nik191 Понедельник, 25.11.2024, 11:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2016 » Январь » 13 » Первая мировая война. 13 января 1916 (31 декабря 1915) года
07:19
Первая мировая война. 13 января 1916 (31 декабря 1915) года

 

 

13 января 1916 (31 декабря 1915) года

 

 

ГОД ВОЙНЫ

 

Начало января.

Общее положение.


1 января 1915 года застало наши войска на прочно устроенных и укрепленных позициях.

Правое крыло находилось слегка впереди пограничной полосы и занимало часть Восточной Пруссии. Центр располагался на своей территории — на правом берегу Вислы в очень недалеком расстоянии от границы, а на левом по линии рек Бзуры, Равки и Ниды. Левое крыло обосновалось на Дунайце и на Карпатах, подступив к важнейшим перевалам и захватив значительную часть Буковины (сх. 1).

 

 

Боевая линия подразделялась на 2 фронта: северо-западный под начальством генерала Рузскаго и юго-западный—генерала Иванова.

По всей занимаемой линии обе стороны глубоко зарылись в землю; в особенности сильно была укреплена линия по Бзуре, Равке и Ниде и на фронте Мазурских озер, в Восточной Пруссии.

Характерной особенностью общего стратегического положения, оказавшей огромное влияние на дальнейшие операции и планы, как наши, так и неприятельские, являлась оставшаяся в тылу наших войск австрийская крепость Перемышль. В ней заперся 100-тысячный гарнизон генерала Кусманека. Против крепости первоначально был нами выставлен заслона, постепенно превратившийся в армию обложения, обнявшую крепость со всех сторон.

Влияние крепости на стратегию противников едва ли подлежит оспариванию, ибо ея освобождение было основной идеей ближайших операций неприятеля на Галицийском фронте.

В первых числах января инициатива была в наших руках и выразилась главным образом в нашем наступлении в районе правого берега Вислы, между нею и Млавским направлением, и в Буковине, где 3 января мы уже владели перевалом Кирлибаба, на шоссейном пути из гор. Кимполунга в Мармарош-Сигет и в Дееш.

Наступление на правом берегу Вислы повело лишь к незначительному выигрышу пространства, и в первых же числах января и прекратилось. К 9 января приостановилось и продвижение наших войска в Буковине, где нами были заняты селения Ворохта и Иоганешти (15 в. севернее Дорна-Ватры).

Что касается противника, то за это время его деятельность проявилась главным образом в отражении наших наступательных предприятий, с одной стороны, и в ожесточенных атаках на фронте Бзуры и Равки. Здесь отчаянные усилия, в большинстве, однако, безуспешные, были им проявлены в окрестностях Витковице, Боржимова, Болимова и Губина. Обращал на себя внимание и артиллерийский обстрел нашего расположения на Дунайце, причем 1 января станция и город Тарнов впервые были обстреляны 42-сант. (16-дм.) пушками.

Уже в конце 1914 года стали поступать настойчивые сведения о сосредоточении значительных масс противника за Карпатами и в Буковине. Действительность не замедлила оправдать эти данные, и около 8 января неприятель, силами до дивизии пехоты с артиллерией, атаковал наше расположение в Южной Буковине (в районе Кирлибаба).

С этого момента собственно и началась новая Карпатская операция австрийцев, направленная к возможно скорейшему оттеснению нас из Галиции. Эта задача могла диктоваться желанием подать руку помощи и освободить осажденный нами Перемышль.

Глядя под таким углом зрения. все действия немцев на завислинском фронте (яростные атаки и штурмы наших укрепленных позиций на Бзуре и Равке. не только не прекратившиеся после первых неудач, но даже значительно участившиеся и разросшиеся до боев, в которых принимали участие на ничтожных по протяжению участках до 7 дивизий и сотни орудий) можно считать грандиозными демонстрациями, с целью отвлечения нашего внимания и сил от фланговых театров. Действительность подтвердила, что именно на этих последних нашими противниками и намечались решительные операции.

 

Период до падения Перемышля.
I.    Галицкий театр.

Местами бешено атакуя на Завислинском фронте, австрийцы и германцы уже в начале января приступили к операциям на флангах. В первую очередь ими было поставлено осуществление задач на Галицийском театре.

Начавшись 8 января на фронте Мезо-Лаборчскаго и Ужгородского направлений и в Южной Буковине, австрийское наступление скоро развернулось на всем фронте Карпат, причем особенно значительные силы были ими брошены на Стрыйское направление, выводившее в тыл Перемышля.

Наши армии ответили на это энергичным переходом в наступление и стали теснить неприятеля на всем фронте от Дуклинского до Вышковского перевалов; в районе же перевала Бескид (Стрыйское направление) мы вынуждены были к 15 января несколько податься назад.

С каждым днем борьба на Карпатских вершинах становилась все упорнее и упорнее. Дерясь с необычайным упорством в непривычно тяжелых условиях горной войны, наши войска всюду удерживали, в свою очередь, яростно атаковавшего их неприятеля, а западнее Мезо-Лаборчскаго направления, на путях от Яслиска к Мезо-Лаборчу, к 20 января с боем перевалили через главный хребет. Все многочисленные бои неизменно сопровождались взятием в плен огромного количества пленных, орудий и пулеметов.

19 января уничтожением в бою у перевала Бескид батальона 224-го германского полка воочию подтвердились слухи о посылке германцами на Галицийский театр новых войск, что, несомненно, свидетельствовало о крайней серьезности ближайших намерений неприятеля на этом театре. Это совпало с периодом наиболее энергичных атак германцев на Завислинском фронте в районе Боржимов—Гумин—Воля-Шидловская—Болимово.

Значительность наступавших сил противника на Стрыйском направлении и обнаруженное явное их превосходство на Буковинском театре побудили наши силы на первом из них слегка податься назад, в район прославившейся впоследствии дер. Козювки, а на Буковинском театре медленно отходить к д. Надворной и на р. Серет.

Зато мы, в свою очередь, настойчиво продвигались вперед на фронте Восточных Бескид и, кроме того, ко времени занятия неприятелем д. Надворной и переправ через р. Серет (2 февраля) отразили несколько отчаянных попыток австрийцев прорваться на север уже в районе селений Сборо и Свидник и на перевал Мезо-Лаборч.

Между тем и гарнизон Перемышля стал обнаруживать большую энергию, делая вылазки в сторону Карпат.

В то время, как на всех важнейших направлениях через Карпаты из Венгрии на линию Львов — Перемышль противник яростно атакуя, нес лишь огромные потери, не добившись нигде успеха, крайняя правофланговая его группа по занятии линии Надворная—Серет продолжала наступать далее к линии Днестра и к 8 февраля перешла линию Станиславов—Коломеа.

Это предельное в рассматриваемый период выдвижение австрийского правого крыла совпало со следующими фактами крупного значения: с окончанием германской наступательной операции в Сувалкском районе и началом Праснышской, о которых будет сказано ниже.

Однако с дальнейшим выдвижением противника на Восточно-Галицийском театре нам скоро удалось справиться, и уже 19 февраля Станиславов вновь очутился в наших руках. Предпринятые же неприятелем новые атаки на Карпатах, в том числе особенно энергичная между Ондавой и Верхним Саном, окончились новой неудачей. К 22 февраля противник частью даже отказался от нового здесь наступления и прекратил дальнейшие атаки в районе Свидника.

В непрестанных атаках по всему фронту Карпат и в настойчивом стремлении австрийцев удержаться на линии Долина—Станиславов—Нижниов и далее вниз по Днестру прошел конец февраля и начало марта. Однако все эти усилия австрийцев и германцев успеха не имели; мало того, их крайний правый фланг под натиском наших сил в районе Обертыня стал подаваться назад.

Между тем положение крепости Перемышля ухудшалось с каждым днем. Осведомленные по беспроволочному телеграфу австрийские армии на Карпатах вновь стали напрягать усилия, чтобы прорваться к крепости, которая, в свою очередь, все чаще и чаще производила одновременные вылазки преимущественно во встречном направлении.

6 марта Кусманек бросил в атаку лучшую часть гарнизона—всю 23-ю гонведную дивизию. Одновременно с этим Карпатские армии противника ударили на наши позиции на важнейших направлениях через Карпаты. Но было уже поздно—полевая армия противников успеха не имела, а крепость переживала свою агонию.

9 марта взрывы на фортах крепости и белые флаги на позициях неприятеля вокруг фортов возвестили, что крепость перестала существовать и сдается на милость победителя.

9 генералов, 93 штаб-офицера, 2.500 обер-офицеров и чиновников и 117.000 нижних чинов попало в наши руки вместе с большой материальной частью артиллерии и прочим боевым имуществом.

Таким образом, выдающаяся доблесть войск, с редким мужеством и самоотвержением отстаивавших свои позиции на Карпатах, не дала возможности неприятелю подать крепости руку помощи и, помимо стратегических выгод, повлекла к уничтожение более чем 100-тысячной армии противника. Вместе с тем с этого момента освобождалась значительная часть блокадной армии для действия в поле.

Выдающейся заслугой нашей стратегии явились выдержка и глубокое понимание обстановки, проявленные в случае с 20-м корпусом, окруженным германцами в начале февраля в районе Августовских лесов (см. следующую главу). Несмотря на тягость положения, этому событию была дана должная оценка, и оно не отозвалось на решении Галицийских задач так, как бы того желали германцы.


II.    Восточно-прусский театр

Почти весь январский период прошел на этом театре в отражении атак противника, предпринятых для сдерживания наших наступательных попыток в районе правого берега Вислы, и в наступлении, предпринятом войсками нашего правого фланга в юго-восточном углу Восточной Пруссии. Эти последние бои приняли более упорный характер, лишь в двадцатых числах января.

Готовясь произвести более решительную вышеочерченную операцию на Галицийском театре и в расчете отвлечь отсюда часть наших сил, германцы вместе с тем в двадцатых числах января стали подтягивать свежие войска в Восточно-Прусский район. После усиленных разведок 25 января они перешли здесь в наступление значительными силами в юго-восточном углу района. В то же время они перешли к активным действиям и на обоих флангах района: на левом—в районе Ласденена и на правом—в направлении Рыпин— Серпец.

В этот период, как уже говорилось, немцы бешено атаковали нас на Бзуре и Равке, в общем направлении Скерневицы—Варшава.

С помощью подвезенных новых формирований и перебросок с Завислинского фронта германцы стали развивать свои маневры по преимуществу на направлениях в охват линии Мазурских озер— на Вильковишки и Лык, что в конце января вынудило нашу 10-ю армию, занимавшую укрепленные позиции вдоль Ангерапа и Мазурских озер, отходить от этой линии к границе, а затем и далее, к Неману и Бобру. Наиболее существенной помехой в парировании явно обнаружившихся ударов противника явилась крайне слабо развитая в тылу наших войск сеть железных дорог.

Силы, составлявшие правое крыло 10-й армии, обходом превосходного противника были вынуждены к очень спешному отступлению в направлении на Ковну, а это, в свою очередь, обнажило фланг 20-го корпуса, еще вечером 31 января потерявшего связь со штабом своей (8-й) армии и окруженного в районе Августов—Сувалки постоянно возраставшими силами германцев.

До 9 февраля корпус отчаянно дрался, отходя в юго-восточном направлении через Августовские леса. Глубокий снег и полное бездорожье, однако, не дали ему возможности отойти, и, сражаясь до последнего сухаря и патрона, он большею частью и погиб в этой пуще. Лишь остатки его пробились и вышли в район Гродны.

Это обстоятельство привело к тому, что на плечах отходивших противник к 11 февраля успел продвинуться к передовым позициям Ковны, а на участке Среднего Немана Свентоянск — Гожа не только подошел к самой реке, но и небольшою частью переправился на правый ее берег, у Свентоянска.

Перед Гродной нашим войскам удалось, однако, задержать неприятеля на передовых позициях. Далее к западу немцы были остановлены на верхнем течении р. Бобра. В то же самое время германцы начали бомбардировку крепости Осовца тяжелыми калибрами своей осадной артиллерии.

В то время, как германские армии обходили справа и слева линию Мазурских озер, другая их группа атаковала вдоль правого берега Вислы и была к 5 февраля задержана нами на линии Плоцк— Рационж.

Обнаружив, что здесь нельзя рассчитывать на успех, германцы бросаются на Млавское и Хоржельское направления. 7 февраля большие их силы стремительно атаковали Праснышский район-крайний опорный пункт нашего здесь расположения, прикрываясь в то же время сильным заслоном к стороне Остроленки. Разыгрывается серьезная, так называемая Праснышская операция, в которой обе стороны действовали чрезвычайно энергично и смело.

11 февраля германцы даже было ворвались в Прасныш, но к этому же времени нам удалось сломать сопротивление германского заслона, а 13-го мы вновь овладели этим городом, отбросив значительные силы противника, стремившиеся выйти на Млаву. Общее число пленных германцев здесь достигло 10 тысяч. Противник был отброшен снова на линию Млава—Хоржеле.

Остальной период февраля и начала марта на Восточно-Прусском театре прошли в очень оживленных боях по всему фронту, причем мы всюду теснили противника к границе.

Наиболее серьезной наступательной попыткой явилось наступление противника на направлении от Хоржеле к Праснышу и вдоль р. Оржица, предпринятое вновь сосредоточенными за счет взятых с Гродненского направления силами в последних числах февраля. Но и оно было быстро ликвидировано успешными для нас боями под Еднорожцем (на р. Оржице ю.-в. Хоржеле). Неприятель в это время также неоднократно бомбардировал крепость Осовец, но никаких результатов не добился.

В ближайшие, вслед за падением Перемышля, дни мы застаем здесь наши войска продвинувшимися за линию Тауроген—Мариамполь—Копциово— Липск — Осовец — Едвабно - Еднорожец — Бежун — Серпец — Плоцк (Сх. 1). Таким образом, противник, к этому времени был значительно отброшен к западу от линии Среднего Немана, и опасный захват им Свентоянской переправы был нами ликвидирован.

 

 

Продолжение будет

 

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 09 января 1916 (27 декабря 1915) года

Первая мировая война. 10 января 1916 (28 декабря 1915) года

Первая мировая война. 11 января 1916 (29 декабря 1915) года

Первая мировая война. 12 января 1916 (30 декабря 1915) года

Первая мировая война. 13 января 1916 (31 декабря 1915) года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1002 | Добавил: nik191 | Теги: война, Декабрь, 1915 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz