
16 (03) января 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
3-го января 1916 года.
Западный фронт
Без перемен.
Кавказский фронт
В Персии, на пути к Керманшаху, нами занят город Кангавер.
Кавказский фронт
В происходивших на фронте 1-го января боях нами взято в плен до 20 турецких офицеров, более 400 нижних чинов, 6 орудий, из них одно тяжелое, 8 пулеметов, много артиллерийских и продовольственных припасов и запасы инженерного имущества.
В Персии в бою у Кяпгавера—на полпути между Хамаданом и Керманшахом нами захвачены у противника пленные. Кроме того противником оставлено на поле сражения много убитых. Наши потери ничтожны. К юго-востоку от Хамадана отряд, навербованный немцами и турками, отброшен нами к Довлет-Абаду.
Северный фронт
3-го января.
Боевых столкновений не было.
Западный фронт
3-го января.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
3-го января.
Боевых столкновений не было.
Кавказский фронт
3-го января.
Турки дважды пытались перебраться на правый берег реки Архаве, но оба раза были отбиты. Нашими войсками взято в плен 167 нижних чинов и захвачено в турецком артиллерийском складе в Ситоуте, северо-западнее гор. Хоросана, около одного миллиона ружейных патронов и несколько тысяч орудийных снарядов.
Нами взято в плен 24 турецких офицера и более 200 нижних чинов, а также захвачено одно орудие, много винтовок, артиллерийских запасов, палаточный лагерь, хлебопекарня и большие запасы сухарей и муки.
Военный обзор
На главном русском фронте
Преддверие нового 1916 года ознаменовалось новым призывом Верховного Вождя к Российским армиям: «дать Родине победу».
— «Мы должны это сделать каких-бы трудов и жертв нам ни стоило это»; возвещает исторический приказ, вспоминая «полный самоотверженных подвигов», минувший 1915 год.
— «Мы будем воевать, пока останется хоть капля крови в наших жилах»..., прозвучало, как бы в ответ, отраженным эхом в рядах доблестных союзнических армий.
— «Не может быть с вами (немцами) ни лживого перемирия, ни обманчивых соглашений», — говорится в приказе по французским войскам, являющемся ответом на германские прокламации, разбрасываемым на западном фронте.
Бодро и с твердой верой в победу веет от спокойного и твердого тона в настроении, с каким встретили наступивший новый год ряды доблестных союзных войск, ведущих борьбу за правое дело.
Не могут, по-видимому, тем же уверенным спокойствием ответить на это наши противники. Сведения, полученные за последнее время из Голландии, Соединенных Штатов, Скандинавии и Швейцарии, говорят о том, что в настоящее время в Германии наблюдается полный упадок духа. Германцы сознают, что им необходимо нанести окончательный удар союзникам в возможно скором времени, ибо потом будет поздно. Между тем, несмотря на «блестящие победы», германцы за полтора года войны ни на шаг не приблизились к желанной окончательной победе.
Характеризуя создавшееся на нашем восточном фронте положение, один из указанных выше нейтральных источников, отмечает неуспех германцев в их наступлении. Хотя немцы и захватили некоторую территорию, но вряд ли их это очень радует. Для сохранения спокойствия в занятых областях германцы нуждаются в крупных военных силах. Целью германского наступления была не оккупация возможно большей территории России, а стремление покончить с одним из сильнейших врагов. Между тем в настоящее время русская армия усилена, прекрасно снабжена всем необходимым и готова перейти в наступление для изгнания врагов, вторгнувшихся в пределы России.
Концентрация на юге русских сил больших, чем предвиделось и инициатива, которую начали проявлять эти силы, нарушили германские планы. Германские войска на южном фронте под командой генералов Линсингена и Ботмера, видимо, оказались недостаточными для того, чтобы придать крепость австрийским войскам и удержать сильный напор наших войск и посему сюда были привлечены и силы армий Макезена с Балканского театра военных действий, которые перед этим несомненно имели другое назначение. Весьма возможно, что наше наступление на юг задержало все подготовительные меры германцев для открытия активных военных действий на западном фронте против наших союзников.
В последние дни на нашем южном фронте хотя и не отмечается штабом Верховного Главнокомандующего никаких перемен, но тем не менее, это не значит что боевых столкновений здесь не происходит.
По сведениям печати, противник, ободренный тем, что в течение некоторого времени на линии нашего фронта в районе Черновиц замечалось затишье, стал проявлять энергичную деятельность. Рассчитывая на перевес в своих силах и воспользовавшись к тому же непогодой, непроницаемой пеленой выпавшего мокрого снега, неприятель, поддержанный несколькими германскими отрядами, начал было наступление, с целью занять отданные нам укрепления. Но эти атаки были отбиты огнем нашей артиллерии и наши войска даже заняли новые укрепления линии противника.
Неудача эта, по сведениям, полученным от захваченных в этом районе пленных, подействовала крайне угнетающе на дух армии противника.
Кстати, можно отметить что по официальным австрийским сообщениям, относящимся к кануну нашего нового года, видно что наступление наших войск на юге не прекращается и они продолжают дружным напором на довольно широком фронте потрясать крепкие позиции австро-германцев.
По полученным новым сведениям, отступление неприятеля на правый берег Стрыпы было для него очень затруднительным. Неприятель, по-видимому, не ожидал такого энергичного напора и на фронте этой реки, протяжением около 30 верст, устроил только две мостовых деревянных переправы, по которым перешли австро-германская артиллерия и обозы. Переправа по рыхлому, во многих местах покрытому водой льду Стрыпы под нашим постоянным и действительным артиллерийским огнем представляла для противника громадные затруднения. Переправа одной дивизии продолжалась сутки и причем около половины ее погибло убитыми и ранеными, утонувшими и попавшими к нам в плен.
Таким образом, успех нашего наступления, едва только начавшегося, сразу произвел громадное впечатление, как на противника, так и вообще за границей.
Английские источники отмечают три главных факта, явившихся следствием нового наступления русской армии в Галиции и Буковине.
Во-первых, неприятель быль принужден сосредоточить большие силы в этих районах;
во-вторых,—в политическом отношении на нейтральные страны произведено сильное впечатление и ослаблена легенда, старательно распространяемая германцами, что немцам не грозит никакое, хотя бы даже местное наступление русских в течение многих месяцев;
в-третьих—новое наступление русских войск должно оказать сильнейшее давление на общественное мнение в Германии и Австро-Венгрии, где были убеждены, что три месяца тому назад была парализована на долгое время всякая попытка русских перейти в новое наступление.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 12 января 1916 (30 декабря 1915) года
Первая мировая война. 13 января 1916 (31 декабря 1915) года
Первая мировая война. 14 (01) января 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) января 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) января 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) января 1916 года
|