nik191 Пятница, 22.11.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Декабрь » 11 » Первая мировая война. 11 декабря (28 ноября) 1915 года
06:06
Первая мировая война. 11 декабря (28 ноября) 1915 года

 

 

11 декабря (28 ноября) 1915 года

 

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

Северный фронт

28-го ноября.
Боевых столкновений не происходило.

Западный фронт

28-го ноября.
Боевых столкновений не было.

Юго-западный фронт

28-го ноября.
В Галиции на реке Стрыпе, в районе дд. Марианка—Юзефовка—Бенява, юго-западнее Тарнополя мелкие части противника переходили в наступление, но, будучи охвачены с флангов, частью перебиты, частью захвачены в плен.

Кавказский фронт

28-го ноября.

В прибрежном районе Черного моря, юго-западнее Хопы, турки делали попытки продвинуться вперед, но все они были прекращены с большими потерями для противника.

На пути к Хамадану наши войска, преследуя бегущего неприятеля, продвинулись на переход к юго-западу от Султан-Булагскаго перевала.

 

Дневник военных действий
К. Шумского


На Балканах

Отход сербов в Албанию начался 14-го ноября, и к этому времени австро-германцы занимали почти всю территорию Сербии, за исключением небольшой части бывшего Новобазарского санджака, у черногорской границы, и приграничной с Грецией полосы южной Македонии, где держались сербы впереди Монастыря и войска союзного десанта у Криволака. Отход сербов в Албанию произошел в порядке, и сербы оставили на пути лишь незначительное количество артиллерии и кое-какие части тяжелого обоза.

Все остальное было вывезено в Албанию, где сербы должны были получить еще новые запасы снабжения через албанские порты от союзников. Конечно, положение сербов в Албании было весьма тяжелым после долгого утомительного отступления, а также и в виду отсутствия в тылу сносных дорог.

Однако по тем же дорогам должны были продвигаться и немцы, что также должно было замедлить их операцию.
Сверх того, отход сербов в Албанию вообще давал им некоторые преимущества.

Во-первых, они уже базировались на албанские порты С.-Джиованни-ди-Медуа, Дураццо и Валлону, т.-е. имели морскую связь с союзниками.

Во-вторых, они могли приостановиться после долгого утомительного отступательного марша и передохнуть, так как немцы сразу за ними не могли последовать по трудным гористым дорогам Албании.

Наконец, в-третьих, в самой Албании, на месте, можно было найти некоторые запасы продовольствия.

Хотя с Албанией и связано представление, как о дикой утесистой стране, тем не менее там имеются некоторые природные богатства, которыми сербская армия могла воспользоваться.

В Албании возделываются на юге хлебные растения, а на севере развито скотоводство, при чем особенно много овец. Озера и реки Албании весьма богаты рыбой, а в лесах много пушного зверя и дичи.

Еще до войны Албанию посещали пароходы австрийского „Ллойда", занимавшиеся ввозом туда различных изделий и вывозом оттуда сырых продуктов. Кроме того, часть сырья вывозилась из Албании в Салоники. Затем в Албании имеются и минеральные богатства, но мало разработаны. Наконец лесу в Албании в изобилии.

Из этого можно видеть, что сербская армия могла найти в Албании и хлеб, и скот, и некоторые другие продукты, что до известной степени облегчало ее продовольствие. Если к этому добавить, что сербы приближались к своим базам—албанским портам и вступали в морскую связь с союзниками в то время, как австро-германцы удалялись от своих баз и источников снабжения; затем,— что германцы вообще должны были приостановиться и подготовиться к новому трудному походу в Албанию, то станет ясно, что, невзирая на временную потерю сербами своей территории, положение их, в смысле удобства ведения операций, даже несколько улучшилось со времени отхода в Албанию.

Этим и объясняется, что австро-германцы и болгары не последовали сразу всей массой за сербами, ибо такое наступление было бы слишком трудным и продолжительным, а вместо этого обратились против другого своего противника - союзного десанта. Против сербов же была оставлена главным образом австрийская армия Невеса, усиленная небольшими германскими частями, и также несколько дивизий из болгарской армии Бояджева. Остальная главная масса немцев армия Гальвица и болгарская армия Тодорова начали перегруппировываться, сосредоточиваясь на фронте союзного десанта у Криволака и против рек Черной и Вардара. Влево от союзного десанта, т.-е. с запада, македонская группа сербов, бывшая под начальством полковника Веснина, занимала позицию впереди Монастыря.

Болгарские войска сначала в значительных силах произвели наступление на Монастырь, но, подойдя к Монастырю, остановились и стали выжидать прибытия австро-германских войск. По-видимому, между греками с одной стороны и австро-германцами с другой стороны существовало условие, в силу которого Монастырь должен был быть занят австро-германскими войсками и передан грекам. Болгары же не хотели пускать в Монастырь греков, опасаясь, что последние потом откажутся его очистить.

Поэтому, хотя болгары и обладали превосходными силами в районе Монастыря, тем не менее занятие Монастыря произошло не сразу после подхода болгарских войск, а спустя некоторое время, когда к болгарам подошли первые части армии Гальвица.

После занятия Монастыря и македонская группа сербов стала отходить в Албанию, а не к союзному десанту, на что, по-видимому, рассчитывали немцы и болгары, старавшиеся отрезать македонскую группу сербов от десанта.

Таким образом, на территории Сербии единственным серьезным противником у австро-немцев оставался союзный десант, занимавший позицию у Криволака, куда и устремились после занятия Монастыря немецко-болгарские армии.

Как нам уже приходилось указывать, армия Гальвица насчитывала десять-одиннадцать дивизий, а армия Тодорова—около четырех дивизий, итого, обе вместе —свыше 300 тысяч человек. Принимая во внимание, что австро-немцы и болгары понесли значительные потери во время наступления по Сербии, можно считать, что к моменту подхода к позициям союзников в южной Македонии армии Гальвица и Тодорова, насчитывали не более 200 тысяч человек. Однако и эта цифра давала противнику двойное численное превосходство над войсками союзного десанта, силы которого, по заявлениям французских военных кругов, доходили, примерно, до 100 тысяч человек.

При таких условиях, положение в южной Македонии оказалось весьма серьезным, и союзникам необходимо было учесть всякие возможности, связанные с численным превосходством австро-немцев и болгар, в том числе и возможность отхода-перегруппировки назад за линию греческой границы. Все это вынудило дипломатию союзников потребовать от Греции определенных гарантий, которые бы обеспечивали союзному десанту полную свободу действий в его тылу, т.-е. в Салоникском округе. Нота, отправленная по этому поводу державами согласия Греции, содержала в себе два главнейших требования: во-первых, очищение Салоникского округа от греческих войск и передачу в распоряжение союзников железнодорожных путей Криволап — Салоники и Монастырь — Салоники, и, во-вторых, предоставление союзникам права возводить укрепления в Салоникском округе и в частности в Салониках.

Разрешение этих вопросов имело громадное значение, так как, если до сих пор приостановка наступления союзников была связана недостаточно обеспеченным тылом—Салоникским округом, то теперь дальнейшая оборона их, впредь до прибытия подкреплений, обязательно требовала полной свободы действий в тылу. Этот вопрос был настолько важен, что можно было ожидать, что союзники не ограничатся одними мерами дипломатического воздействия на Грецию, а, в случае необходимости, прибегнут и к более решительным мерам, тем более, что такие решительные меры частью уже были предприняты, в виде блокады союзным флотом греческих портов.

21-го ноября в Калэ состоялось совещание политических и военных деятелей Франции и Англии, на котором были приняты некоторые важные решения по различным вопросам, и в числе их, по-видимому, по вопросам, связанным с балканской операцией.

Несомненно одно, что сербская операция является лишь вспомогательной, за которой последует другая, более крупная операция противника. По этому поводу делались двоякого рода предположения: или противник, по окончании сербской операции, будет пытаться воспользоваться балканскими контингентами для главных фронтов, или, установив железнодорожную связь с Константинополем, имеет в виду поход в Египет.

Конечно, отдельные попытки противника, главным образом турецких войск, против Египта всегда возможны. Одну такую попытку мы наблюдали в первую половину войны, и, как известно, она окончилась полной неудачей турок, войска которых были отогнаны от Суэцкого канала чуть ли не одним артиллерийским огнем.

Что же касается серьезной операции против Египта, то можно безусловно считать, что германская стратегия пока такими силами не располагает. При всей претенциозности противника, трудно рассчитывать, чтобы он рискнул к своим четырем фронтам войны—французскому, русскому, итальянскому и балканскому добавить еще пятый фронт—египетский.

Противник не может не держать достаточных сил на главных фронтах войны — нашем и французском, а также на итальянском, и будет держать значительное число войск на Балканах, для охраны этого театра и дороги Берлин — Константинополь, всегда находясь под угрозой нового десанта союзников.

При таких условиях, противник, уже и так чрезмерно напрягающийся, не может найти у себя такого избытка войск, который позволил бы ему создать новую серьезную операцию против Египта, ибо это всегда будет сопряжено с ослаблением войск на главных фронтах, а, следовательно, и с возможностью опасных для противника последствий.

Вот почему версия о походе в Египет, столь распространенная, по существу весьма мало вероятна, и скорее следует ожидать, что противник будет стремиться воспользоваться контингентами балканских государств для главных фронтов войны, для чего будет также стараться оказать соответствующее давление на Румынию. Но и для этого противнику придется разрешать весьма трудную задачу очищения Балканского полуострова от сербских и союзных войск, что даже и в сомнительном случае успеха должно занять очень много времени, принимая во внимание трудности похода в Албанию и трудность вытеснить союзников из береговой полосы Греции, у которой господствует союзный флот.

При таких условиях следует считать, что, с занятием противником сербской территории, положение хотя и стало весьма напряженным для союзников, но и противник в то же время задачи своей не разрешил и продолжает увязать на Балканах. "Балканский узел" запутывается и далеко не разрешается так, как это входило в задачи немцев.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 07 декабря (24 ноября) 1915 года

Первая мировая война. 08 декабря (25 ноября) 1915 года

Первая мировая война. 09 декабря (26 ноября) 1915 года

Первая мировая война. 10 декабря (27 ноября) 1915 года

Первая мировая война. 11 декабря (28 ноября) 1915 года

Первая мировая война. 12 декабря (29 ноября) 1915 года

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 714 | Добавил: nik191 | Теги: война, 1915 г., ноябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz