21 (08) сентября 1914 года
Подробнее
Хроника войны
9-го сентября. Штаб Верховного Главнокомандующего сообщил, что, продолжая преследование австрийцев, наши войска достигли Вислоки. У Перемышля действия развиваются успешно.
9-го сентября. Левое крыло французской армии продолжало продвигаться вперед на правом берегу реки Уазы в районе Лассиньи, где происходят ожесточенные бои. На левом берегу Уазы к северу от реки Эн и в центре, между Реймсом и Маасом, не произошло значительных перемен. Германцы произвели ожесточенные атаки к северо-востоку от Вердена и в направлении Муи и Дампьера, но были отброшены. На юге Вевра они занимают линию Ришекур—Сейшопруа—Лерувилль. На правом фланге в Лотарингии и в Вогезах они очистили Номени и Арракур и обнаружили мало деятельности в районе Домевр.
Пять английских лётчиков вылетели для бомбардировки Виксндорфского аэродрома, близ Кельна, на котором находится ангар цеппелинов. Авиаторы сбросили несколько бомб с высоты 500 метров и затем быстро поднялись выше. Когда весь ангар оказался объятым пламенем, летчики улетели.
Четыре из них благополучно вернулись к месту своего отправления, пятый аэроплан потерпел аварию в Бельгии и был подобран автомобилем.
9-го сентября. Командующий австрийскими войсками в Землине г.-майор запаса Голиа прислал 9-го сентября, в 5 часов вечера, командующему сербскими войсками в Белграде парламентера с письмом, в котором он требовал сдачи столицы не позже 6 часов веч.
В ответ на столь дерзкое требование, сербской артиллерии был отдан приказ, немедленно открыть огонь по австрийским мониторам.
Сербы обстреливали тяжелой артиллерией неприятельские батареи, расположенные далеко позади Землина. Действие огня было превосходно, так как неприятельская артиллерия вскоре была принуждена замолчать.
Происходили ожесточенные бои на фронтах Зворник Лозница и Митровица—Шабац; на остальном фронте не произошло ничего существенного. Положение сербских войск весьма удовлетворительное.
При попытке австрийцев большими войсковыми частями завладеть двумя островами на Саве близ Белграда, два батальона их были совершенно уничтожены. Сербские войска заняли оба острова.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
Война, парализовавшая значительную часть Европы и, главным образом, центр ее, где сходились нити между народных социально-политических и экономических отношений, наложила свой отпечаток на жизнь и тех государств, которые по тем или другим причинам не втянуты еще в водоворот событий. Каждое из них старается определить свое отношение к ним. Но всякий раз, как то или другое государство подходит вплотную к этому вопросу, его официальные представители чувствуют всю сложность и ответственность задачи, перед которой они стоят. На сцену выступают противоборствующие соображения, экономические и политические интересы, настроения я симпатии различных общественных групп, и не легко разобраться в этом хаосе, в атмосфере которого вынуждены теперь жить народы и их ответственные руководители. Когда на полях битв решаются судьбы нескольких государств, поставивших на карту все свое существование, всякий необдуманный шаг со стороны тех, на кого не перекинулось пламя европейского пожара, может привести к катастрофическим результатам.
Разве Турция не рискует потерять все в случае, если германской дипломатии удастся втянуть ее в войну, в которой немецкий милитаризм найдет себе могилу. А между тем, у нас и сейчас нет уверенности в том, что турецкий народ проявит достаточно силы, чтобы сломить упорство шовинистической клики, стоящей у власти. Военная партия неуклонно ведет страну по пути, какой ей указывается из Берлина, и, несмотря на все предостережения и угрозы со стороны держав тройственного согласия, она продолжает свое преступное дело, подготовляя неизбежный разгром Османской империи.
По-видимому, легко и окончательно разрешила задачу, о которой мы говорили, Швеция. Руссофобские и германофильские круги не выдержали сопротивления общественных сил, и их подстрекающие голоса потонули в хоре единодушных голосов, раздавшихся в парламенте. В обеих палатах риксдага представители всех партий высказались за необходимость сохранения нейтралитета. Правительство, колебавшееся в выборе решения, нашло, наконец, твердую почву в общественном мнении страны и выразило готовность идти на встречу единодушно выраженному желанию народа. Не то наблюдаем мы в Румынии. В ней усиливается антагонизм между общественным мнением и королевским двором. В то время, как в народе растут симпатии в пользу держав тройственного согласия, что находит себе выражение и в печати, и в шумных манифестациях, королевский двор во имя династических связей отдает свои симпатии монархиям Гогенцоллернов и Габсбургов. Король им протягивает руку посильной помощи.
Недавно большой шум вызвала коммерческая сделка, которую заключили король и его приближенные: они запродали весь урожай с своих имений Австро-Венгрии. Перед лицом великих событий это, может быть, незначительный факт, но он свидетельствует о том, куда тяготеет олигархия, держащая власть в своих руках. А ее влияние на политику Румынии неизмеримо велико, и недаром социалистическая партия направляет свои удары сюда. Закончившийся на днях конгресс партии выразил энергичный протест против румынской олигархии, которая временно взяла верх над общественным мнением и усилила рознь балканских народов.
Большой перелом в общественном настроении происходит и в Италии. В народе и в выражающих его взгляды и интересы политических партиях крепнет сознание необходимости порвать роль навсегда связь с тройственным союзом. Одни руководятся практическими соображениями момента, других искренно возмущает и пугает чудовищный образ, в котором предстал немецкий милитаризм и шовинизм, грозящий и приобретениям культуры, и человеческому прогрессу. Но все сходятся на мысли о необходимости перестать поддерживать соками страны это чудовище.
Перспективы войны еще не достаточно определились, а уже в печать проникли слухи о каких-то переговорах, имеющих целью скорейшее заключение мира. Хотя на всякий такой слух следует опровержение со стороны германских официозов, однако, пока не последовало такого же опровержения со стороны Соедин. Штатов, выступающих в роли посредника, мы вынуждены считаться со слухами, как с фактами. Насколько от нас далеко действительный мир, судить сейчас об этом не представляется возможным. С разгромом австрийских армий и на севере, и на юге мы, может быть, присутствуем при начале конца, ибо разбитая Австро-Венгрия при продолжении борьбы рискует потерять не только окупированные области, но и совсем исчезнуть с карты Европы.
Каждый день борьбы будет приближать ее к гибели. Лишившись своей боевой мощи, она отведет удары европейской коалиции на свою союзницу. И эта последняя должна теперь уже призадуматься над тем положением, в котором она окажется, когда все удары будут натравлены только на нее. Сознание этих последствий может быть, и заставляет германское правительство не отказываться от посредничества Соединенных Штатов. Но тут возникает вопрос имеет ли шансы на успех предпринятая попытка при данных условиях; чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо уловить смысл совершающейся войны, который вкладывают в нее народы, ведущие борьбу против Германии. А он многих ясен: это борьба с немецким милитаризмом, с стремлением вооруженной рукой утвердить над Европой гегемонию прусской солдатчины, которая показала себя в этой войне с самой ужасной стороны.
Так на дело смотрит наиболее трезвый, наиболее уравновешенный народ. В Англии говорят и пишут о необходимости довести борьбу до конца, и к этому страна готовится с необычайным подъемом. Что положит конец войне? Разгром Германии как таковой? В победе союзного оружия в Англии не сомневаются, но не допускают мысли о том, чтобы победа означала гибель Германии. Английская печать довольно определенно смотрит на исход войны. «Когда в Англии говорят о необходимости довести до конца войну, то не подразумевают под этим необходимость покончить с Германией, как империей, но имеют лишь в виду германский милитаризм». Приведенное мнение одной газеты может служить отзвуком настроения всего народа. Думаем, что мы не ошибемся, если скажем, что с тем же настроением, может быть, не столь определенно выраженным, ведут борьбу и другие народы. Оно помогает им переносить все тяжести войны, мирит их с принесенными жертвами и невознаградимыми потерями. Отнимите у них надежду на то, что ценою крови будет куплен долгий мир, что ему не будет угрожать вооруженный с ног до головы прусский солдат, и вы отнимете то, что сейчас связует миллионы людей и одухотворяет их в борьбе. Без веры в светлое будущее перед этими людьми война встанет, как кошмар, и потеряет всякий смысл. Пока же мы далеки от цели победить немецкий милитаризм и его вдохновителей, едва ли можно говорить о скором мире.
Н. С.
ВОЗЗВАНИЕ "РУССКОГО ЗНАМЕНИ" К ЖЕНЩИНАМ
Кто про что, а эти господа не находят и теперь другой темы, как про жидов и массонов. По поводу переживаемых траурных дней «Русское Знамя обращается к женщинам с таким воззванием:
Русские женщины!
Выразите же свою печаль не плетением по моде ваших волос и надеванием неприличных одеяний, а облачитесь в приличные одеяния. Бросьте обезображивающие вас платья и шляпы, выдуманные развращающей модой, которая исходит от жидов и масонов. Им нужно было снять с груди вашей крест, этот символ нашего спасения, и вы сняли его, заменив священное изображение креста—разными медальонами и другими языческими украшениями...
Вот почему ныне настало такое оскудение доброй нравственности, в особенности заметное в городском населении.
Где делась женская скромность, стыдливость, застенчивость и др. добродетели старого доброго времени? Где здоровье, красота, естественность москвичек и др., которыми отличались наши русские женщины?!
ДВА ПРИКАЗА
Комендант г. Батума издал два следующих приказа, которые мы воспроизводим из "Батумск Вест.":
1) До сведения моего дошло, что в последнее время среди мусульман преимущественно турецко-подданных, злоумышленными лицами распускаются ложные слухи о намерении русского правительства объявить войну своей ближайшей соседке Турции. Слухи эти распускаются с исключительной целью, нарушить покой неутомимых тружеников-мусульман и лишить их верного и хорошего заработка, посему считаю необходимым объявить вам, честные труженики, что русское правительство, несмотря на текущие вооружения Турции, не имеет никакого намерения порвать с ней добрые отношения.
Оставайтесь на местах, не слушайте лживых речей и продолжайте ваш мирный труд!
2) Ценя высокие гражданские доблести вверенного моим попечениям и заботам население г. Батума и всего крепостного района, объявляю, что защита населения от всяких случайностей, составляет священную мою обязанность, разумея в то же время, что военные необходимости занимают главенствующее значение и все помыслы мои и населения должны быть направлены к удовлетворению военных потребностей.
Знаю и уверен, что в случае необходимости, все способные носить оружие получат вооружение и пополнят ряды бойцов крепости, а все, кто не в силах владеть оружием, будет по мере сил, всеми имеющимися средствами облегчать больных и раненых воинов, кто чем и как может.
Прощу всех по прежнему заниматься своими трудами, войска оберегают ваше спокойствие. В нуждах своих обращайтесь к ближайшим административным и общественным учреждениям, коим даны мною указания идти по мере сил вам на встречу.
Лично я, отвлеченный массой многосложных трудов не имею возможности в полной мере посвятить себя гражданскому управлению, а потому, в случае крайней необходимости, прошу обращаться к г. батумскому городскому голове, полицеймейстеру гор. Батума, начальнику окружной полиции подполковнику Переменину и к прочим начальствующим лицам гражданского управления по принадлежности".
Острова Самоа
Англичане заняли острова Самоа, принадлежащие германцам, отправив немецкого губернатора на остров Фиджи.
О назначении этого приобретения председатель отдела физической географии Императорского русского технического общества Ю. М. Шокальский сказал сотруднику „Бирж. Вед.“ следующее:
— Занятие Самоа имеет для Англии громадное значение, так как это—прекрасная угольная станция для флота и центральный пункт океана. Кроме того, плодороднейшая почва островов производит в изобилии: перец, кофе, маис, бананы и т. д.
В ближайшем будущем, после открытия Панамского канала, острова получат еще большее значение, и потеря их является весьма чувствительным ударом для Германии.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 17 (04) сентября 1914 года
Первая мировая война. 18 (05) сентября 1914 года
Первая мировая война. 19 (06) сентября 1914 года
Первая мировая война. 20 (07) сентября 1914 года
Первая мировая война. 21 (08) сентября 1914 года
Первая мировая война. 22 (09) сентября 1914 года
Первая мировая война. 23 (10) сентября 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
|