
12 сентября (30 августа) 1914 года




Подробнее
Восточный фронт
30-го августа. Наши войска одержали полную победу над красникской и томашовской австро-германскими армиями, отброшенными за реку Сан. Большие успехи достигнуты также против австрийцев, действовавших к западу и северо-западу от Львова. Нами взято свыше 200 офицеров, до 30,000 пленных, много орудий, пулеметов и материальной части.
Штаб Верховного Главнокомандующего опубликовал следующий обзор хода галицийской битвы:
Сила участвовавших в галицийской битве австрийских войск определяется свыше 40 пехотных и 11 кавалерийских дивизий с многочисленными милиционными формированиями и несколькими германскими дивизиями, всего около миллиона человек при 2,500 орудий.
Главная масса наших противников, до 600 тысяч, развернулась на фронте Завихост — Томашов для наступления на фронт Люблин — Холм. Правый фланг ее охранялся армией в районе Львова, до 200 батальонов, а левый фланг группой в районе Радома из нескольких австрийских и германских дивизий.
12-го августа, чтобы отвести занесенный над Восточной Пруссией удар, австрийские армии перешли в решительное наступление. Наше развертывание на фронте в несколько сот верст еще не было закончено и потому мы могли противопоставить австрийцам на северном направлении лишь значительно меньшие силы. Первые атаки противника были направлены на Красник, но скоро центр тяжести австрийских усилий переместился в район Томашова, куда стекались австрийские подкрепления.

21-го августа, ко времени взятия Львова, австрийское наступление получило наиболее полное развитие. Неприятельский фронт тянулся от Ополе на Быхаву, подходил на пушечный выстрел к станции Травники, захватывал Красностав, Замостье и Грубешов. У Юзефова были наведены два моста через Вислу, по которым перетягивалась на поле сражения радомская группа.
В ожидании результатов действий генерала Рузскаго наш план был основан на быстром усилении правого крыла, с каковой задачей справились весьма успешно наши железные дороги. Недостаточно сильные и растянутые войска в районе Холма, против которых был направлен главный удар австрийцев, не получили подкреплений в виду того, что проникновение австрийцев даже к Холму только увеличило бы в конечном результате итоги их поражения при нашем успехе на флангах. Несмотря на малую численность нашего центра, наши войска и здесь не ограничились обороной, а завязали встречный бой и одержали крупный успех у Лащева, где в течение шести дней отбивали беспрерывные атаки неприятеля и лишь 20-го августа в силу полученного приказания были отведены несколько назад, что дало нам более охватывающее положение на всем фронте.
22-го августа развитие успехов генералов Рузского и Брусилова обусловило наш общий переход в наступление.
Австрийский центр был разбит у Суходолья и быстрым натиском в направлении на Туробин и Замостье нам удалось порвать связь между красникской и томашовской группами.
24-го августа отходившая томашовская группа была атакована генералом Рузским с юго-востока и принуждена к бою на три фронта. Контратаки красникской группы были нами отражены и к 27-му августа позиции неприятеля на фронте Ополе — Туробин протяжением в 60 верст были взяты стремительной атакой наших войск. Австрийцы бежали, бросая оружие. В то же время австрийцы продолжали отчаянные атаки на наше левое крыло с целью одержать успех на львовском направлении. Однако к 30-му августа мы и здесь перешли в наступление. К 30-му августа продолжавшаяся 17 дней галицийская битва заканчивается. Преследование ведется.
30-го августа нашей северной группе войск, действовавших в Привислинском и в Люблинском районах, удалось после напряженного и пятидневного боя разгромить австрийцев. Противник отступил на всем фронте, оставляя своих раненых. Наши войска энергично преследовали разбитого врага. На южном фронте галицийская группа наших войск в ночь с 29-го на 30-е августа выдержала три отчаяннейших атаки австрийцев, по-видимому решивших употребить последние силы, чтобы смести наши доблестные войска. Все атаки нами отбиты, и противник, понеся громадный урон, разбился, благодаря доблести и неустрашимости наших войск.
Этот четырехдневный отчаянный натиск врага на нашу галицийскую группу показывает, что враг хорошо понимал весь ужас своего положения и решил употребить нечеловеческие усилия, чтобы разорвать начавшее сжиматься около него кольцо наших войск и отбросить нас на наши прежние позиции.
Чтобы доконать врага, для преследования галицийская группа выслала на фронт и во фланг противника всю конницу. Потери австрийцев огромны, по приблизительному подсчету можно считать у них до 90% убыли.
В дополнение к объявленным уже сведениям о поражениях австро-германских армий в Галиции получены следующие данные:
Преследование разбитых австрийских армий продолжается. Некоторые австрийские корпуса совершенно уничтожены. Русские войска перешли Сан. На востоке наши отряды приблизились к Перемышлю. Быстрота движения исключает возможность выяснения австрийских потерь, достигающих колоссальных размеров. По полученным сведениям австрийцы потеряли убитыми и ранеными около 250,000 человек. Число пленных больше 100,000. Взято свыше 400 австрийских орудий и много знамен. Дороги всюду загромождены парками, обозами, брошенным оружием и транспортами с припасами. Захвачены тысячи повозок и множество зарядных ящиков.
На Висле захвачены материалы для постройки мостов и уничтожено несколько австрийских пароходов, в том числе один бронированный. Нельзя не отметить отчаянного усилия немцев спасти от разгрома австрийскую армию. Участие немецких корпусов было обнаружено в разных частях австрийского фронта. На Туробинских позициях взято 36 тяжелых германских орудий и 5 тысяч германских пленных. Кроме того, на фронтах других армий также захвачено несколько десятков тяжелых германских орудий, причем некоторые из них не успели даже принять участие в бою. Германская помощь не спасла австрийцев от полного поражения и только увеличила общие итоги русской победы.
Западный театр военных действий

16-го августа в Англии был опубликован список потерь в судовом составе боевых флотов у воюющих держав с начала войны.
Германский флот
Погибли суда: Уничтожены:
Минный заградитель «Королева Луиза » английским флотом
Подводная лодка «U15» английским флотом
Миноносец (наименование неизвестно) английским флотом
Крейсер«Кайзер Вильгельм Великий» английским флотом
Крейсер «Магдебург» русским флотом
Крейсер «Майнц» английским флотом
Крейсер «Кельн» английским флотом
Крейсер «Ариадна» английским флотом
Два эскадренных миноносца английским флотом
Английский флот
Погибло судно: Уничтожено:
Крейсер «Амфион» германской миной заграждения.
Австрийский флот
Погибли суда: Уничтожены:
Крейсер «Зента» французским флотом
Миноносец № 19 австрийской миной заграждения
Эскадренный миноносец (наименование неизвестно) английским флотом.
В русском и во французском флотах потерь в судовом составе нет
Французский театр военных действий
30-го августа. Согласно официальному сообщению, на левом фланге общее отступление германцев продолжалось под натиском англо-французских войск, достигших среднего течения реки Эн.
Центр германской армии продолжал отступать. Французы перешли Марну между Эпернэ и Витри-ле-Франсуа.
Правое крыло германцев также начало отступать, очищая область Нанси.
Французские войска заняли Люневиль.
Отступление германцев совершалось быстрее, чем происходило наступление. В некоторых пунктах оно имело столь поспешный характер, что французские войска захватили в главных квартирах, как, например, в Монмирайле, карты, документы, личные бумаги, оставленные германцами, а также пачки писем, только что получивших или приготовленных для отсылки. Повсюду, и в особенности в округе Формантьера, они оставляли батареи, зарядные ящики, многочисленные артиллерийские повозки. Пленники обнаруживают большое утомление и упадок духа. Особенно изнурены лошади.
Правое крыло германцев очистило Амьен, отойдя на восток. Между Суассоном и Реймсом германцы отступили к северу по направлению к Велю. На Марне к юго-востоку от Реймса они не оказали сопротивления. В центре они очистили Невинье, Брабан-ле-Руа.
Аргонны еще заняты германцами.
Левый фланг германцев, находившийся на Мерте, отступил между Сен-Дье и Люневилем. Французы снова заняли Раон-ле-таб-Баккара, Рембервиль, Номини, Понт-а-Муссон. Генерал Жоффр издал приказ по армии, который гласит:
«Сражение, происходившее в течение пяти дней, привело к неоспоримой победе и к отступлению первой, второй и третьей германских армий. На нашем левом фланге и в центре четвертая германская армия переходит в отступление в северном направлении к Витри и Сермезу.
Всюду неприятель оставил многочисленных раненых, а также большое количество военных припасов. Мы всюду захватываем пленных. Наши войска, продвигаясь впереди, могли констатировать следы сильнейшей борьбы и отчаянных усилий немцев, пытавшихся задержать наше наступление.
Генерал Жоффр донес военному министру о результатах сражения так:
«Наша победа все более и более подтверждается и становится полной. Неприятель повсюду отступает, оставляя раненых и военные материалы. После героических усилий во время грандиозной борьбы, происходившей с 23-го по 30-с августа, все наши армии, воодушевленные выпавшим на их долю успехом, производит беспримерное по линии протяжения преследование неприятеля. На левом фланге мы прошли реку Эн ниже Суассона, продвинувшись таким образом в течение 6 дней более ста километров вперед. В центре мы уже находимся к северу от Марны.
В Лотарингии и в Вогезах мы достигли границы и войска наши находятся в Селле. Союзники наши выше похвал по своей стойкости и отваге. Мы будем продолжать наступление со всей энергией. Правительство республики может гордиться армией, которую оно подготовило».
ВОЕННЫЕ ЗАМЕТКИ
Восточный фронт

Перевезенные с французского фронта германские войска успели сосредоточиться в Восточной Пруссии по р. Алле и вместе с 1 армией 27 августа перешли в наступление. Армия ген.-ад. Ренненкампфа, очевидно занимает сильную позицию у восточных выходов Мазурских озер, так как значительные колонны германцев прошли через эти озера. Наша позиция намечается по линии западнее Лыка на Ангербург (на р. Ангеран, на северной стороне озера Мауэр)—Норденбург—Алленбург (на р. Алле}— Велау до Лабиау (в 40-45 вер. к востоку от Кенигсберга на протяжении 120—125 верст. Возможно, что правый фланг нашей армии протягивается от Норденбурга в более южном направлении на Баргенштейн и Ландсберг (в 50 и 60 вер. на запад от Норденбурга), занимая относительно германской армии фланговое положение.
Германцы попытаются, вероятно, охватить наше левое крыло и одновременной атакой во фланг нашего праваго крыла на Ландсберг отбросить нашу армию за Инстербург и Гумбинен. В то же время германской армии придется часть сил оставить заслоном и против нашей армии на плоцко-ломжинском фронте, так как иначе армия эта может двинуться в тыл немцам, действующим в районе Мазурских озер. Вряд ли главнокомандующий ген. Притвиц обладает достаточными силами для таких сложных операций.
Как я уже ранее указывал, германцы могли на восточный фронт перебросить не более 2—3 корпусов с резервными и ландверными частями. Один корпус направлен на силезский фронт для замены VI корпуса, поспешно передвинутого в люблинский район на помощь теснимой нами 1-й австрийской армии.
Следовательно, для наступления в Восточной Пруссии немцы могли сосредоточить не более шести корпусов (I, XVII, XX, XXII прусские, II и III баварские) с несколькими резервыми всего до 280—285 б-нов и 170 эскадронов с 1308 полевыми и 140 тяжелыми орудиями, численн. прибл. 340—350 тыс. строевых (по штату).
Германцы не имеют численного перевеса над армиями ген.-ад. Ренненкампфа и бывшей ген. Самсонова, и поэтому наступление их против наших укрепленных позиций заранее обречено на неудачу. После отражения германской армии наши войска вновь перейдут в наступление.
В люблинском районе, как и намечалось за последние дни боев, наши войска отрезали первую австрийскую армию от томашевской, 2-й армии и теснят австрийцев к Сану.

Упорные бои на фронте от Томашева—Рава Русская—Городок до Днестра объясняются не столько силами прибывших к австрийцам подкреплений (всего не более 24—28 тирольских стрелковых батальонов и 5-6 маршевых бригад по 7-8 б—нов, прибл. 65—75 б—нов, числен. до 70 тыс. чел. строевых), сколько крепостью позиции у Городка (Гродека). Протекающая здесь с севера на юг до впадения в Днестр р. Верешица образует у Городка несколько озер, проходы между которыми защищены полевыми укреплениями.
Правый берег Верешицы гористый, с крутыми склонами и командует над левым. Правый фланг позиции защищен Днестром, имеющим, впрочем, здесь всего до 13 саж. ширины и 3—4 фута глубины. Армия ген. Брусилова, взявшая 23 августа предмостное укрепление на Днестре Миколаев, ночью 23-го же августа двинулась вперед форсированным маршем и частью своих сил может обойти Городок с тыла, что грозит австрийцам повторением львовского разгрома.
Западный фронт
Колеблющийся успех генерального сражения на берегах Марны 27 августа, видимо, начал склоняться на сторону англо-французской армии. Все атаки германцев, пытавшихся остановить охватывающее наступление левого крыла союзных войск, были отбиты после жестокого боя, и немцы потеряли два знамени. Английская армия, вместе с 5 и б французскими армиями, усиленно теснят правое крыло германцев по фронту Урк—Марна—Пти-Морэн двигается на Реймс в охват главных сил германцев, сражающихся по линии Монмирал— Морен ле-Пти (оба города на р. Пти Морэн в 25—30 вер. к югу от Марны)—р. Сомма (приток р. Суда, впадающей слева в Марну).

Наступление трех левофланговых союзных армий, угрожавшее тылу германцев, вынудило германскую армию после упорного сопротивления отступить на 35 вер. за Марну. На правом фланге французская армия успешно отбила по линии Витри ле-Франсуа—Сермэз (в 25 вер. к востоку от Витри) — Бельвал (в 20 вер. на сев.-восток от Сермэза у Аргонскаго леса) все атаки германцев и отбросила левое крыло германской армии к Реймсу.
Если союзные армии энергично разовьют свой успех, германскому главнокомандующему ген. фон-Клуку во избежание разгрома придется поспешно уходить к бельгийской границе. План Вильгельма II и его начальника штаба ген. Мольтке—молниеносного сокрушительного удара в сердце Франции потерпел неудачу. Переброска сил с одного фронта на другой не принесла германцам никакой пользы. Ослабив армии перед решительным сражением на три корпуса, числен. до 150 тыс. чел., операция эта, с одной стороны, помешала германцам, быть может, одержать столь нужную для них победу над французской армией, а с другой—не окажет серьезного влияния на дальнейший ход военных действий на русском фронте.
Южный фронт
После блистательной победы на Цербских высотах сербская армия вынуждена была временно, опасаясь за свой тыл со стороны Албании и Болгарии, оставаться в выжидательном положении. Победа наша у Львова заставила готовившиеся к вторжению в Новую Сербию албанские полчища остаться по-прежнему в выжидательном положении и развязала Сербии руки. Сербские войска перешли в наступление по всему австро-боснийскому фронту. На левом фланге сербы вновь перешли Дрину, овладели Вышеградом и двинулись на Сараево.
Одновременно черногорские войска под командою военного министра Вукотича разбили части XV австрийскаго корпуса у Болянича (в Новом Базаре, в 15 вер. от границы Боснии в 40 вер. на юго-запад от Вышеграда) и, двинувшись в пределы Боснии, заняли вновь Чайницу и 25 августа Фочу (в 20 и 30 верстах на сев.-восток от Болявича). Австрийские войска, пытавшиеся остановить наступление черногорцев на Сараево, были отбиты, и Вукотич после ожесточенного боя овладел важными позициями на Яворинских высотах, в 25 вер. от Сараева.
Соединенные сербо-черногорские силы двинулись далее на Сараево и попытаются овладеть открытой силой укрепленною столицею Бонии, не представляющей серьезного препятствия; во всяком случае, Сараево не выдержать даже кратковременной осады. В районе черногорской местности Негуш черногорцы нанесли сильное поражение австрийским войскам у Вучидоса (на герцеговинской границе) и преследовали их 15 верст до Билека, а у Грахова (к югу от Негуша) черногорские войска отбросили австрийцев к югу в Кривошнье. На всем фронте черногорцы перешли в энергичное наступление.
Положение австрийцев на далматинском побережье критическое; в связи с наступлением черногорцев, англо-французская эскадра тесно блокирует Далмацию с моря, совершенно разрушила укрепления Каттаро и перекидным огнем нанесла сильныя повреждения заблокированному австро-венгерскому флоту.
Главные сербские силы 23—25 августа перешли Саву и вторглись в пределы Австрии, а 28 августа сербы после, кровопролитного сражения заняли Землин. Событие это имеет огромную важность. Не говоря о том, что взятие Землина прекратит, наконец, австрийскую бомбардировку многострадального Белграда, ныне сербская армия стала твердой ногой в Славонии и может беспрепятственно двинуться через Дунай на Пешт.
Разбитые сербами три австрийских корпуса не могут остановить наступление 200-тысячной сербской армии, одушевленной одержанными над швабами победами. Сербская армия может подойти к Пешту с юга одновременно с русской армией от Карпат. Появление сербов в Славонии вызовет, несомненно, восстание южно-австрийских славян, и это будет начало конца лоскутной двуединой империи. Занятие Землина имеет такое же значение для южно-австрийского театра, как взятие Львова для галицкого.
Клемансо о войне

Клемансо в передовых статьях своей газеты «L‘Ноmmе Libге» призывает страну к спокойствию и к активности. По желанию Вильгельма,—пишет Клемансо,—слово принадлежит пушке. Если так, то остается лишь повторить слова Вивиани: «Мы были без упрека и мы будем без страха». Вряд ли теперь найдутся в стране два француза, которых теперь разделяла бы взаимная ненависть. Французам суждено познать радость всеобщего братства благодаря Вильгельму. Теперь не нужны ни красноречивые фразы, ни обещания умереть, нужно не умереть, а победить. Довольно слов, нужны дела! Подвиги могут совершаться даже детьми.
В другом месте Клемансо пишет:
— Через 44 года после того, как Пруссия разгромила и обезвредила Францию, она снова пожелала повторить свой опыт. Человек, который считал себя хозяином Европы, думал произвести вторичную операцию над Францией и собирался сделать это так же хладнокровно, как теперь австрийцы при помощи германцев собирались устроить экзекуцию Сербии...
Клемансо предлагает правительству, чтобы оно ежедневно опубликовывало подробный бюллетень о положении дел и сообщало сведения, абсолютно достоверные, не считаясь с тем, приятна ли правда или нет. Признавая необходимость сокращать всякие военные сведения, Клемансо призывает к осторожности. По словам Клемансо, в Париже, без сомнения, имеется много немецких информаторов, сносящихся с Берлином, и парижские редакции могут быть удобным местом для собирания всяких сведений. Клемансо поэтому предлагает президенту синдиката парижской прессы, Жану Дюпюи, собрать совещание французских журналистов и предложить им выработать меры „самоограничения".
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 07 сентября (25 августа) 1914 года
Первая мировая война. 08 сентября (26 августа) 1914 года
Первая мировая война. 09 сентября (27 августа) 1914 года
Первая мировая война. 10 сентября (28 августа) 1914 года
Первая мировая война. 11 сентября (29 августа) 1914 года
Первая мировая война. 12 сентября (30 августа) 1914 года
Первая мировая война. 13 сентября (31 августа) 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
|