24 (11) мая 1917 года
Сообщение из ставки
11 мая.
Западный фронт
9 мая противником была выпущена волна удушливого газа на участке к востоку от Липица-Дольна (севернее Галича); но, благодаря перемене ветра, газ пошел вдоль окопов противника.
Румынский и Кавказский фронты
Ничего существенного не произошло.
Действия летчиков
В районе западнее Ажуд сбит неприятельский аэроплан; пилот и аппарат взяты.
Нашим самолетом в 25 верстах к югу от Огнота сброшены бомбы в районе турецкого бивака.
Действия союзников
Французский фронт
ЛОНДОН. Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Прошлой ночью мы произвели несколько удачных набегов на неприятельския траншеи к северо-востоку от Эпен и к северу от Армантьера.
Неприятельская артиллерия ночью проявляла свою деятельность к востоку от Бюллекура, к югу от дороги из Арраса в Кавбрэ и к западу от Ланса.
Вчера, днем, мы уничтожили большой германский склад военнаго снаряжения к северо-востоку от Кеана. Сила взрыва ощущалась на большом расстоянии в тылу наших линий».
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 9 мая, 1 часа дня:
«В Шампани ответный огонь неприятельской артиллерии против позиций, занятых нами вчера к северу от гор Конилье, Каска и Тетона, сопровождался пехотными атаками, произведенными против этих трех участков. Неприятель был повсюду отражен и понес значительные потери, не добившись никаких результатов.
Нами взято в плен не раненых германцев за день 7 мая около 1000 человек, из которых 28 офицеров.
Артиллерийский огонь носил перемежающийся характер на всем протяжении фронта и ожесточенный на Воклерском плоскогорье. Попытки внезапного нападения, произведенные противником в различных пунктах фронта, была отбиты. Мы, с своей стороны, совершили несколько набегов на неприятельские линии, в результате чего мы взяли в плен около 15 человек».
ПАРИЖ. Официальное сообщение от 9 мая, 11 час вечера:
«Деятельность артиллерии днем отличалась особенным ожесточением на Воклерском и Калифорнийском плоскогорьях и к востоку от Шевре.
Сегодня и вчера германцы подвергли сильной бомбардировке Реймс.
На остальном протяжении фронта нельзя отметить ничего важного.
8 мая наши летчики сбили два германских привязных шара, которые упали, объятые пламенем».
Итальянский фронт
РИМ. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 9 мая:
На трентинском фронте неприятель, несмотря на неудачи, понесенные за последнее время, все же продолжал упорно производить разрозненные бесплодные попытки наступать, с целью отвлечь итальянский генеральный штаб от выполнения его главных заданий.
На фронте Юлийских Альп, в участке к северу от Горицы артиллерийская перестрелка, ведшаяся оживленно уже с вчерашнего утра, сделалась более напряженной к вечеру, но не повлекла за собою пехотных действий.
Позиция, занятая нами на холме 363 к востоку от Плавы, была нами укреплена. Здесь мы захватили одно орудие и около 30 пленных.
К востоку от Горицы неприятель неоднократно пытался согнать нас с холма «120», к югу от Грациньи, но каждый раз терпел неудачу, благодаря успешным действиям нашей артиллерии и наших резервов».
Балканский фронт
СОЛУНЬ. По всему фронту происходила с перерывами артиллерийская перестрелка и наблюдалась деятельность разведывательных отрядов.
«Официальное сообщение о военных действиях на Восточном фронте:
8 мая происходила с перерывами артиллерийская перестрелка по всему фронту. Наблюдалась деятельность сербских и британских аэропланов, с успехом бомбардировавших неприятельские склады».
Еще о переходе в наступление
Петроград, 11 мая 1917 года.
Если в первые дни после возникновения русской революции немцы пришли было в полное отчаяние, ибо они ожидали, что свободная России быстро справившись с домашними германофилами из придворных врагов—перейдет в наступление,—то в настоящее время настроение у наших врагов совсем иное.
Немцы считают, что Россия фактически выбыла из строя воюющих держав. На русском фронте установилось какое-то никем не объявленное перемирие, которое, конечно, крайне на руку немцам. Германия пользуется нашей бездеятельностью и снимает дивизии за дивизиями с русского фронта, перебрасывая их во Францию и на итальянский фронт. Равным образом, весьма усиливается турецкая армия в Месопотамии.
Вот что сделала преступная проповедь «братания» с немецкими «товарищами». Не даром орган меньшевиков «Рабочая Газета» самым решительным образом клеймит пропаганду газеты «Правда».
«Черное знамя анархии глядит на нас со столбцов «Правды»; борьба с этой анархией является теперь, более чем когда либо, нашим насущным делом, делом спасения революции»
— говорит «Рабочая Газета».
Совершенно верно. Преступно проповедовать «братание», преступно вносить разлад в революционную демократию, тесно объединившуюся вокруг Временного Правительства и Совета Рабочих и Солдатских Депутатов.
Преступно потому, что неслыханная по жертвам война может закончиться благополучно для России лишь при всеобщем единении русских граждан, лишь при полном напряжении каждого в отдельности и всех вместе.
Если мы отказались от аннексий и контрибуций, то немцы совершенно иначе смотрят на задачи войны.
В германской газете «Кreuz Zeitung» следующим образом устанавливаются германские конечные цели войны.
«Мы, на родине, должны быть проникнуты лишь одною мыслью: в свою очередь сделать все, что в человеческих силах, чтобы дать фронту снаряжение и выдержать в экономическом отношении до победоносного конца».
«Нам нужны компенсации за громадные жертвы нашего народа, чтобы иметь возможность после победоносного мира восстановить нашу экономическую, культурную и социальную жизнь и обеспечить инвалидов и семьи павших. Мы должны укрепить наши границы и наше влияние на морях. Нам необходимы земли для колонизации и для расширения нашей площади посевов».
«Только мир, обеспечивающий расширение германского влияния и получение достаточного количества зерна и сырья, может облегчить германскому народу существование. Подобный мир нам может дать только германская победа. Его нам обещали и за него ручаются кайзер и вожди армии и флота. Мы должны им верит и выдержать, пока победа нам даст германский мир.»
Мы видим, таким образом, что между точкой зрения русской революционной демократии на задачи войны и теми задачами, которые поставили себе немцы—целая пропасть!
При таких условиях совершенно ясно, что всякие разговоры о мире совершенно преждевременны.
Немцы изменят свою психологию только в том случае, если они начнут терпеть поражения.
До тех же пор, понеся как и мы неслыханные жертвы, немцы, конечно, не откажутся от мысли вознаградить себя за трехлетнюю войну такими контрибуциями и аннексиями, которые хоть сколько-нибудь восстановили бы экономическую мощь Германии.
Совершенно ясно при этом, что немцы вознаградят себя за счет того народа, который раньше всех сложит оружие и сдастся на «милость» победителя. А это непременно случится с той страной, которая будет допускать разложение своей армии и безнаказанную проповедь анархии.
В самом деле. Думаем ли мы о том, что случится с Россией, если армия наша потеряет свою боеспособность.
С этой точки зрения нет ничего ужаснее праздного сидения в окопах и «братания».
Только немедленный переход в наступление, только мощный натиск русской армии—спасет ее, а с ней и Россию, от полной анархии и потери самостоятельного существования.
В настоящее время вся тяжесть войны лежит на одних наших союзниках. Неужели мы оставим наших союзников на произвол судьбы. Неужели мы потерпим фактическое сепаратное перемирие!
Простое благоразумие подсказывает нам необходимость немедленно пойти на подмогу французам и англичанам.
Вчера Военный и Морской Министр А. Ф. Керенский отбыл в действующую армию. Будем надеяться, что поездка одного из самых популярных вождей нашей революционной демократии, сумеет воодушевить наши армии на новые подвиги.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 20 (07) мая 1917 года
Первая мировая война. 21 (08) мая 1917 года
Первая мировая война. 22 (09) мая 1917 года
Первая мировая война. 23 (10) мая 1917 года
Первая мировая война. 24 (11) мая 1917 года
Первая мировая война. 25 (12) мая 1917 года
|