09 октября (26 сентября) 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт
На фронте рижского района противник активности не проявлял.
На железнодорожной станции Ницгаль, севернее Двинска, немецкий аэроплан сбросил несколько бомб.
В бою при деревне Пошилиной нами захвачено более 150 пленных германцев и 1 пулемет. Крайне ожесточенный бой, шедший весь вчерашний день в районе деревень Пошилиной и Гарбузовки, к вечеру несколько стих. Деревня Гарбузовка, несколько раз переходившая из рук в руки, под огнем противника была нами очищена. Во время одной из атак на эту деревню, нами было взято 7 пулеметов и до 250 пленных. В атаках в районе деревни Пошилиной германцы сначала имели успех, но к вечеру развитие их наступления было приостановлено восточнее названной деревни.
Наша артиллерия юго-западнее Двинска подбила немецкий аэроплан, упавший в расположении противника.
На фронте от двинского района до реки Припяти ничего значительного не произошло.
В районе севернее Ляховиче наши пешие разведчики произвели удачный ночной поиск и ворвались в окопы противника, где перекололи свыше 200 человек и взяли в плен 3 офицера и 453 нижних чина, при чем сами потеряли всего около 50 человек.
Южнее Припяти части противника заняли деревню Бережная Воля, в районе деревни Пожог.
У Новоселки, по реке Стыри, выше Чарторийска, противнику удалось переправиться на правый берег Стыри.
В районе колонии Милашев, юго-восточнее Колки, бой продолжается. Контратака противника в районе деревни Гараимовки, юго-восточнее колонии Милашева, была отбита.
В Буковине, восточнее Бучача, противник, атаковавший наши войска, был в свою очередь атакован нашей конницей. Последняя действовала лавой и обратила противника в бегство, при чем в плен было захвачено около 150 человек.
Кавказский фронт
В приморском районе, на реке Архаве и южнее селения Хопы, было несколько мелких столкновений. В долине той же реки артиллерийская перестрелка.
В районе юго-восточнее озера Тортум турецкие разведчики были отбиты огнем и бежали.
Северный фронт
26-го сентября.
Огонь наших судов в районе Шлока привел к молчанию батареи германцев и произвел большия разрушения в их окопах.
На фронте рижского района тихо. Немцы сбросили с аэропланов несколько бомб в Шлок. Наступательная попытка немцев в районе Мисгоф, на железной дороге к востоку от Митавы, была остановлена.
Западный фронт
26-го сентября.
Северо-западнее Двинска немцы атаковали в районе железной дороги. Возник ожесточенный бой в районе Б. Гринвальд, где часть наших окопов противником была захвачена.
В районе Шишково, южнее Гринвальда, наши войска контратакой отбили немцев.
По фронту озер Деммен—Дрисвяты—Оболе огневой бой продолжался. На фронте к югу от озера Богиньское, примерно до района гор. Богданова, на железной дороге Лида—Молодечно повсеместные горячие бои велись с большим напряжением обеих сторон.
В районе севернее Козян немцы были выбиты из окопов госп. двора—Головск. Деревня и местечко Козяны были взяты нами. Нашим войскам пришлось в этом бою преодолеть 3 ряда неприятельских окопов. Сосредоточенный перекрестный огонь германцев затем вынудил нас оставить местечко. Однако часть окопов осталась все же в наших руках.
При атаках позиций противника на р. Мядзиолке некоторым частям удалось переправиться в брод через реку, несмотря на глубину бродов (выше пояса) и на жестокий обстрел противника. Западнее деревень Мамули и Копры, южнее Козян, нам также удалось овладеть несколькими окопами противника. В районе с. Зананоч, на южном берегу оз. Нарочь, немцы первоначально были выбиты штыковым ударом из окопов, но последовавшей затем контратакой им удалось их вернуть. Бой у д. Семенки, южнее оз. Вишневского, окончился занятием нами этой деревни.
В районе д. Богуше, к югу от Сморгони наши атаки имели успех и привели к занятию части позиции противника, где были захвачены брошенные немцами при отходе оружие, патроны и разные предметы снаряжения.
Под Двинском бой в районе д. Горбуновки принял ожесточенный характер. У Пошилина, севернее Горбуновки, немцы перешли в наступление, но, не выдержав нашего пулеметного огня, были вынуждены прекратить атаки. Севернее озера Богиньское немцы атаковали несколько раз ф. Хвосты, но были отбиты.
На остальном фронте к югу, до района Сморгони — Крево, положение не изменилось.
Юго-западный фронт
26-го сентября.
Южнее Припяти нами с боя взято с. Лисово (северо-западнее Чарторийска).
Южнее Припяти противник вновь занял д. Пожог на нижн. Стоходе.
В районе северо западнее Дубно при взятии нами д. Константиново было захвачено 3 пулемета и свыше 300 пленных.
Неоднократные попытки противника вернуть деревню Сопанов северо-восточнее Кременца, каждый раз отбивались огнем.
В боях на фронте Ростоки—Гонтово (район Н. Олексинец) наши войска захватили в разных местах в плен 36 офицеров, 1,175 нижних чинов, 2 бомбомета и 8 пулеметов.
Наши аэропланы совершили набег на железнодорожную станцию в Черновицах и сбросили на поездные составы и в пакгауз несколько бомб. Над станцией вскоре вслед затем появился большой столб дыма и пламени. Из Черновиц навстречу одному из наших летчиков поднялся неприятельский аэроплан, но был обстрелян нашим летчиком и быстро опустился в город.
Кавказский фронт
26-го сентября.
В приморском районе турки пытались, пользуясь туманом, перейти в нескольких местах через р. Архаве. Своевременно обнаруженные, эти попытки были всюду отбиты огнем.
Севернее Ишкана, в районе Биракет, было несколько столкновений с прежде отброшенными партиями турок.
Перестрелка в районе с. Кегыка, юго-восточнее озера Тортума, приняла несколько более оживленный характер.
Турецкое наступление со стороны Гопала, северо-западнее Мелазгерта, было остановлено у с. Экреш. Противник отброшен назад. В районе южного берега Ванского озера, к востоку от с. Вастан произошло несколько боевых столкновений.
Дневник военных действий
К. Шумского
Новые факторы и события
Наиболее крупными событиями за истекшую неделю являются мобилизация Болгарии и переход в наступление наших союзников.
Мобилизация Болгарии, явно направленная против Сербии и вообще задевающая интересы балканских государств, подписавших бухарестский договор, вызвала мобилизацию также и в Греции и вместе с тем поставила на очередь вопрос о позиции Румынии.
В Болгарии, Сербии и Греции население, приблизительно, одинаково по численности и в каждом из этих государств определяется цифрой несколько более 4 1/2 миллионов. Так как во время балканской войны некоторые воюющий государства, как, например, Сербии, выставили до 15 процентов от населения, то можно считать, что все три страны при наибольшем напряжении могут выставить каждая в поле до 600 тысяч человек.
При этом Болгария и Сербия выставляют полевую армию, равную примерно 350 тысячам человек, а Греция, по-видимому, может выставить в качестве перволинейных войск и их резервов несколько меньшее число — 250 тысяч человек. Остальное, т.-е. около 200—250 тысяч человек в Болгарии и Сербии и более 300 тысяч человек в Греции, представляет собою ополчение и частью запасные войска, т.-е. такие батальоны, которые идут непосредственно на пополнение потерь действующей армии.
В дальнейшем, при рассмотрении организации всех этих трех государств, можно видеть, что организация вооруженных сил Болгарии и Сербии почти одинакова. У обеих сторон имеется, приблизительно, одинаковое количество перволинейной пехоты, одинаковое количество полевой артиллерии и проч. Только конницы в Сербии несколько больше, чем в Болгарии, но разница не особенно велика и, кроме того, не особенно существенна в условиях горной войны, где для конницы поле действия, сравнительно, ограничено.
Организация греческой армии несколько отличается от организации болгарской и сербской армий. Греческая армия находится еще в периоде реорганизации, и некоторые существенные реформы в Греции не закончены. Не имеется точных данных о том, доведено ли снабжение артиллерии до конца, закончена ли организация греческих корпусов, которых насчитывается шесть, и проч. Кроме того, можно отметить, что в греческой армии весьма мало конницы, вследствие недостатка лошадей в стране.
Когда началась мобилизация в Болгарии и ответная мобилизация в Греции, в печати появилось много различных предположений о планах обеих сторон. Указывалось, что австро-германцы пошлют свои войска также против Сербии, что болгары будут стремиться занять дорогу Ниш - Салоники, чтобы отрезать сообщение Сербии с внешним миром, и т. п.
По этому поводу необходимо отметить, что, как мы уже неоднократно указывали, всякий план войны по своей общей идее всегда вытекает из ряда постоянных данных, как-то: географического очертания границ, соотношения сил обеих сторон и проч. Поэтому различных планов быть не может, а есть один определенный план, который основывается на вышеупомянутых постоянных данных.
План этот нетрудно усмотреть из одного взгляда на карту. Можно сразу увидеть, что Болгария будет стремиться занять Македонию, чтобы стать посредине между Сербией и Грецией.
Действительно, болгарам придется иметь дело, по крайней мере, с двумя противниками с сербами и греками. Болгары, конечно, отлично понимают, что соединенная греко-сербская армия превосходит болгарскую армию в численности вообще почти вдвое, а так как надо считать, что сербы оставят часть войск против Австрии, то превосходство греко-сербов над болгарами будет, приблизительно, полуторное.
Поэтому болгары будут стремиться всеми силами не допустить соединения греческой и сербской армий и будут стараться каждого противника разбить в отдельности.
Это подразумевает, в свою очередь, план болгар занять Македонию и стать посредине между греками и сербами, чтобы вести такую же войну на два фронта, какую ведут немцы.
Следовательно, далее болгары будут стремиться сначала прикрыться укреплениями против одного противника и броситься всей массой против другого противника. Затем будут стремиться, разбив первого противника, повернуться всеми силами против второго противника.
Уже по одному этому можно было не сомневаться, что Греция непременно выступит в случае войны, ибо, если бы этого греки не сделали, то болгары всей массой обрушились бы сначала на сербов, а потом на греков, т.-е. болгары, вместо того, чтобы закрыться укреплениями от Греции, так сказать, временно предотвратили бы выступление Греции одними дипломатическими заверениями.
В связи с этим стало более или менее ясно, со стратегической точки зрения, что едва ли можно ожидать выступления Румынии. Как нам уже приходилось отмечать, при наличии нескольких противников сначала нападают на сильнейшего, а потом уже на слабейшего, а не обратно. Следовательно, если бы Румыния должна была выступить, то, так как Румыния более сильный противник, чем Сербия или Греция, болгары должны были бы прежде всего сосредоточивать все свои силы на румынской границе. Однако этого сосредоточения болгарских сил на румынской границе не наблюдалось, что и доказывало, что Болгария не имеет в виду выступления Румынии, а, следовательно, этот вопрос, по-видимому, решен уже дипломатическим путем.
Таким образом за истекшую неделю к большой европейской войне добавилась ожидавшаяся со дня на день война между балканскими государствами. Непосредственного влияния на ход событий она иметь не могла, так как в конце концов было безразлично, кто кого победит, Болгария Сербию или Сербия Болгарию, ибо судьбы этих маленьких государств всецело решались в зависимости от судьбы европейской войны. Если победят союзники, то, даже в случае победы Болгарии над Сербией—Сербия получить все то, на что она имеет право, а Болгария будет наказана. И обратно, в случае неудачи союзников, сербский успех не имел бы смысла, так как австро-немцы, вероятно, отомстили бы сербам. Следовательно, хотя балканские государства и затевали войну, но эта война должна была быть, по существу, бесполезна, ибо она не решала их судеб, а судьбы Болгарии и Сербии всецело зависели от исхода большой европейской войны.
Обращаясь к другому крупному событию за истекшую неделю, т.-е. к наступлению союзников, мы напомним, что англо-французы перешли в наступление в трех пунктах своего фронта: в Шампани, в Артуа и на крайнем севере, недалеко от бельгийского побережья. Операция, которая предстояла нашим союзникам, представлялась весьма нелегкой, что видно из следующего:
Как известно, у немцев на западном фронте имеются три так называемые „оборонительные линии": первая оборонительная линия — во Франции, вторая оборонительная линия — в Бельгии и третья оборонительная линии река Рейн с крепостями. Каждая из этих оборонительных линий, в свою очередь, состоит из многих десятков линий траншей и укреплений, снабженных многочисленной артиллерией, громадным количеством пулеметов, фугасами, бетонными казематами и проч. Наконец каждая из этих линий упирается в море, что не дает возможности обходить, а вынуждает к лобовым атакам, т.-е. „к прорыву фронта".
В виду всего этого французы долго и деятельно готовились к своей операции. Наступление это, конечно, прежде всего, должно было быть основано на содействии многочисленной и могущественной артиллерии, которая должна была "проломить дыру" в германском расположении с тем, чтобы в это разрушенное отверстие вошла атакующая англо-французская пехота.
Момент для наступления был избран англо - французами весьма благоприятный, так как немцы вообще истощились за последние пять месяцев борьбы на нашем фронте, и это должно было в известной степени отразиться и на западном фронте.
После 50-часовой артиллерийской подготовки французы совершенно разрушили участки германских траншей, намеченные ими для атаки, и вслед затем коротким штурмом взяли первую линию германских траншей. Вполне понятно, что это была лишь одна первая линия траншей, и что впереди французам предстояло еще взять много других линий траншей для того, чтобы овладеть первой оборонительной линией немцев, сзади которой имелись вторая оборонительная линия из многих длинных траншей в Бельгии и третья оборонительная линия река Рейн с крепостями.
Удар, нанесенный немцам на западном фронте, был настолько силен, что они немедленно двинули сюда все свои ближайшие резервы и стали оказывать на второй линии траншей уже гораздо более упорное сопротивление. Тем не менее германское расположение, если не было сломлено, то было „испорчено" и представляло собою неправильную и невыгодную линию. Поэтому немцы немедленно ответили своим наступлением в другом месте. Это наступление повела армия кронпринца в Аргоннах, но совершенно неудачно, почему положение немцев на западном фронте нисколько не поправилось.
Таким образом за истекшую неделю обнаружились два крупные события, которые еще не успели развернуться полностью, но, в зависимости от тех или иных результатов, могли иметь весьма крупное значение и даже совершенно изменить ход войны.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 05 октября (22 сентября) 1915 года
Первая мировая война. 06 октября (23 сентября) 1915 года
Первая мировая война. 07 октября (24 сентября) 1915 года
Первая мировая война. 08 октября (25 сентября) 1915 года
Первая мировая война. 09 октября (26 сентября) 1915 года
Первая мировая война. 10 октября (27 сентября) 1915 года
|