nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Май » 19 » Первая мировая война. 20 (07) мая 1915 года
06:18
Первая мировая война. 20 (07) мая 1915 года

 

 

20 (07) мая 1915 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

7 мая.

В шавельском районе 4 и 5-го мая велись частные бои на фронте Куршаны — Россиены — Эйрагола, причем в районе последнего селения наши войска захватили несколько неприятельских опорных пунктов. Контратака германцев к юго-востоку от Россиен отражена нами с большими потерями для неприятеля. На левом берегу Немана—только небольшие стычки.

На наревском фронте и к северу от Пилицы—затишье.

Сражение в районе левого берега верхней Вислы и на всем галицийском фронте продолжалось, причем 4-го мая бои достигли в некоторых районах огромного напряжения. В районе Опатова смятые нами значительные неприятельские колонны 4-го мая поспешно отступали за Иваниску, энергично преследуемые нами.

На фронте Тарнобжег — Развадув и на нижнем Сане мы успешно удерживали неприятеля. На участке Ярослав — Лезаков неприятелю удалось утвердиться на правом берегу Сана. К югу от Ярослава мы удерживаем оба берега этой реки. Бомбардировка Перемышля продолжается.

На участке между Перемышлем и Большим Днестровским болотом мы с успехом отразили новые ожесточенные атаки неприятеля, стремившегося во что бы то ни стало достигнуть здесь успеха. После упорного боя 4-го мая мы выбили германцев из захваченных ими накануне у Гусакова окопом двух наших батальонов.

В районе Дорогобыча, Стрыя и Долины неприятель несмотря на громадные потери продолжает безуспешно бросать новые массы войск на штурм наших позиций. Во многих местах мы переходили в удачные контратаки, при чем сотнями захватывали пленных. На верхнем течении Быстрицы, а также у городов Делатынь и Коломыя неприятель, истощенный неудачами предшествующих дней, 4-го мая держался пассивно. Нами на этом фронте достигнуты дальнейшие успехи. Число взятых здесь нами пленных и военной добычи неизменно растет.


От штаба Кавказской армии

7 мая.

4-го мая на ольтинском направлении попытка турок перейти в наступление в направлении на высоты южнее селения Кягани была отбита, и турки были отброшены к югу. Наши войска заняли город Арджиш, на северном берегу Ванского озера.

На прочих направлениях без перемен.

 

С театров военных действий

 

Германский театр военных действий

7-го мая.

В шавельском районе мы продолжали теснить германцев на левом берегу Виндавы и Венты.

На наревском фронте неприятель, производя частичные атаки, учился применению удушливых газов.

Австро-венгерский театр военных действий

7-го мая.

В течение 7-го и утра 8-го мая натиск неприятеля на галицийском фронте несколько уменьшился, и на многих участках неприятель перешел к обороне; неприятельская артиллерия проявляет бережливость в огне.

На левом берегу нижнего Сана наши войска, наступая от Вислы, с боя овладели селениями Кравце, Бурджы, Пшышув-Камерале и отразили контратаку неприятеля в направлении на Низко. В исходящем углу неприятельского расположения на правом берегу Сана мы овладели сел. Игнаце на р. Любашувке.

В районе Перемышля—без перемен.

К востоку от Гуссакова ожесточенные атаки неприятеля продолжаются, причем неприятелю удалось захватить часть окопов одного из наших полков, при наших контратаках нами захвачено здесь до 1000 пленных. На остальной части галицийского фронта атаки неприятеля, понесшего огромные потери, начали приобретать более частный характер. Главные усилия неприятеля сосредоточивались на участке между реками Тисменица и Стрый, причем в районе Слоньско нами захвачено несколько сот пленных, а у сел. Завадув нам сдались две неприятельский роты.

На других участках всего нашего фронта крупных столкновений не было.

На левом берегу Вислы неприятель обнаружил полную пассивность. Разбитые под Опатовом неприятельские части начали укрепляться. На поддержку им прибыли подкрепления переброшенные через Вислу из Галиции.

Турецкий театр военных действий

7-го мая.

На приморском направлении попытка турок перейти в наступление отбита.

На ольтинском направлении перестрелка передовых частей.
Наши войска заняли Сарай, Бан и Башкалу. Турки бежали на Битлис и к югу.

На Черном море наш десант, высаженный нашим флотом, преодолев сопротивление неприятеля, уничтожил пристани и погрузочные сооружения в районе к востоку от Эрегли.

 

Дневник военных действий


Десант у Дарданелл

Еще в конце марта стали появляться в печати известия о готовящемся десанте союзников на Дарданелльское побережье. В многочисленных газетных известиях по этому поводу сообщались самые различные цифры этого десанта—по одним сведениям, два корпуса, т.-е. 80 тысяч, по другим сведениям, 150 тысяч, а по некоторым сведениям, даже и 200 тысяч.

Особенно частыми стали известия о десанте после случайной потери союзниками четырех старых броненосцев при бомбардировке батареи средней зоны—самой узкой части пролива. Вообще всегда было известно, что для окончательного овладения прибрежным пунктом необходимо появление в последний момент сухопутных войск, которые закрепили бы разрушенный артиллерийским огнем флота район. Как известно, союзники производили в течение двух месяцев подготовку атаки Дарданелльских фортов при помощи весьма частых и настойчивых бомбардировок.

В течение этих двух месяцев союзники достигли наиболее ощутительных результатов при бомбардировке старых каменных батарей, построенных еще в XVII веке—Седдуль-Бара и Кум-Кале, находящихся у самого входа в пролив. Эти старые циклопические постройки довольно быстро поддались под огнем современных могущественных орудий флота и после нескольких бомбардировок были превращены в груды развалин.

Вслед затем, как известно, последовала бомбардировка других укреплений—а именно батарей средней зоны. Эти батареи, построенные в позднейшее время, оказались более прочными. Союзные суда, по английским официальным сведениям, все же нанесли и этим батареям повреждения. Обстрел при этом велся очень энергично, и туркам недешево обошлись четыре старые погибшие броненосцы союзников.

Однако, по условиям места, флот не мог развернуться в проливе и стать настолько широким фронтом, чтобы с одной стороны обстрелять сосредоточенным огнем батареи средней зоны, а с другой стороны так раскинуть свои суда, чтобы они не были скѵчены и не несли больших потерь. Поэтому в помощь бомбардирующему флоту необходимо было высадить десант, который завладел бы самыми опасными батареями средней зоны, - самой узкой части пролива,—при помощи сухопутной атаки.

Таким образом 12-го апреля, т.-е. к тому дню, когда был произведен десант, положение представлялось в следующем виде: во-первых, батареи внешних Дарданелл окончательно разрушены, и турки оттуда бежали, а во-вторых, самые важные батареи узкой части пролива сильно повреждены, но турки продолжают оставаться на них, и дальнейшее состязание флота с этими батареями представляется нежелательным, во избежание возможных потерь в судах.

Для подготовки десанта союзникам необходимо было предварительно создать какую-либо базу поблизости от Дарданелльских проливов. Конечно, можно было сосредоточить войска, предназначенные для десанта, допустим, в Египте. Но перевозка на такое большое расстояние, как от Египта до проливов, представляла большие неудобства. Десант должен был быть сразу крупным, многочисленным, чтобы сразу же при высадке иметь превосходство в силах над турками. Поэтому, если бы войска были сосредоточены в Египте, их пришлось бы полностью посадить на транспорты. Между тем для перевозки одного корпуса с артиллерией и обозами необходимо не менее 70 пароходов, а следовательно, для 3—4 корпусов, предназначавшихся для десанта, понадобилось бы свыше 200 пароходов. Считая же штабы и разные тыловые армейские учреждения, громадные запасы снарядов на такую армию, продовольствие, фураж, инженерное имущество и проч., мы подойдем к цифре в 300 транспортов, потребных для перевозки армии в 3—4 корпуса, т.-е. 150—200 тысяч человек.

Несомненно, что союзники располагают коммерческим флотом весьма значительным, и для них никакого труда не представило бы собрать 300 больших транспортов. Но самое движение этих транспортов по морю представило бы крайне трудную и сложную задачу. Транспорты нуждаются в охране из военных судов, и охранять 300 транспортов на пути было бы весьма нелегко.

Для этого понадобилось бы очень много военных судов, и все же они не могли бы уберечь такую армаду от случайных покушений отдельных быстроходных крейсеров, миноносцев, или подводных лодок. В данном случае мы подразумеваем, конечно, не покушения турецких миноносцев, а возможный прорыв из Триеста, Катарро и Полы отдельных быстроходных австрийских судов, которые могли бы сделать попытки атаковать днем, а вернее всего, ночью громадную, лишенную средств обороны, армаду из 300 транспортов.

Все это обязывало союзников найти какую-либо базу, более близкую к Дарданелльским проливам, чем Египет. Такою базою могли служить некоторые острова Эгейского моря, занятые после балканской войны греками. Так как Греция соблюдала нейтралитет, то необходимо было отыскать такое решение вопроса, при помощи которого одновременно был бы соблюден нейтралитет Греции, и в то же время была бы приобретена нужная база.
В данном случае помогло весьма сложное международное правовое положение, в котором находился остров Лемнос. Фактически он принадлежал грекам, и союзные державы даже одно время признавали суверенитет Греции над этим островом. Но Турция отказывалась признать остров греческим, и поэтому вопрос о том, кому принадлежит этот остров, оставался спорным.

Это дало возможность державам, в виду того, что турки признавали этот остров своим, избрать Лемнос одним из пунктов для сосредоточения десанта. Таким образом остров был занять союзниками, как турецкий, т.-е. как территория, принадлежащая вражеской стране, при чем, как говорят, впоследствии этот остров обещано переуступить Греции.

Сосредоточение десанта на острове Лемносе заняло более месяца времени. Операция эта вообще весьма сложная, ибо для того, чтобы создать базу на острове Лемносе, нужно привезти туда все, что потребно для армии. Обыкновенно такой основной базой для всякой армии является ее страна, откуда армия и получает все необходимое через ряд промежуточных баз—складочных пунктов. В данном случае, конечно, возить все из Англии и Франции представлялось слишком сложным и трудным, и поэтому на Лемносе должна была быть создана крайне сложная база, на которой находилось бы решительно все, что только может потребоваться для армии.

Подготовив таким образом в течение более, чем месяца, весьма тщательно громадную и сложную базу на острове Лемносе и на некоторых других островах Эгейского моря, союзники на рассвете 12-го апреля привезли с Лемноса войска и произвели десант на Дарданелльском побережье в шести пунктах. Из этих шести пунктов пять было выбрано на европейском побережье, т.-е. на Галлипольском полуострове, а шестой был избран на азиатском побережье. На европейском побережье высаживались английские войска, а на азиатском побережье — французские.

Вполне понятно, что не на всех этих шести пунктах десант был произведен в одинаковых силах. Шесть пунктов было избрано для того, чтобы отвлечь силы турок, и чтобы они не в состоянии были помешать производству самой высадки. Впоследствии, действительно, и оказалось, что из этих шести пунктов три пункта были главными, а три — демонстративными. Главными пунктами оказались Седдуль-Бар и Сарабаир на Галлипольском полуострове, и Кум-Кале— на азиатском побережье. Но и эти три главные пункта не все имели одинаковое значение.

Уже из того, что на европейском побережье войска высаживались в пяти пунктах, а на азиатском— только в одном пункте, можно было видеть, что главная высадка происходит на европейском берегу—на Галлипольском полуострове. Следовательно, один из главных пунктов— Кум-Кале на азиатском берегу — уже имел меньшее значение, чем другие два главные пункта—Седдуль-Бар и Сарабаир—на европейском берегу. Но из этих двух последних пунктов опять наиболее важным был Сарабаир.

Это название пока ничего не говорит читателю, и для того, чтобы уяснить себе сущность десантной операции у проливов, нужно обратиться к карте (см. рис.). Седдуль-Бар находится на самой оконечности Галлипольского полуострова, у самого входа в Дарданеллы, а Сарабаир находится верстах в тридцати к северу от Седдуль-бара, на берегу Эгейского моря, т.-е. на противоположной от проливов стороне Галлипольского полуострова. Вследствие этого Сарабаир приходится в самом тылу турецких батарей узкой части пролива. Этим и определяется важность этого пункта, ибо от него только около двенадцати верст до тыла важных батарей узкой части пролива, и, следовательно, союзники, высадившиеся у Сарабаира, могут атаковать турок с суши и взять с тыла самые главные укрепления Дарданелл при помощи сухопутной атаки.

Седдуль-Бар гораздо менее важен. Это—старая батарея, уже разрушенная, как мы указывали выше, союзниками и находящаяся на самой оконечности Галлипольского полуострова, у самого входа в Дарданеллы. Высадившись здесь, союзники должны продвигаться вдоль по узкому полуострову, имея справа и слева море. Так как здесь, благодаря морю справа и слева, очень узко, то высадившиеся войска союзников не могут развернуться, но зато не могут развернуться и турки, ибо и им одинаково узко. Вследствие этого при движении союзников от Седдуль-Бара будут происходить фронтальные столкновения на узкой территории, что должно иметь вообще нерешительный характер.
Совершенно другое дело у Сарабаира. Здесь союзники высадились с широкой стороны полуострова. Задача их заключается в том, чтобы устроить сначала амбаркационный пункт, а затем заняться уширением базы. Амбаркационным пунктом называется тот пункт, где произведена высадка, и где она будет далее производиться. Пункт этот надо укрепить и обеспечить его от всяких покушений противника. В этом состоит устройство амбаркационного пункта.
Уширение базы производится также там, где была сделана высадка, т.-е. здесь уширяется раион береговой полосы, занятой высадившимися войсками.

Так как союзники у Сарабаира высадились на широкой части полуострова, то они могут силою оружия значительно расширить занятую ими береговую полосу и тогда будут наступать широким фронтом. А следовательно, в наступлении могут участвовать и развернуться уже и крупные силы.

Численность высадившегося десанта определяется различными корреспондентами различно: от 100 до 200 тысяч. Принимая во внимание, что это цифра преувеличенная, и что, например, англичане высаживали при хороших условиях во Франции по 8 тысяч в день, следует считать, что союзники высадили в течение первых десяти дней примерно около 80 тысяч, т.-е. около двух корпусов. Так как условия для высадки здесь хуже, чем в Калэ и Булони, и нет ни готовых пристаней ни подъемных кранов, то эта цифра, вероятно, несколько меньше и может колебаться от 50 до 60 тысяч человек, высадившихся в первые десять дней.

Таким образом союзники в первыя полторы недели завладели на Галлипольском полуострове двумя прибрежными пунктами: одним у входа в Дарданеллы — батареей Седдуль-Бар, а другим в тылу батарей узкой части пролива—на побережье Эгейского моря у Сарабаира. Отсюда около 12 верст до батарей средней зоны и около 60 верст до города Галлиполи. Наконец за десять дней высажено около 1 1/2 корпусов.

Таковы первые ближайшие итоги десантной операции у Дарданелл.

 

 

Еще по теме:

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 16 (03) мая 1915 года

Первая мировая война. 17 (04) мая 1915 года

Первая мировая война. 18 (05) мая 1915 года

Первая мировая война. 19 (06) мая 1915 года

Первая мировая война. 20 (07) мая 1915 года

Первая мировая война. 21 (08) мая 1915 года

..........

Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия

..........

Первая мировая война. Крепости. Германия

..........

Первая мировая война. Оружие.

.........

Первая мировая война. Техника

.........

Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны

.........

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 867 | Добавил: nik191 | Теги: Май, 1915 г, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz