09 марта (24 февраля) 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
23 февраля.
Наше наступление на левом берегу Немана и на путях к северо западу от Гродна продолжается. Войска наши оттеснили германцев за фронт Сопоцкин-Липск и энергично продвигаются дальше. Также на млавском направлении наши атаки сопровождаются успехом. В течение дня здесь нами взято до 500 пленных с 7-ю офицерами и захвачено 3 пулемета.
На левом берегу Вислы, в районе, Пилицы, бой принимает более крупные размеры.
В Карпатах, между Ондавой и Саном, атаки австрийцев продолжаются. К юго-западу от Лутовиска они пытались перейти на правый берег Сана. Однако произведенной в ночь на 21-е февраля контратакой австрийские части, перешедшие Сан, уничтожены.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
23-го февраля.
На всем фронте между Неманом и Вислой боевые действия имели весьма упорный характер.
Наша конница захватила часть неприятельского обоза, отходившего к с. Сейны.
На Августовском направлении бой велся в двух верстах от станции Августов.
У Осовца крепостная артиллерия продолжала успешно бороться с осадными батареями.
Германская атака на путях от Кольно к Ломже отбита.
К югу от Хоржеле неприятель ввел в бой значительные силы. Германцы, наступавшие к югу от Дробина, отброшены назад с большими потерями.
На левом берегу Вислы, в раионе Пилицы, наши и неприятельские атаки чередовались, нами захвачены пленные и пулеметы.
Австрийский театр военных действий
23-го февраля.
В Карпатах, на Балигродском направлении, несмотря на неисчислимые потери, атаки австрийцев продолжались.
Близ сел. Студене неприятелю удалось захватить передовые окопы двух наших батальонов.
На Ужокском и Мункачском направлениях неприятель также вел атаки, в общем безуспешные.
Захваченная накануне немцами высота 992 у Козювки отбита нашей контратакой.
К северо-востоку от Клаусе нам сдался остаток обошедшей наш фланг австрийской колонны.
Турецкий театр военных действий
23-го февраля.
Бои в Зачорохском раионе продолжались.
На прочих направлениях без перемен.
Франко-Бельгийский театр военных действий
23-го февраля.
В районе Перта французы заняли всего более пятисот метров неприятельских траншей.
Между Менилеме и Босежуром они уступили несколько метров занятых ими накануне траншей, но с другой стороны захватили около ста метров германских траншей на хребте возвышенности к северо-востоку от Мениля.
В районе Сен-Миеля, между Брюльской рощей и Апремонским лесом, французы утвердились в траншее германцев.
У Лепретрского леса к северо-западу от Понт-а-Муссона, германцы пытались произвести атаку, которая однако была остановлена в самом начале.
В местности, лежащей к северу от Бадонвилье французы продолжали продвигаться вперед.
В Эльзасе на Рейхаккеркопфе они отбили неприятельскую контратаку.
Война на море
Северное море
Это море надо считать главным театром войны, так как здесь должна решиться судьба главных морских сил Германии. Как бы ни развивались события на всех остальных морях, все-таки война на море закончится вместе с поражением германского флота. И как на сухом пути война окончится в Берлине, так и на море исход войны будет зависеть от событий, которые произойдут на Северном море.
Между тем, до настоящего времени здесь более всего имеет место ряд второстепенных операций, и нельзя определить, когда события развернутся на этом море в масштабе, подходящем для главных сил английского и германского флотов.
Германский штаб с начала войны отказался от какой-либо активной деятельности своего линейного флота. Упорно, в продолжение многих лет, создававшие сильный наступательный флот и признававшие только молниеносные удары главным силам врага, немцы совершенно неожиданно отказались взять в свои руки инициативу действий на море и использовали свой превосходно подготовленный театр войны на Северном море не как базу для широкого развитая наступательных операций против английского флота, а как крепость, за которой может прятаться, находящийся в полном бездействии, линейный флот.
Обрекая, таким образом, свои главные силы на стратегическую смерть, немцы пытаются ослабить силы врага всевозможными второстепенными способами войны, из которых одни, как разбрасывание мин и операции подводных лодок против военных судов противника, имеют целью подровнять численность английского флота до уровня сил германского, а другие, как бомбардировка незащищенных городов, воздушные набеги на территорию Англии и, наконец, операции подводных лодок против коммерческих судов должны действовать на психику врага и убедить его в бесполезности борьбы с Германией.
Разумеется, опыт войны показал, что подобная германская, невиданная еще, стратегия привела к весьма жалким результатам и доказала, что, ведя войну таким образом, можно в продолжение более или менее долгого времени постепенно свести свои средства для подобных выступлений против Англии к нулю, не коснувшись главных сил ее флота и не только не устрашив ее, а развив в ней желание поскорей покончить со своим врагом.
Как видно из деятельности германских судов в продолжение трех месяцев 1915-го года, немцы уже отказались от первой категории своих выступлений против английского военного флота, т.е. отказались от мысли обессилить его посредством подводных лодок и мин, что все-таки имело кое-какой смысл, как военная операция, и всецело обратили всю свою энергию на пресловутую «блокаду» английских берегов, жалкие результаты которой всем известны, и в данное время трудно определить, когда немцы сознают всю бесполезность этого нового способа ведения войны и придумают еще что-нибудь другое, вероятно, еще более эфемерное и не имеющее ничего общего со стратегией, средство для ведения войны.
Что же касается деятельности английского флота в Северном море, то она всецело зависит от обстановки на этом театре войны, создавшейся благодаря бездействию германского линейного флота. До сих пор английский флот не может приступить к выполнению основной задачи морской стратегии, т.е. к уничтожению главных сил неприятеля, по той простой причине, что ему надо «ловить крысу в ее норе», как выразился морской министр лорд Черчилль, и, значит, надо предпринять операции против германского укрепленного района, находящегося в так называемом «мокром треугольнике», ограничиваемом Вильгельмсгафеном, островом Гельголандом и выходом из Кильского канала. А эта операция принадлежит к роду совместных действий армии и флота, что предпринять сейчас нельзя, в виду не имения свободных сухопутных сил и наличия еще неразбитой германской армии на главных боевых фронтах войны. Поэтому английскому «Grand-Fleet» приходится бдительно следить за германским флотом и быть готовым разбить его при первом появлении его в море.
Кроме этой, в высшей степени утомительной и требующей громадного напряжения сил, службы, английскому флоту приходится как на Северном море, так и в Ламанше и на Ирландском море, во-первых, парализовать редкие попытки германских крейсеров напасть на побережье Англии, во-вторых, охранять подходы к своим портам от нападения германских подводных лодок и, в-третьих, обеспечить безопасную перевозку своей армии на континент. Как видно за истекшие восемь месяцев войны, английский флот вполне удачно справляется с выполнением этих задач, и немецкие редкие выступления терпят одну неудачу за другой.
Но этим не исчерпывается деятельность английского флота в этом море. Движение немецких войск к берегу моря, особенно интенсивно развившееся в октябре и ноябрь, и необходимость остановить эти попытки укрепиться в ближайшем соседстве с побережьем Англии заставили поддержать со стороны моря контратаки французских и бельгийских войск. Эту поддержку оказала с большим успехом часть английского флота и продолжает до сих пор держать бельгийское побережье под самым бдительным надзором, находясь в полной готовности оказать необходимое содействие союзным войскам при их наступлении вдоль этого побережья.
Таким образом, деятельность английского флота как в этом море, так и на путях, служащих средством сообщения Англии с континентом, можно охарактеризовать как ряд весьма разумно выполняемых операций, создающих для Германии полную невозможность изменить создавшееся на море положение вещей и являющихся подготовительными для будущей грандиозной операции, уничтожение тем или другим способом главных сил германского флота. Кроме того, нельзя не отметить и последовательную подготовку англичанами решительных морских операций на этом море, которая состоит в беспрерывной разведке сил неприятеля и состоянии обороны его берегов, при чем эта деятельность английских судов проходит при соблюдении самой строгой тайны, и пока нам известны только такие операции, которые кончались боем, например, бой у Гельголанда 15-го августа, у Куксгафена 12-го октября, потопление английскими подводными лодками германских судов, и друг. Также здесь необходимо отметить способность англичан быстро организовывать необходимые для любой операции силы и разумное использование судов самых разнообразных типов для разных целей войны. Понятно, что это возможно только при обладании таким многочисленным флотом, какой имеется у Англии.
Затем на этом театре войны действует совместно с английским флотом и незначительная часть французского флота, состоящая, насколько это известно, из 6-ти броненосных крейсеров, флотилии миноносцев и подводных лодок, деятельность которых тесно связана с операциями своих союзников.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 06 марта (21 февраля) 1915 года
Первая мировая война. 07 марта (22 февраля) 1915 года
Первая мировая война. 08 марта (23 февраля) 1915 года
Первая мировая война. 09 марта (24 февраля) 1915 года
Первая мировая война. 10 марта (25 февраля) 1915 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
Первая мировая война. Хроника первых семи месяцев войны
|