nik191 Пятница, 22.11.2024, 08:50
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Январь » 21 » Первая мировая война. 21 (08) января 1916 года
06:43
Первая мировая война. 21 (08) января 1916 года

 

 

 

21 (08) января 1916 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

8-го января 1916 года.

Западный фронт

В Двинском районе отмечается удачное действие нашей артиллерии.

В районе станции Вилейка захвачен германский аэроплан.

К северу от Чарторийска противник пытался овладеть занятой нами высотой, но был отбит.

В районе северо-западнее Збаража сорвавшийся воздушный шар неприятеля сгорел в воздухе. Его корзина упала в расположение наших войск.

Кавказский фронт

В приморском районе турки на широком фронте пытались потеснить наши войска, но с большими потерями были отброшены назад.

Наши части, преследуя противника, заняли с боя город Гассан-Калу и гнали затем бегущего врага до фортов Эрзерумской крепости, изрубив при этом и захватив в плен более 1.500 нижних чинов и взяв орудия, много боевых припасов и большой палаточный лагерь. По всем направлениям турки поспешно отходят под защиту Эрзерумской крепости, оставляя в наших руках артиллерийские и продовольственные склады и большие запасы топлива. Повсюду брошены патроны, снаряжение и бродят отсталые.

На южном берегу Ванского озера наши войска потеснили турок к западу от Вастана.

К югу от Урмийского озера мы вновь отбросили курдский отряд за реку Джагату.

 

Западный фронт

8-го января.

Боевых столкновений не было.

 

Морской обзор

Подводные лодки в Средиземном море

Морской обозреватель газеты «Тimes» говорит по поводу потопления германской подводной лодкой пассажирского парохода «Персия» и других судов, что создавшееся на Средиземном море положение не может служить предметом изучения морскими стратегами, но заслуживает самого серьезного внимания, т. к. неприятель на этом море в третий раз за время этой войны пытается внести расстройство в английскую морскую торговлю.

Поэтому морские силы союзников должны позаботиться не только о защите транспортов, перевозящих войска и боевой материал по этому морю, но и обеспечить безопасность морских путей сообщения для всех судов, так как только этим достигается полное владение морем.

«Не может быть никакого сомнения,—говорит обозреватель «Тimes’а»,—что расстройство морской торговли представляет для нас весьма серьезную опасность, которую необходимо предотвратить, как это было сделано с первыми двумя попытками неприятеля прервать наши морские пути сообщения и уничтожить наш торговый флот. Разбираясь в предыдущих попытках неприятеля в этом направлении, мы видим, что каждый план нападения на нашу торговлю был разработан самостоятельно, и если попытки не удались, то этим мы обязаны энергии и организационным способностям британских моряков.

Теперь неприятель предпринимает в Средиземном море третью попытку бороться против нашей морской торговли и хотя здесь борьба с ним поставлена несколько в иные условия, чем прежние, но необходимо, чтобы и это выступление неприятельских судов постигла та же участь, как и остальные. Что касается первой попытки борьбы против английской морской торговли, то перед началом этой войны неприятель сделал весьма обширные приготовления для нападения на английские торговые суда на океанских путях сообщения между странами всего мира. Затем, так же, как наш «Grand Fleet» является щитом, прикрывающим деятельность всех других судов нашего флота, так и находившиеся в океанах германские крейсера находились под защитой сильной эскадры адмирала фон-Шпее. Эта эскадра являлась большим препятствием для тех английских судов, которые должны были парализовать деятельность неприятельских крейсеров и тогда было принято предложение лорда Фишера. Он пришел в адмиралтейство и объяснил, что линейные крейсера им созданы для уничтожения вспомогательных эскадр германского флота, почему следует их пустить в дело.

Был послан адмирал Стерди выполнить это поручение, исполненное, им с замечательным умением и в самый короткий срок. Поэтому первая попытка неприятеля внести расстройство в нашу морскую торговлю была уничтожена благодаря предвидению, энергии и стратегическому чутью британских моряков, находящихся в адмиралтействе.

Затем, когда первое выступление германских судов в этом отношения не удалось, фон Тирпиц приступил к выполнению своего второго плана, который заключался в замене крейсеров подводными лодками и перенесению района их деятельности с океанских путей ко входам в английские порты. Этот план борьбы с нашей морской торговлей мог дать желательные для неприятеля результаты, если бы подводные лодки опирались бы на свой флот. Однако, действительность показала, что каждое такое судно действовало вполне самостоятельно, и в результате—английские моряки с мистером Бальфуром и адмиралом Джексоном во главе так же хорошо справились с этой опасностью, как их преемники—мистер Черчилль и адмирал Фишер справились с германскими крейсерами.

После этого, видя, что в наших водах подводные лодки подвергаются только большому риску и их выступления не влияют на нашу торговлю, неприятель сосредоточил все свои усилия на Средиземном море и начиная с сентября (н. стиля) он приступил к выполнению нового плана нападения на наши торговые суда, для чего увеличил в значительной степени число своих подводных лодок, находящихся в этом море. Главным районом для действия этих судов были избраны берега Триполи и Египта на пути в Суэцкий канал, затем район у берегов морей и к западу от острова Мальта. При этом наши вспомогательные суда и военные транспорты пострадали очень мало, и главное внимание неприятеля было обращено на наши торговые суда, при чем не принималось во внимание направление, в котором шло судно.

Таким образом был потоплен пароход «Вилль-де-Сиота» на пути в свой порт, «Анкона» на пути в Америку, «Ясака-мару» и «Персия» на пути на Дальний Восток, причем последние тогда, когда они шли по проторенному пути из Мальты в Порт-Саид. В настоящее время необходимо принять меры против подобных нападений на наши суда и для этого необходимо прежде всего обратить внимание на их базы, т. к. радиус действия подводной лодки, так же, как и всякого другого судна, ограничен выносливостью ее экипажа, запасом провизии для него, запасом топлива для машин и боевыми припасами для ее вооружения. Никакая охрана, как она хорошо не была бы поставлена, не может прекратить деятельности судов, управляемых энергичными и предприимчивыми офицерами, которые будут действовать в определенном районе и уничтожать каждое встреченное ими торговое судно. Но подводная лодка в конце-концов должна вернуться к своей базе для пополнения своих запасов, и в тех местах, где она получает все необходимое для своего плавания, она должна найти свой конец.

До сих пор мы сумели охранить те порты, которые мы использовали для военных целей, так как у Дарданелл неприятельские подводные лодки проявляли свою деятельность очень недолго, и сообщение с Салониками никогда не было прервано, но за то случай с, проходом «Персия» показал, что меры, принятые союзными адмиралтействами, пока недостаточны и их надо развить в большом масштабе. Хотя наши пароходные компании и презирают подводную опасность и лорд Инчкеп, представитель «Полуостровной и Восточной компании», недавно заявил, что это общество будет продолжать свою деятельность, несмотря на подводную опасность в Средиземном море, но если подобное отношение нации к своим потерям во время войны достойно удивления и похвалы, то все-таки необходимо покончить с этой третьей угрозой нашей морской торговле. Надо надеяться, что в скором времени мы узнаем, что и на этот раз неприятель потерпел полную неудачу в своем намерении намести нам тяжелым удар, и со стороны нашего флота будут проявлены та же предусмотрительность и энергия, которыми он зарекомендовал себя в первых двух случаях».

 

Военный обзор


На главном русском фронте

На фронте Рижского района германцы неустанно производят воздушную разведку, выясняя происходящие на нашей стороне перемещения частей. Их аэропланы появлялись здесь на северной оконечности района на нижнем течении реки Курляндская Аа (около озера Бабит). Воздушные германские разведчики обнаруживались также в районе западнее Фрндрихштадта (у Скотеля, в 15 верстах к северо-западу от г. Фридрихштадта) и над городом Двинском, где ими сбрасывались даже бомбы.

В следующем сообщении штаба Верховного Главнокомандующего можно заметить, что районе города Фридрихштадта германцы начинают уделять сравнительно большее внимание, чем это наблюдалось до настоящего времени. Ниже и выше этого города по течению реки Западной Двины, где позиции германцев близко подходят к левому берегу реки, обнаруживаются хотя пока небольшие, но все же попытки проявить свою деятельность, не исключающую даже случаи применения удушливых газов. Последние германцами были выпущены около Самена, местечка находящегося в 10 верстах к юго-востоку от названного города, на правом берегу реки Двины. Кроме того, германцы пытались спуститься к самому берегу реки против Лепиевадена, находящегося в 20 верстах к северо-западу от Фридрихштадта, в районе местечка Менден. Однако, попытка эта была остановлена огнем наших частей.

На фронте Двинской укрепленной позиции усилился артиллерийский огонь в районе Тенненфельда, расположенного севернее Поневежской железной дороги и южнее местечка Иллукста. Здесь германцы дважды переходили в атаку против наших позиций, но каждый раз были отбиваемы только одним нашим огнем.

Таким образом, германцы на нашем северном фронте между Ригой и Двинском вновь начинают проявлять свою деятельность, которая, однако, тем не менее, не имеет характера более или менее решительной операции. Скорее это можно назвать нервностью германцев, не могущих оставаться спокойными на крайнем своем левом фланге, в то время, как на правом—на юге России назревают крупные события. Производимые противником небольшие атаки на фронте от Риги и до Двинска носят отпечаток его стремлений сохранить за собой активное положение. Атаки эти пользы германцам не приносят, но в то же время стоят им больших жертв.

Хотя фельдмаршал Гинденбург и получил значительные подкрепления, однако он, по-видимому, не намерен предпринимать серьезных активных операций. Напротив, на фронте реки Западной Двины немцы усиленно возводят укрепленные линии, устанавливая на них громадное количество бомбометов, минометов и пулеметов и применяя в большом числе ручные бомбы.

На южном нашем фронте упорные бои принимают все более и более ожесточенный характер и, в связи с тяжелыми потерями, которые наносит австро-германцам прекрасно работающая, богато снабженная снарядами, наша артиллерия, противник здесь испытывает большие лишения и неудобства от плохого состояния дорог, распускающихся в непролазную трясину в моменты наступления неожиданной оттепели.

Командиры австро-германских частей, расположенных в районе Минска сильно жалуются на вышеотмеченные условия местности. Несмотря на все принятые меры, отводные канавы, а местами даже трубы, в большинстве окопов выступила подпочвенная вода, вследствие чего местами дальнейшее пребывание австро-германских солдат в окопах стало невозможным, благодаря размыву почвы проволочные заграждения, укрепленные на особых рогатках, скрепление с землей почти потеряли и по сему легко уносятся ночью нашими разведчиками, производящими с этой целью специальные налеты. Один из командиров частей доносит своему начальнику, что у него в одну ночь исчезло проволочное заграждение перед фронтом двух рот, которое особыми приемами русских солдат было перетянуто на свою сторону и установлено против их окопов.

Даже хорошо вымощенные австро-германцами дороги в низких местах, покрыты водой на аршин и даже местами более. Малейшее уклонение в сторону от такой дороги грозит неминуемой гибелью. У противника уже погибло много повозок и даже автомобилей, застрявших в подобных дорожных трясинах. Такое состояние путей сообщения на нашем южном фронте и особенно в районе Полесья и реки Стыри, заставляет австро-германцев быть очень осторожными в использовании на этих участках тяжелой артиллерии.

После неудачных боев на берегах Стыри под Чарторийском генерал Линсинген просил об усилении имеющейся у него тяжелой артиллерии присылкой новых батарей. Однако, главная германская квартира отказала в этом, отметив, что местность, на которой оперируют армии Линсингена, по своим природным свойствам представляет опасность для значительной массы тяжелой артиллерии. Эта неблагоприятная данная обстановка может особенно усилиться с наступлением ранней весенней оттепели.

Не имея возможности усилить огонь свое артиллерии, германцы в боях на юго-западном фронте несут громадные потери от огня нашей артиллерии, нанесшей им особенно сильно потери в районе Чарторийска и к западу от Олыка (юго-западнее Чарторийска). Ряды войск противника буквально таяли под нашим ураганным огнем.

На Дубно-Ровенском направлении противник под давлением последних причин, оказался вынужденным отойти на вторую линию возведенных им укреплений.

— «Русская артиллерия—отмечают сами немцы,—впервые, пожалуй за всю войну, сумела довести ураганный огонь до наивысшего напряжения».

Если судить по отзывам, исходящим из того же источника, то русские выбирают для наступления такие позиции, которые могут дать, в случае успеха, дальнейшую возможность наступления, независимо от линии реки Днестра, представляющего в данной обстановке довольно серьезное препятствие для движения в западном направлении.

Русские не только надежно закрепили свой фронт, но готовы, по мнению немецкой печати, вести дальнейшие широкие наступательные операции. Относительно того, какими средствами для этой цели обладает русская армия, по мнению той же печати, можно судить по последним кровопролитным боям на берегах Стрыпы и в Черновицком районе, достигшим своего наивысшего напряжения в районе д.д. Топорувца и Раранче.

Г. Клерже.

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 17 (04) января 1916 года

Первая мировая война. 18 (05) января 1916 года

Первая мировая война. 19 (06) января 1916 года

Первая мировая война. 20 (07) января 1916 года

Первая мировая война. 21 (08) января 1916 года

Первая мировая война. 22 (09) января 1916 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 673 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., январь, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz