофе или, правильнее говоря, отвара жареных желудей; в полдень—литр супу и небольшое количество мяса, в размере 18 фунтов на 400 человек; в 5 час. пополудни—полфунта хлеба, сорок граммов мясных консервов и один литр кофе. Таков, по крайней мере, был ежедневный рацион, предписанный правилами, но, в действительности, подвергавшийся значительному уменьшению, так как германские солдаты, беря украдкой для собственного потребления около одной трети мясного пайка, предназначавшегося для пленных, увеличивала, таким образом, собственный паек, бывший по-видимому, недостаточным. И, однако, паек солдат, приставленных сторожить пленных, состоял ив тройной порции мяса и количества хлеба, большего на 30 проц.
Иногда, с целью, хотя бы отчасти, утолить невыносимый голод, несчастные русские, украдкой, так как в случае открытия, они подверглись бы строгому наказанию, выкапывали и ели корни чертополоха, репейника и других диких растений.
Во время работы на передовых линиях, где их ставили почти всегда на самые опасные места, пленные не имели права надевать противогазовые маски, которыми, в то же время, снабжались сторожа-солдаты.
Земляные работы, которые их принуждали выполнять, были так тяжелы, что у большинства пленных разбиты ноги. Если они имели неосторожность жаловаться, то подвергались беспощадному избиению, причем, им неумолимо отказывалось во всякой медицинской помощи.
Таковы льготные условия, в которых германцы содержат своих русских товарищей».
Военный обзор
Итоги братания нашей армии с врагом
Всемирная военная история не знает более благоприятной обстановки для перехода в наступление с целью достижения решительного успеха, чем то положение, в котором находится в настоящее время русская армия.
Все искусство великих полководцев всегда направлялось к тому, чтобы путем энергичных действий отвлечь главную массу неприятельских войск от того направления, на котором они наметили развить решительный удар. После достижения этого они били наверняка и с потрясающим успехом.
Такую искусную подготовку для нашего удара, для перехода в наступление наших армий, выполнили с блестящим успехом к середине апреля наши союзники своими энергичными действиями на англо-французском и месопотамском фронтах.
Не следует забывать, что германская главная квартира, уверенная в неодолимости своих позиций на англо-французском фронте, уже с конца января стала склоняться к мысли о решительном наступлении на русском фронте, а начавшееся разложение русской армии давало в руки германцев громадный козырь для выигрыша здесь весьма крупной ставки.
Однако, наши союзники одновременным и энергичным переходом в наступление на обоих флангах громадного общего союзного стратегического фронта (в районе Аррас-Суассон-Реймс и в Месопотамии) вырвали инициативу действий из рук Гинденбурга и заставили его отказаться от мысли—развить удар на русском фронте.
Потрясения, испытанные войсками центральных держав на англо-французском и месопотамском фронтах, притянули туда резервы, накапливавшиеся для наступления против нас.
Русские армии получили полную свободу действий развить свой удар в полном взаимодействии с союзниками. Положение нейтральных держав, несомненно, вскоре стало бы критическим, так как весь план их войны построен на действиях по внутренним операционным линиям и разбития противников по одиночке. Решительная борьба одновременно с несколькими противниками им не по силам.
В былое, великое по военным воспоминаниям, время русские армии, конечно, не пропустили бы такого исключительно благоприятного положения, дабы с малою кровью достигнуть цели войны— скорейшего сокрушения прусского милитаризма и укоренения в Европе прочного мира.
Ныне же, в течение трех месяцев, они вписывали тусклую и позорную страницу в свою когда-то блестящую и всемирно поучительную военную историю: они занялись братанием со своим исконным врагом, забыв долг перед Родиной и союзниками.
В настоящее время является уже возможность в осязательных формах подвести итоги этого позорного братания, проявившие свое несомненное влияние на всем огромном союзном стратегическом фронте. Итоги эти сводятся к следующему:
1) Могучий и отлично подготовленный и рассчитанный удар англо-французов в направлении от фронта Аррас — Суассон— Реймс через Бельгию на Рейнскую провинцию не получил необходимой стремительности.
Гинденбург, учитывая нашу пассивность, успел снять с нашего фронта до 20 дивизий и перебросил их для противодействия англо-французам. А ведь если бы германцы остались здесь в тех силах, в которых застало их начало англо-французского наступления, то в настоящее время, вероятно, они уже значительно отошли бы назад! А ведь успех удара англо-французов нес бы давно жданное освобождение Бельгии и в конечном развитии приводил бы к захвату богатой Рейнской провинции с Эссенским округом, являющимся сосредоточением заводов, вырабатывающих немцам главную массу боевых припасов и оружия!
2) Успехи англо-русских войск в Месопотамии остановлены сосредоточенными сюда резервами противника. Игнорируя наш фронт, германская главная квартира сняла с него все турецкие дивизии и вместе с 2—3 германскими дивизиями перебросила на кавказско-месопотамский фронт. Ликвидация здесь наших успехов, принявших крупный масштаб после занятия англичанами Багдада, являлась для германцев настоятельно необходимой, так как престижу их в мусульманском мире грозило крушение.
Наша пассивности и здесь имела для нас роковые последствия. Мало того, что наши успехи были остановлены. Турки и германцы сами перешли в наступление, дабы заставить нас отказаться от проникновения в долину р. Тигра и упрочнения на линии Багдадской железной дороги. Наиболее опасными для турко-германцев были наши продвижения на Диарбекир и Моссул—два важных усиленных пункта на Багдадской железной дороге, господствующие в долине Тигра.
На этих именно направлениях и развили свои контрудары наши противники: на Диарбекирском направлении мы в конце апреля были принуждены очистить район Муша и Огнота, прикрывающий с юга доступы к Эрзеруму и находящийся от последнего в расстоянии от 80 до 120 верст; упрочнение в нем положения противника, кроме того, сообщениям с Эрзерумом наших войск, находящихся в районе Эрзинджана; на Моссульском направлении в конце мая и начале июня турки развили значительные успехи на Хамадан и Керманшах и сильно потеснили здесь наше расположение.—Этими успехами противника наша операция для овладения линией Багдадской железной дороги погашена надолго.
3) На итальянском театре, — почти одновременно с началом наступательных действий итальянцев и австро-германцы проявили активность в районах Трентино и Горицы. Для этого они с нашего фронта перевезли не только несколько австрийских дивизий, но даже сэкономили и чисто германские части. Этим путем замедлено развитие наступательной операции генерала Кадорма, которая, несомненно, имела бы уже более решительные результаты.
4) На македонском театре,—наступательные попытки генерала Саррайля ликвидированы противником.
5) Приходившие в наши окопы толпами австрийцы и германцы во время братания отлично разведывали наше расположение и измеряли все важные для точности стрельбы расстояния. Насколько в этом отношении им была велика помощь наших войск и в особенности со стороны некоторых пехотных частей, видно из следующих характерных эпизодов поведения наших солдат:
а) нередко пехотинцы сами указывали немцам закрытые позиции нашей артиллерии и угрозой оружия прекращали попытки наших батарей расстреливать толпы немцев, бесцеремонно разгуливавших по нашим позициям;
б) были случаи указания немцам расположения секретно заложенных нами фугасов и минированных площадей;
в) были случаи, к счастью, единичные,—соединения наших окопов телефоном с окопами немцев и передачи туда важных новостей;
г) были случаи беспрепятственного снижения и спуска неприятельских аэропланов в расположении наших позиций, при чем неприятельские летчики, выполнив порученную им разведывательную работу, также беспрепятственно улетали. Кроме того, наши солдаты продавали немцам хлеб и съестные припасы, а сами получали, кроме денег, спиртные напитки. К счастью, вероломный поступок немцев, опоивших на Рижском фронте наших доверчивых солдат отравленной водкой, от которой погибло около тысячи человек, внес в сознание солдатской массы некоторое отрезвление.
В результате братания, наши враги получили полное и точное представление о наших позициях, о силе войск на различных участках боевого фронта, а главное—изучили настроение солдат и выяснили полный их упадок в моральном отношении, отсутствие сознания долга и любви к Родине, а равно нежелание переходить к какой-либо активности.
Совокупность всех выше очерченных данных обстановки, коренящихся в нашей небывалой массивности, развязала Гинденбургу руки: он получил сознание полной свободы в действиях и овладел положением.
Итак, неоспоримым результатом трехмесячного братания нашей армии с врагом явилось отдаление на неопределенное время возможности добиться мира,—не сепаратного, конечно, который в любую минуту с позором можно заключить, а мира, который в тесном единении с союзниками действительно обеспечил бы достижение желаемой цели—разрушения навсегда прусского милитаризма и создания прочных условий для мирного и культурного развития народов.
А между тем, каждый день промедления и оттяжки в достижении этих условий несет нам смертельный вред. Вопрос о скорейшем заключении всеобщего мира есть вопрос жизни и смерти для русской революции. Каждый лишний день войны все туже и туже затягивает петлю финансово-экономического расстройства.
Не забудем, что свободный народ не может и не должен переносить никакого рабства, ни политического, ни экономического. А между тем, наша армия, пассивно созерцая героические усилия, проявляемые нашими союзниками в единоборстве с центральными державами, отдаляет заключение всеобщего, прочного мира, содействует прогрессированию финансового расстройства страны и, как это ни горько сказать,—на светлой заре политической и гражданской свободы сама своими руками кует русскому народу тяжелое ярмо экономического рабства.
А. Андогский.
Голодные беспорядки в Германии
СТОКГОЛЬМ, 9 июня. Газете «Dаgens Nуhеtег» сообщают из Мальмэ:
«Лица, прибывшие только что из Штеттина, рассказывают, что там в последние дни произошли крупные беспорядки вследствие голода. Среди демонстрантов большинство составляли женщины и дети. Сильные военные отряды с пулеметами были высланы против этих манифестаций. Рабочим, принимавшим участие в забастовке, военные власти объявили, что они немедленно будут отправлены на фронт, если не возобновят работы. В среду в городе было восстановлено спокойствие».
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 21 (08) июня 1917 года
Первая мировая война. 22 (09) июня 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) июня 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) июня 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) июня 1917 года
Первая мировая война. 26 (13) июня 1917 года
|