
23 (10) января 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
10-го января 1916 года.
Западный фронт
В Рижском участке около Митавского шоссе немцы обстреливали наши окопы снарядами с удушливыми газами.
Около Пулкарн на Баусском шоссе происходили стычки немецких частей с нашими партиями.
Кавказский фронт
Поспешное отступление турок в Эрзерумском районе продолжается. Во многих местах мы продолжаем захватывать артиллерийские и продовольственные запасы и телефонное имущество. Наши части, преследуя врага, двигаются по путям, отмеченным многочисленными трупами замерзших аскер. Значительные партии пленных берутся в каждом населенном пункте.
Одна из наших сотен, прибывшая на Кавказский фронт из Маньчжурии, в конном строю атаковала полуэскадрон сувари и три роты аскер, оборонявших селение, причем турки частью были изрублены, а частью взяты в плен.
К югу от реки Шариан-Су нами совершенно уничтожен значительный курдский отряд.
В Малазгертском районе наша конница, ведя бой с большими силами курдов, отбила у них 600 голов скота.
В Персии, к юго-востоку от Хамадана, противник делал попытки продвинуться к перевалу Канделяну, но был отброшен.
Нашими войсками занят город Султан-Абад; находившийся в этом пункте германский консул и навербованный им отряд из персидского населения бежали.
Северный фронт
10-го января.
У Иллукста нашей артиллерией были удачно обстреляны партии немцев, производивших окопные работы.
Западный фронт
10-го января.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
10-го января.
На Средней Стрыпе, в районе Бурканува, огнем нашей артиллерии также были рассеяны партии противника.
В районе Нижней Стрыпы велась артиллерийская перестрелка.
В бою за воронки, образовавшиеся от взрыва горнов северо-восточнее Черновиц, неприятель применял бомбочки с удушливыми газами.
Кавказский фронт
10-го января.
При преследовании противника, нами взято в плен более 700 аскеров и захвачен артиллерийский транспорт.
Наша артиллерия вновь обстреливала форты Эрзерумской крепости.
В мелязгертском районе нами разбиты в различных местах отряды курдов, поддержанные пехотой.
Военный обзор
На фронте Кавказской армии

На фронте, равном нашему главному фронту, геройская Кавказская армия являет снова свои чудесные подвиги. Занимая широкий фронт, протяжением около 1.200 верст, она упирается своим правым флангом в южный берег Черного моря у местечка Архаве, находящегося в одном переходе к западу от нашей государственной границы, а левый свой фланг имеет в пределах Персии, в пяти переходах к югу от столицы этого государства—у города Кума. Этот фронт, как уже сказано, не меньше фронта наших армий, ведущих титаническую борьбу между районом Рижского залива и румынской границей. К этому надо добавить, что на таком обширном фронте Кавказская армия действует в исключительно диком горном театре, пересеченном грандиозными горными цепями и разделяющем составные части ее не менее, как на 6—7 совершенно самостоятельных групп.
Естественно, что здесь не может быть и речи о том, что весь 1.200 верстный фронт как на западе занят одною сплошною линиею и прерывчатость положения является причиною того, что вся война на Турецко-Персидском фронте распадается на ряд отдельных операций, связанных между собою лишь последовательным проистеканием каждой последующей на основании результатов предыдущей.
За пятнадцать месяцев войны пред нашими глазами были отмечены четыре крупных операции, в которых наши кавказские войска, помимо крайнего и в высшей степени доблестного упорства, выказали и громадную способность к искусному маневрированию.
В двадцатых числах октября 1914 года, с началом войны с Турцией, Кавказская армия, быстро сосредоточившись на границе, двинулась по главному Эрзерумскому направлению и, несмотря на многократное превосходство сил противника, сразу погнала его под верки крепости Эрзерума и в течение нескольких дней заняла отмеченную теперь уже вновь Кеприкейскую позицию, находящуюся на полупути между нашей государственной границей и крепостью Эрзерумом.
Смелым до дерзости налетом кавказская армия напомнила своему давнишнему и знакомому врагу о своей былой славе и сразу «дала тон» всем последующим событиям на этом фронте. Русские войска турок не представляли себе иначе, как наступающими и наносящими свои громовые удары, и в этом отношении доблесть Кавказской армии была ему доподлинно известна.
Таким образом главная основа моральной победы наших Кавказских войск уже имела глубокие исторические корни и с началом настоящей войны вновь была подтверждена отмеченным наступлением в сторону Эрзерума.
Надеясь на то, что Россия ведет грандиозную борьбу на главном западном фронте и чем отвлечена туда своим вниманием, турки, руководимые германцами, к концу 1914 года, собрав все свободные свои силы против правого фланга и центра Кавказской армии и рассчитывая задавить последнюю своею исключительною в этом случае численностью, перешли под командою вице-генералиссимуса Энвера-Паши в отчаянное наступление и ворвались на территорию Кавказа, распространяясь в сторону Ардагана и обходя глубоким маневром главныя силы Кавказской армии, сосредоточившиеся в районе Саракамыша, Бардуса, Караургана и Меджингерта.
Положение было исключительное и потребовавшее крайнего спокойствия, упорства и доблести со стороны войск и гибкого расчета и маневра со стороны высшего командования этой армией. То, что проделала в эти памятные дни Кавказская армия, стало достоянием и удивлением всего мира.
Помимо того, что войсками кавказскими, туркестанскими и сибирскими, дравшимися в это время с громадными силами Энвера-паши, были проявлены доблесть и упорство, высшее командование Кавказской армии наметило вполне отвечающую серьезной обстановке группировку последней и сразу повело испытанные наши войска по пути известной уже победы в декабре 1914 года, когда была разгромлена большая часть турецкой армии и захвачен в плен целиком девятый корпус. Таким образом первоначальная группировка Кавказской армии перед началом декабрьских боев была намечена настолько удачно и целесообразно, что войскам и последующим инстанциям приходилось лишь соперничать друг перед другом в проявлении геройского упорства и стойко выжидать результата развивающегося плана крупной Ардагано-Сарыкамышской операции.
Нанеся, таким образом, к началу 1915 года сильнейший и ошеломляющий удар туркам, Кавказская армия перешла к планомерному вытеснению противника с территории Кавказа, выбивая крепко засевшие мелкие отряды его из горных трущоб дикой Аджарии и Чорохского края.
Главные силы турецкой армии, после окончательного разгрома под Сарыкамышем, обратились в бегство через Ольты и Бардус в направлении к Кеприкею и Эрзеруму и на протяжении трех переходов по пятам преследовались значительно меньшими силами Кавказской армии.
После этого линия боевого фронта последней снова выдвинулась за пределы Государственной границы и начала еще больше выдвигаться на юге, где наши кавказские войска, перейдя грандиозные массивы горных хребтов Агры-Дага и Алла-Дага спустились к берегам Ванского озера и заняли город Ван и Малязгертский район, расположенный к северу от этого озера.
Выдвижение этой группы наших войск, уже достигшей Мушского и Битлисского районов и угрожавшей обходу крепости Эрзерума с юга через Хныскалинский перевал, сильно встревожило турок и они в середине лета 1915 года предприняли новую операцию по оттеснению нас обратно к отрогам пограничного хребта Агры-Дага. Сосредоточив для этой цели, едва восстановленные за полгода после декабрьского разгрома, главные силы на линии Муш—Хныс—Кала—Мергемир, турки перешли в наступление в направлении на Малязгерт- Каракилиса и, врезываясь частью своих сил между Эрзерумским и Каракилгенским направлениями и атакуя Мергемирский перевал, решили отрезать с севера нашу группу войск, оперирующую в районе Малазгерта и Ванского озера.
Искусно маневрируя, наши войска, отходя быстро к Алашкерто-Каракилисинской долине и увлекай за собою зарвавшиеся турецкие силы под командою Халил-бея, подвели левый фланг последнего под удары группы наших войск, спустившейся с севера к Мергемирскому перевалу и вышедшей корпусу Халила не только во фланг, но и в тыл, где угрожала последнему окончательным отделением от остальных сил турецкой армии, сосредоточенной на Эрзерумо-Сарыкамышском направлении.
Под угрозой этого обхода Халил-бей, понеся очень тяжелые потери, быстро отошел на линию Хлыс-Кала-Муш-Битлис.
Таким образом, в июле 1915 года была закончена третья крупная операция Кавказской армии, положившая прочное основание установившемуся на Турецком театре боевому фронту, обеспечившему безопасность русской границы.
Наступление осени 1915 года отмечено было на нашем главном фронте ликвидациею дальнейшего наступления австро - германцев вглубь России, остановившихся на ныне занимаемой линии, и успехом наших союзников англичан на южном Месопотамском фронте.
Под влиянием падающего настроения турок и вышеуказанной обстановки на нашем главном фронте, австро-германцы, подготавливая Балканскую операцию, повели энергичную пропаганду в Персии, где, при помощи турок и своих агентов, вербовали банды и шайки из фанатически настроенных мусульман и направляли их вредную деятельность против нас и англичан.
Результатом деятельности широко раскинутой сети немецко-турецко-персидских банд явилась новая операция, предпринятая частями Кавказской армии в пределах Персии.
Выдвинутый к г. Калвину отряд генерала Баратова решительным движением в сторону Хамадана и Кума положил предел дальнейшему развитию в пределах северной Персии вредной нам агитации противников и стал методично продвигаться в направлении на юго-запад, где в это время англичане вели операцию против турок в районе Багдада и Кут-Эль-Амара (на берегу реки Тигра в 380 верстах к северо-западу от Персидского залива). По сведениям штаба Верховного Главнокомандующего на Хамаданском направлении наши войска продвинулись еще дальше за Хамадан и заняли в трех переходах от него город Кянгавер, лежащий на полупути между Хамаданом и Керманшахом.
От Керманшаха дорога идет через Ханекен до Багдада, до которого расстояние от Керманшаха не превышает 260 верст. Перед этими же войсками генерала Баратова походом по Персии пройдено в одном Хамаданском направлении (через Казвин) не менее 500 верст. Часть наших сил, двинувшаяся от Казвина на Кум, производя разведку к югу в сторону Исфагани, установила, по сведениям печати, полную эвакуацию немцами последнего пункта. Кроме того, нашими войсками, по тем же источникам, исходящим из Тегерана, занят Султанабад, находящийся в 250 верстах к юго-западу от Тегерана и в 140 верстах на юго-восток от Хамадана.
Встревоженные событиями у Багдада, где наши союзники англичане разбили Месопотамскую турецкую армию, турки начали усиленно отправлять к району последнего возможные подкрепления. И, так как армия их, оперирующая на нашем Кавказском фронте, оказалась ближайшею, то естественно предположить, что, отказавшись здесь от активных действий, турки перебросили часть сил ее на юг в Месопотамию и для противодействия нашему наступлению со стороны Хамадана и Султанабада к Багдадскому району в тыл действующей против англичан месопотамской турецкой армии, они направили часть этих сил в сторону Ханекена и отчасти Соуджбулага (в 50 верстах к югу от Урмийского озера).
Эта обстановка, очевидно, явилась наиболее благоприятствующим моментом для нанесении турецкой армии, опирающейся на крепость Эрзерум, того громового удара, который, на рубеже нового 1916 года Кавказская армия вновь здесь нанесла туркам. По счету это будет пятая крупная операция, пятая большая победа кавказских «чудо-богатырей».
Вновь холодные январские дни стали свидетелями того, как наши доблестные войска, не считаясь с заоблачными высями, пробиваясь сами в глубоких снежных траншеях, гонят перед собою разгромленные главные силы турецкой армии, прикрывающей свое главное, операционное направление на крепость Эрзерум.
Потери противника не подсчитаны, да их и трудно пока посчитать. Во всяком случае, оне огромны, среди которых турки вновь несут значительный урон в материальной части, где, на ряду с полевыми и горными орудиями, упоминались орудия и крупного калибра тяжелой артиллерии.
В этом большом наступлении Кавказской армии, развернувшемся на 100 верстном фронте между Олтинским и Малязгертским направлениями, обращает на себя внимание тот факт, что нами занята укрепленная Кеприкейская позиция, которая являлась ключом к вторжению наших войск в следующую за ней Эрзерумскую долину.
Перегораживая собой путь к Эрзеруму и находясь на полупути между последним и нашей государственной границей, эта позиция представляла из себя серьезный горный массив, тщательно турками укрепленный и командующий над Пассинской долиной, лежащей к востоку от Кеприкея, и Эрзерумской долиной, лежащей к западу от него. Таким образом, с овладением Кеприкейской укрепленной позицией, наши войска имели возможность двигаться еще дальше и занять, как это уже и случилось, город Хасан Калу, лежащий в Эрзерумской долине, и в расстоянии одного перехода от знаменитой Девебоинской позиции, непосредственно прикрывающей уже самый город Эрзерум и являющейся участком фортового пояса Эрзерумской крепости.
Значение новой одержанной победы Кавказской армией является несомненно очень высоким и выходящим за пределы обыкновенного тактического успеха.
Этот удар, результаты которого скажутся прежде всего у Хамадана, в Тегеране, в Месопотамии, в Сирии и, наконец, в Константинополе, произведет также весьма неприятное чувство и в главной квартире германского императора, который в отзвуках победы Кавказской армии, сознает окончательно тщетность своей игры на фанатизме темнаго мусульманства ближнего Востока.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 19 (06) января 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) января 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) января 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) января 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) января 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) января 1916 года
|