11 июня (29 мая) 1917 года
Сообщение из ставки
29 мая 1917 года.
Западный, Румынский и Кавказский фронты
Без перемен.
В Балтийском море
В течение дня 27 мая девять германских гидроаэропланов сделали ряд налетов на наши острова Рижского залива и сбрасывали бомбы, но безрезультатно. От боя с вылетавшими нашими аппаратами германцы уклонялись.
В ночь на 28 мая четыре германских аппарата сбросили бомбы в Аренсбурге повредив один дом в городе и подлетали к острову Вердер, но были отогнаны нашими батареями.
Приказ Армии и Флоту
29 мая 1917 года
Показаниями взятых в плен германцев обнаружено, что на различных участках боевого фронта — у проволочных заграждений и в наших окопах — солдаты обменивают немцам выданный им хлеб, сахар и мыло на кошельки, перочинные ножи, бритвы, часы и т. п. вещи.
По словам пленных, германская армия получает путем такой мены весьма существенную помощь продовольствием, в котором она давно и крайне нуждается. Эта помощь, оказываемая ей русскими солдатами, дает ей возможность легче переносить острый продовольственный кризис и отдаляет мир.
И эта мена русского хлеба на немецкий кошелек совершается в то время когда, вследствие расстройства транспорта, многие местности нашего отечества сами испытывают острую нужду и в сахаре и в хлебе. Не для того население России отдает армии свои последние запасы хлеба, чтобы этим хлебом кормился враг отечества.
Стыд и срам тем, кто забывает о нуждающихся в хлебе братьях. Они совершают не только позорное дело, но и явно преступное. Всякое способствование неприятелю есть государственная измена.
Вменяю всем начальствующим лицам в обязанность не допускать передачи никаких предметов солдатского довольствия неприятелю, преследовать всякое сношение с ним и виновных в том предавать суду для наказания по всей строгости законов (108 ст. Угол улож. и 243 и 244 ст. Воинскаго устава о наказаниях).
Товарищей солдат и войсковые комитеты прошу воздействовать на слабых и неразумных, разъясняя им всю позорность и преступность передачи врагу продовольствия, в котором нуждается отечество.
Приказ этот прочесть в ротах, эскадронах, батареях и командах.
Военный и Морской Министр А. Керенский.
Действия союзников
Французский фронт
ГАВР. Бельгийское официальное сообщение:
«Артиллерия проявляла довольно оживленную деятельность в районе Стеенстрате и Хетсаса».
ЛОНДОН. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 26 мая вечера:
«В течение дня мы возводили укрепления и полевые работы на новой линии нашего фронта к югу от Ипра.
Германские контратаки к юго-востоку и северо-востоку от Оосттаперна и к востоку от Мессина были отражены с потерями для противника нашей пехотой или же разбивались об огонь нашей артиллерии.
До сих пор число взятых нами пленных определяется свыше 6.400 человек, из которых 132 офицера; этот итог зарегистрирован на наших распределительных пунктах, как результат операций вчерашнего дня. Пока сообщается о свыше 20 забранных нами орудиях.
Вчерашний день наши летчики с большим успехом содействовали операциям пехоты и артиллерии, причем оказали ценные услуги.
Кроме того нами было совершено большое количество воздушных экспедиций с целью бомбардировки, в течение которых наши летчики сбросили бомбы на аэродромы, баллоны с удушливыми газами, обозы, воинские стоянки и склады противника; помимо всего этого, наши летчики производили также обстрелы из пулеметов.
Наши летчики воспрепятствовали германским летчикам принимать участие в битве, причем сбили 12 германских аэропланов и принудили 8 других аэропланов снизиться в виду утраты ими способности управляться.
С нашей стороны 14 аэропланов не вернулись к своим базам.
ЛОНДОН. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 27 мая.
«Вчера вечером, после сильной артиллерийской подготовки, неприятель со значительными силами атаковал наши новые позиции к югу от Ипра на участке между Стивом и районом к северу от канала Ипр-Комин, на протяжении около 6 миль. В атаке участвовало до восьми резервных дивизий.
Атака, которую неприятель вел с крайним упорством под огнем нашей артиллерии и пулеметов, повсюду отражена. Особенного напряжения бой достиг к востоку от Мессин и близ Клейнциллебеке к северу от канала. До полуночи все атаки были отбиты с большими для неприятеля потерями. Наши части удержались на всех позициях, занятых ими со времени начала операций. Мы произвели ряд успешных операций на обширном фронте в югу от Лаоса до Лабассэ.
К югу от реки Сушэ наши части проникли в пределы германского расположения на фронте, протяжением в 2 мили, и продвинулись вглубь более, чем на пол мили. Неприятель понес большие потери. Нами взято в плен 70 человек и, кроме того, захвачены пулеметы. Наши потери незначительны. Мы, равным образом, успешно вторглись в неприятельские окопы к северу от Сушэ, к юго-востоку от Ланса и к юго-западу от Лабассэ, причем, много германцев было перебито, а неприятельские укрепления сильно повреждены. Мы взяли в плен 44 человека, в том числе 3 офицеров, и захватили несколько пулеметов. Ночью мы ворвались в участок линии Гинденбурга, который неприятель удержал еще за собою к западу от Бюллекура. Большое количество германцев было перебито и взято в плен».
ЛОНДОН. Официальное сообщение великобританской главной квартиры во Франции от 27 мая вечером:
«3а исключением деятельности артиллерии обеих сторон день прошел спокойно.
На фронте сражения к югу от Ипра мы захватили небольшой участок территории на правом фланге наших новых позиций.
Общее число пленных, захваченных нами с утра 25 мая по настоящее время превосходит 7000 человек. Значительное количество орудий, пулеметов и траншейных мортир остается еще погребенным под развалинами укреплений.
На фронте боя на Скарпе мы улучшили в течение дня наши позиции близ холма Гринланд.
Во время налетов в ночь с 25 на 26 мая на железнодорожные станции наши летчики сбросили бомбы на большое скопление вагонов с боевым снаряжением. Бомбардировка вызвала пожары и взрывы, продолжавшиеся вплоть до зари.
Вчера наши летчики сбили три германских аэроплана и заставили снизиться 4 других после полученных повреждений. Мы недосчитываемся шести наших аэропланов; два из них погибли вследствие воздушного столкновения во время боя с многочисленными германскими аэропланами, происходившего над неприятельскими линиями».
ЛОНДОН. Адмиралтейство сообщает:
«Наши морские летчики произвели вчера налет с целью бомбардировки на аэродром в Сен-Дени-Вострем. Экспедиция эта увенчалась полным успехом. Все наши летчики вернулись невредимыми.» (Аг. Рейтера)
Итальянский фронт
РИМ. Официальное сообщение итальянское главной квартиры от 26 мая:
Вчерашний день бой развивался в нормальном порядке по всему фронту.
В районе Тольмино наша артиллерия сосредоточила огонь по станции Санта-Лючиа и рассеяла неприятельские обозы. На Адидже в ночь на 25 мая мы отразили неприятельскую атаку, которой предшествовал интенсивный разрушительный огонь.
Истекшею ночью на Карсо сильные штурмующие колонны противника пытались, под прикрытием ожесточенного артиллерийского огня, приблизиться к нашим линиям на юг от Кастаньевицы. Перейдя в контратаку, мы отразили их и захватили нескольких пленных».
Балканский фронт
«Довольно значительная деятельность артиллерии, в особенности на правом берегу Вардара и на участке, занятом сербскими войсками.
Летчики обеих сторон проявляли оживленную деятельность. Ряд воздушных боев произошел над итальянским участком фронта. Британские аэропланы бомбардировали Севья (к северо-западу от Серраса)».
СОЛУНЬ, 25 мая на фронте не произошло ничего выдающегося. Сегодня наблюдается значительная деятельность летчиков обеих сторон.
Положение на фронтах по сообщениям противников
От 11 июня/29 мая
По германскому военному сообщению от 11 июня.
Западный театр
На фронте армий кронпринца Рупрехта:
около участка дюн у Ньюпорта и к востоку от Ипра боевая деятельность вчера по временам достигала значительной силы. Также и на плацдарме к востоку от Витшаете и Мессины огонь к вечеру усилился. Ночью, после сильных порывов огня английские роты пошли в атаку на наши Хохлебека и Фамбеке; они были отражены.
К югу Дув атака англичан на наши доблестные войска закончились вечером неудачей. К западу от Варкеусна, по обе стороны канала Ла Бассэ и на южном берегу Скарпы, наш уничтожающий огонь прекратил у Фесгуберта, Лооса и Монши подготовку английских атак. На дороге Ла-Бассэ-Бетюн и у Гюляюха неприятельские разведывательные отряды были отражены.
На фронте армий кронпринца:
на хребте Шемен-де-Дам в стремительной рукопашной схватке часть восточно-прусских и вестфальских полков ворвалась во французские окопы западнее Серна, избила тех защитников их, которые не успели бежать, и вернулись обратно, ведя пленных. Разгоревшийся здесь огонь распространился и на соседние участки, в других местах он оставался незначительным.
На фронте армий герцога Альбрехта: ничего нового.
Восточный театр
Положение без перемен.
Македонский фронт
На обоих берегах Вардара и на оз. Дойран бои, успешные для болгарских передовых постов.
Военный обзор
Изворотливость Германии в добыче резервов
Еще в средних числах мая месяца некоторые из нейтральных газет подчеркивали важность последних стратегических успехов, достигнутых французской армией на реке Эн и в Шампани и англичанами в районе Арраса и Банома, однако, наряду с этим они добавляли, что этим успехом придавать какое-либо чрезмерное значение, отнюдь, не следует.
Соображения эти, указанные источники, основывали на том, что германцы продолжают оказывать упорное сопротивление и все больше и больше усиливаются на западном фронте. Фельдмаршал Гинденбург,— говорят Стокгольмские газеты, — перебросил на запад цвет германской армии. Здесь сражаются буквально все германские солдаты от 20 до 30 летнего возраста. На других театрах войны остались лишь престарелые ландштурмы.
«Против русских армий, — пишет газета, — этих сил вполне достаточно».
На западном фронте германцы несут чрезвычайные потери и для их пополнения германский генеральный штаб окончательно обнажает весь восточный русско-румынский фронт.
Мы умышленно привели некоторые выдержки из нейтральной прессы по поводу создавшегося стратегического положения на западном и восточном европейских театрах военных действий, для того, чтобы показать более наглядно в каком виде представляется таковое в общем своем объеме для постороннего наблюдателя.
Вывод далеко не благоприятный для самолюбия русский армии, против которой стокгольмцы считают «вполне достаточным» держать одни только лишь «престарелые ландштурмы».
Указание, отмеченных выше источников, на отправку всех солдат молодых сроков службы и в возрасте до 30 лет, вполне соответствует действительности, так как на этот счет мы уже неоднократно имели различные подтверждения из авторитетных источников.
Таким образом, в количественном отношении на нашем фронте происходит изменение числа германских дивизий, но в общем своем итоге изменение это не так существенно, так как выражается сравнительно не такими уж крупными цифрами. Мы уже имели случай своевременно отметить, что из уведенного с нашего фронта числа около 20 германских дивизий германский генеральный штаб возвратил и продолжает возвращать на наш фронт до 30—35 процентов своих частей наиновейших формирований внутри страны или же частей, понесших значительные потери на западе и наскоро пополненных по пути следования к нам на восток.
Выдвинутый германским верховным командованием новый принцип омоложения состава западно-европейских своих армий за счет восточного русско-румынского фронта представляется с нашей точки зрения образчиком той удивительной изворотливости, к которой прибегает противник, несомненно ведущий сейчас войну на пределе своего живого людского своего материала.
В одном из предыдущих обзоров наших в статье «Подсчет людского запаса в Германии» («Русский Инвалид» от 12 сего мая № 110), мы пришли к заключению, что боевая потребность германской армии в людях в течение 1917 года, как для увеличения последней, так и для пополнения потерь, может быть в общем покрыта и что даже к концу этого года может остаться некоторый излишек около 500 000 чел.
Однако, этот излишек, если бы он действительно и оказался на лицо, должен будет быстро таять в случае завязки крупных боевых столкновений на каком-либо из главных театров военных действий.
Из изложенного можно заключить, что численность, которой к нынешней весне должны были бы достигнуть вооруженные силы Германии, является пределом напряжения всех ее народных сил. Вместе с тем, можно предполагать, что, если Германия, несмотря на приближающееся истощение людского запаса, решается пока произвести в настоящее время новое крупное увеличение своих сил, как это было в течение минувшей зимы и настоящей весны, то она, очевидно, рассчитывает достигнуть благодаря этому быстрых и решительных результатов на театре военных действий. Возросли ее надежды в этом направления особенно теперь, когда она, после фактического бездействия русской армии, собрала главную массу и притом молодых своих резервов на французском фронте.
Таким образом, фельдмаршал Гинденбург держит сейчас свою последнюю крупную и решительную военную «ставку». Если русская армия не помешает ему в этой работе, то наши союзники могут оказаться не в силах сдержать натиска Германии и война, невзирая на столь благоприятные для армий согласия условия, разрешится, накануне полного истощения резервных сил Германии, в пользу последней.
Г. Клерже
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 07 июня (25 мая) 1917 года
Первая мировая война. 08 июня (26 мая) 1917 года
Первая мировая война. 09 июня (27 мая) 1917 года
Первая мировая война. 10 июня (28 мая) 1917 года
Первая мировая война. 11 июня (29 мая) 1917 года
Первая мировая война. 12 июня (30 мая) 1917 года
|