nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Ноябрь » 13 » Первая мировая война. 13 ноября (31) октября 1915 года
06:43
Первая мировая война. 13 ноября (31) октября 1915 года

 

 

 

13 ноября (31) октября 1915 года

 

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

Западный фронт

На левом берегу р. Двины, в районе Икскюля, наши части овладели при содействии тяжелой артиллерии мызой Берземюнде, захватив при этом несколько десятков пехотных германцев и два пулемета. Произведенные противником две контратаки были нами отражены с большими для немцев потерями.

Около д. Костюхновки, западнее м. Рафаловка, завязался упорный бой.

По дополнительным данным, в бою в районе севернее м. Колки, сверх захваченных нами в плен свыше 2000 нижних чинов при 50 офицерах и 20 пулеметах, еще взято в плен более 1500 нижних чинов при 21 офицере и 11 пулеметах.
На всем остальном фронте без перемен.

Кавказский фронт

В районе Тортумского озера, на фронте г. Каладжик—сел. Аха, а также к югу от хоросанского района, у г. Хальят-Даг и у с. Джорова, и на южном берегу Ванского озера стычки передовых частей.


Северный фронт

31-го октября.

Германцы пытались наступать на мызу Берземюнде (район Икскюля), но были отбиты огнем нашей артиллерии.

Западный фронт

31-го октября.

В районе Двинска и далее на юг до Припяти ничего значительного не было.

Юго-западный фронт

31-го октября.

В районе севернее и западнее Чарторийска тяжелая артиллерия противника обстреливала некоторые участки нашего расположения ураганным огнем.

К вечеру этого дня неприятель продвинулся в районе восточнее д. Подгатье.

Бой перед переправами на реке Стыри продолжался.

На остальном фронте к югу и на галицийском театре столкновений не было.

Кавказский фронт

31-го октября.

К югу от Урмийского озера нашими войсками рассеяны скопища курдов, подержанные турецкими регулярными частями.


Дневник военных действий

К. Шумского

Новая подготовка противника

К середине октября на всем восточном фронте установилось полное „стратегическое затишье”. Противник, по-видимому, приготовился к длительной зимовке на занимаемых им позициях, с тем, чтобы приготовиться к новой активной большой операции с началом весны,—к такой операции, которая, по мнению немцев, должна будет привести к победоносной для них развязке войны.

Один только северный участок фронта, а именно участок, занимаемый армией Белова, беспокойно шевелился, ведя атаки попеременно то против Риги, то против Двинска.

Нам уже приходилось отмечать, что армия Белова, оперировавшая на весьма большом фронте от Риги до Двинска, была относительно слаба для выполнения такой грандиозной операции, как овладение широкой Западной Двиной и укрепленными опорными точками Двины—Ригой и Двинском. Состав этой армии, по-видимому, все время усиливаемой, в общем не превышал 5— 6 корпусов и нескольких кавалерийских дивизий, что давало, грубо приблизительно, цифры в 250— 260 тысяч человек.

Между тем весь остальной восточный фронт был даже в середине октября, т.-е. после „утечки" части немецких войск на французский и сербский фронты, все же занят австро-германскими войсками значительно сильнее. Так между Двинском и Пинскими болотами, в центре всего восточного фронта, по-прежнему оставались 2-я армия Эйхгорна, 8-я армия, бывшая Гальвица. 10-я армия Шольца, 9-я армия принца Леопольда Баварского, 11-я германская, бывшая Макензена и смешанная австро-германская армия Линцингена всего, примерно, свыше одного миллиона человек.

Наконец на юге, т.-е. от Пинских болот до Румынии, находились армии Ботмера, Пфланцера и отдельные австрийские крупные отряды, всего свыше полумиллиона человек.

Следовательно, из трех отделов восточного фронта—северного, среднего западного и южного северный отдел фронта был занят наиболее слабо, ибо там была лишь одна армия Белова в 250—200 тысяч человек, т.-е. всего 15% и всех сил противника на нашем фронте. Между тем именно здесь противник обнаруживал наибольшую активность при явной пассивной обороне на всем остальном фронте.

Особенной настойчивостью отличались действия противника под Двинском. Здесь действовал 1-й резервный германский корпус генерала Моргена, при чем корпус этот состоял не из двух дивизий, как это принято у германцев, а из трех дивизий, т.-е. представлял собою корпус усиленного состава - до 60 тысяч штыков и сабель. Кроме того, этот корпус был крайне обильно снабжен тяжелой и полевой артиллерией.

„В продолжение более, чем трех недель, - писал в своем приказе Морген, — корпус ведет непрерывные бои под Двинском. Благодаря жестоким сражениям, удалось отвоевать у упорного неприятеля ряд укрепленных подступов. Восемь раз мы уже прорывали укрепления противника штыками и отбросили его к реке. Эти успехи, доказывающие замечательную настойчивость и высокую доблесть, вполне соответствуют блестящим делам 1-го резервного корпуса в течение первого года войны. Чувствую желание выразить мою признательность всем войскам: 1-й. 36-й и 78-й резервным дивизиям. В настоящее же время необходимо проникнуться лозунгом: выбросить уже смутившегося неприятеля из его последних укреплений за реку Двину. Генерал Морген».

Однако, несомненно, этот высокомерный и напыщенный приказ имел лишь главным образом в виду поддержать дух солдат, упавший после 3-недельных неудачных атак Двинска. Этот приказ ни в коем случае не означал действительного намерения противника взять Двинск во что бы то ни стало, так как уже из перечисления сил, представлявших всего три дивизии, видно было, что эти силы недостаточны. Кроме того овладение Двинском должно было означать также переход противника через Двину, тогда как Морген просил солдат только откинуть за реку врага, а ничего не говорил об овладении противоположным, правым, берегом Двины.

Вообще нельзя не видеть, что положение под Двинском вполне прочно, и противник вынужден вести безнадежную позиционную войну. Одинаково положение складывалось к середине октября у Риги и на всем остальном протяжении Западной Двины. За вычетом трех дивизий генерала Моргена, в армии Белова оставались 6—7 дивизий и конница, т.-е. до 150 — 180 тысяч.

Поэтому были, очевидно, какия-то другие причины, которые вынуждали Белова беспрерывно атаковывать и у Риги и у Двинска, раз он не мог взять этих важных пунктов. Причины эти нетрудно увидеть, если обратить внимание на расположение армии Белова и проследить, какие пункты занимает на Двине эта армия.

Как известно, части армии Белова занимают Фридрихштадт: следовательно, центр армии Белова находится на самой Двине, у Фридрихштадта. Зато крылья армии Белова никак не могут добраться до Двины и откинуты: левое крыло от Риги и Двины верст на 18—20 и правое крыло от Двинска и реки Двины верст на 20—22.

Таким образом середина армии Белова выдалась вперед, к самой Двине у Фридрихштадта, а крылья загнуты назад у Риги и Двинска и охвачены. Это крайне неудобное положение и вынуждает Белова невольно атаковывать и Ригу и Двинск, чтобы как-нибудь выпрямить свое положение. В этом весь смысл его атак, и никакой опасности ни Риге, ни Двинску в настоящих условиях видеть нельзя.

Из всего изложенного выше можно видеть, что теперь уже нет никаких сомнений в том, что немцы решили „зимовать" на занятых ими позициях и, соответственно этому, в течение долгаго времени ничего серьезного на нашем фронте предпринимать не будут.

Высказывавшееся еще раньше предположение о том, что противник разбивает войну не менее, как на два года, находит себе в настоящее время вполне определенное подтверждение.

В силу этого наступающий момент является началом длительного подготовительного периода, где будут подготовляться все средства для развития в будущем большой активной операции, которая, по мысли противника, должна дать ему возможность выполнить „программу" второго года войны.

Эта подготовительная работа выражается у противника, во-первых, в закреплении занятых позиций и детальном устройстве тыла -оккупированной территории, как базы для будущей операции на нашем фронте, и, во-вторых, в той вспомогательной операции, которую противник предпринял на Балканах.

Первое — устройство тыла-базы заключается в устройстве путей сообщения в тылу, в административном устройстве тыла и в системе укреплений.
Сеть железных дорог в тылу, по сведениям, поступившим в печать, в значительной своей части восстановлена, а частью устроены полевые железные дороги, материальная часть для которых хранилась у противника еще в мирное время в складах. Кроме того, как известно, противник пытается поддерживать морское сообщение от Мемеля к Либаве, каковой путь пароходы проходят часов в десять. По настоящему пути и доставляются как снабжения, так и лошади и люди. Опасаясь наших подводных лодок, противник посылает небольшие пароходы с небольшими эшелонами войск, примерно, до одного батальона, в расчете, очевидно, чтобы, в случае нападения подводной лодки, погибла сразу не масса войск, а лишь небольшое количество.

Затем военно-административное устройство тыла заключается главным образом в организации системы этапов со складами, госпиталями, сборными пунктами и проч.

Наконец система укреплений состоит у противника, по-видимому, из нескольких линий обороны непосредственно на занятом им фронте от Балтийского моря, через Вильну, Лиду, Барановичи, Пинския болота, Волынь, Галицию, до Буковины и Румынии. В тылу этих укреплений, по сведениям, появившимся в печати, противник подвел временные укрепления у Вильны и Белостока и исправляет укрепления Ковны, Гродны и Осовца, восстанавливая форты, при чем применяется бетон, что означает, что противник пытается создать настоящие крепостные форты.

Второе - вспомогательная операция на Балканах - ведется противником более значительными силами, чем то можно было предполагать ранее. По достоверным сведениям, поступившим в печать, против Сербии движется австрийская армия венгерского генерала Кевеша численностью около трех корпусов и германская армия Гальвица численностью около пяти корпусов, что дает вместе уже не менее 320 тысяч австро-германцев. Кроме того, по некоторым сведениям печати, вполне достоверным, имеются ландштурменные, т.-е. ополченские дивизии, всего не менее 20 тысяч человек, и отдельная масса конницы. Итого до 340 тысяч австро-немцев, а считая не менее чем семь дивизий болгар, т.-е. до 210 тысяч человек, получим, что против Сербии с ея 300-тысячной армией двигается до 550 тысяч врагов.

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 09 ноября (27 октября) 1915 года

Первая мировая война. 10 ноября (28 октября) 1915 года

Первая мировая война. 11 ноября (29 октября) 1915 года

Первая мировая война. 12 ноября (30 октября) 1915 года

Первая мировая война. 13 ноября (31) октября 1915 года

Первая мировая война. 14 (01) ноября 1915 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 814 | Добавил: nik191 | Теги: октябрь, война, 1915 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz