07 февраля (25 января) 1915 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
24 января.
Сражение на Бзуре и Равке велось 22-го января с неослабевающей энергией. Наши войска, перейдя в наступление, переправились через Бзуру близ ее устьев и овладели частью неприятельской позиции.
У Дахова мы выбили немцев из их предмостных укреплений.
У Боржимова, Гумина и Воли-Шидловской наши неприятельские атаки продолжают чередоваться поддерживаемые беспрерывным артиллерийским огнем.
На остальном фронте левого берега Вислы, к югу от железной дороги Скерневицы — Варшава, только редкий артиллерийский огонь. Построенный неприятелем на Ниде у селения Жерники мост нами взорван. Попытки противника перейти в частичное наступление на Ниде, у Рембова и на Дунайце против нашего конарского предмостного укрепления отражены.
В Карпатах, к северо-западу от ужокского направления, наступление наших войск продолжается. Нами взято здесь до 3.000 пленных. К югу-востоку от Ужока мы продолжаем сдерживать натиск весьма значительных неприятельских сил.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
24-го января.
На правом берегу Вислы бои в районе Сернеца приняли более упорный характер. Происходили также столкновения передовых частей на фронте Хоржеле—Мышинец—Иоганисбург.
На левом берегу Вислы артиллерийский огонь продолжался, но неприятель держится пассивно. Попытка прорыва нашего фронта в районе Боржимов—Воля Шидловская, начатая неприятелем 18-го января, приостановлена, несмотря на введенные германцами в бой весьма значительные силы.
Этим успехом мы обязаны твердости и доблести наших войск.
В бою на упомянутом участке германцы применяли в широких размерах стрельбу разрывными пулями. В районе нижней Бзуры, к северу от Витковице, наши войска продолжали наступление и 25 го января, к 7 часам утра, преодолев три ряда проволочных заграждений, овладели сильным опорным пунктом неприятеля—кладбищем селения Камион. Остаток гарнизона этого опорного пункта в составе 5 офицеров и 366 нижних чинов взят нами в плен. Произведенная днем контратака германцев отбита с большими для них потерями. Много батарей противника в различных пунктах было принуждено к молчанию.
Австрийский театр военных действий
24-го января.
В Карпатах бои продолжались по всему фронту; наши войска сломили сопротивление неприятеля на трех укрепленных позициях у Мезо-Лаборч и, преследуя на протяжении нескольких верст, захватили два орудия, 6 пулеметов, командира 3-го гонведного полка, 47 офицеров, 2,516 нижних чинов. К северу от перевала Ужок у Лутовиско неприятель вынужден к отступлению. Наши войска, овладевшие неприятельскими окопами, захватили здесь три пулемета и много пленных. Атаки неприятеля, перешедшего перевалы Тухолка и Бескид, были отбиты, причем неприятель, понесший большой урон, был вынужден к поспешному отступлению. На путях к Надворной и в Буковине наши войска, задерживая наступление значительных сил неприятеля на трудно доступных горных позициях, постепенно стягиваются назад.
Турецкий театр военных действий
24-го января.
В Черном море наши миноносцы обстреливали Хопу. Крейсер «Бреслау», подойдя 24-го января к Батуму, выпустил 20 безрезультатных выстрелов но нашим миноносцам, маневрировавшим там. После двух выстрелов с крепости «Бреслау» удалился.
Франко—Бельгийский театр военных действий
24-го января.
В Бельгии день прошел спокойно. Между каналом и дорогой Бетюн — Лабассэ в одном километре к востоку от Кэнши кирпичный завод, где до сих пор удерживался неприятель, взят англичанами.
На Арраском участке германские батареи обстреливали траншею, захваченную французами 22-го января, но атаки пехотою не предпринимали.
От Арраса до Реймса происходили успешные для французов артиллерийские бои. В Шампани они отразили атаку полубатальона к северу от Босежура.
От Аргоннской возвышенности до Вогез артиллерийским боям в гористой местности мешал густой туман.
В ночь на 25-е января немцы предприняли в районе Ньюпорта несколько небольших атак, которые все были отражены. За 25-е января не произошло ничего существенного, за исключением артиллерийского обстрела немцами участка к северу от Суассона.
Великая война и народное хозяйство России
Статья проф. Н.П. Коломийцова.
Вопрос о влиянии войны на народное хозяйство той или другой страны распадается на две части. Во-первых, подлежат рассмотрению те требования, которые война властно предъявляет к народному хозяйству, а, во-вторых, необходимо изучить те своеобразные условия, в которые ставится войною народное хозяйство, т.е., иначе сказать, дать себе отчет, как отражается война на различные элементы и факторы, из которых слагается то составное целое, которое мы называем народным хозяйством. В настоящей статье мы ограничимся рассмотрением только первого вопроса.
В средние века, когда войска были наемные, говорили, что для ведения войны требовались три вещи – деньги, деньги и деньги. Для нашего времени этого мало; деньги являются только одним из важнейших условий ведения войн. На ряду с деньгами требуется предварительная подготовка к войне, выражающаяся в колоссальных затратах в мирное время на государственную оборону. В понятие предварительной подготовки к войне входят как надлежащее обучение личного состава постоянного и мобилизируемого войска, так и техническое оборудование войска и страны, а также накопление необходимых боевых и других запасов.
В общем будет правильно сказать, что современные войны представляют из себя столкновение капиталов, затраченных на военную оборону.
За последние сорок лет Европа находилась в ожидании возможности крупной войны, что и объясняло быстрое возрастание ежегодных военных расходов всех главнейших государств. Условия жизни Европы за последние годы сложились в форму так называемой системы вооруженного мира, что, иными словами, выражает непрестанное соревнование в приготовлении к войне.
Эти упорные стремления отдельных государств не отставать друг от друга в деле боевой готовности влекут за собой громадный рост общегосударственный» бюджетов» и государственных долгов.
По исчислениям известного статистика Неймарка, перед настоящею войною, текущие военные расходы всех государств, а также расходы по военным займам и военным пенсиям, в три раза превосходили общую сумму всех государственных расходов до 1870 года.
Рост военных бюджетов является главнейшим определителем роста государственных бюджетов всех стран за эти годы.
За двадцать два года с 1890 года по 1912 год государственные бюджеты различных стран возросли в следующих размерах:
Увеличение государственных бюджетов с 1890 по 1912 г.
Германии на 140%
Австро-Венгрии на 410%
Италии на 40%
России на 238%
Франции на 47%
Англии на 55%
Бельгии на 112%
Японии на 578%
По данным известного статистического ежегодника «Nautilus», абсолютных величины военных и морских расходов ныне воюющих государств выражались в 1904 г. и 1913 г. следующими величинами (в миллионах герм. марок):
Военные и морские расходы.
В 1904 году В 1913 году
Россия 1.048 1.75
Франция 771 1.1782
Англия 1.340 1.520
Италия 344 537
Итого 3.503 4.987
Германия 854 1.476
Австро-Венгрия 421 611
Итого 1.275 2.087
Всего 4.778 7.074
Однако, сюда входят только так называемые обыкновенные расходы на войско и флот; Германия, например, кроме обыкновенных расходов производила следующие чрезвычайные расходы на военных нужды:
Чрезвычайные военные расходы Германии.
В 1905 году 166,1 млн. марок
В 1906 году 189,3 млн. марок
В 1907 году 220,9 млн. марок
В 1913 году 876,2 млн. марок
В 1914 году 641,7 млн. марок
В этот подсчет не вошли еще расходы по военному пенсионному фонду.
Однако, эти ежегодные расходы государств на поддержание вооруженного мира, несмотря на всю их колоссальность, ничтожно малы по сравнению с теми расходами, которых требует ведение войны.
К сожалению, статистика совершенно не в состоянии вычислить всю сумму расходов и убытков, которые несет страна на ведение войны. Не говоря уже о потери масс человеческих жизней не только воинов, бьющихся за родину, но и в среде оставшихся на родине, вся страна подвергается массе лишений и потерь, не упоминая даже о непосредственных разорениях и разрушениях, вызываемых активными действиями неприятеля. Не имеется никакой возможности дать сколько-нибудь исчерпывающей подсчет всех пожертвований и убытков народа, принужденного вести дорогостоящую и кровопролитную продолжительную войну.
Поэтому, когда говорят о стоимости ведения войны, то подразумевают, главным образом, только непосредственные расходы государства, а не всего народа, по ведению войны и на ликвидацию ее последствий. Ликвидация последствий войны обыкновенно тянется еще гораздо дольше, чем сама война.
К концу первого года войны издержки одной Англии на ведение войны достигают 10 миллиардов рублей; ежедневно Англия в настоящее время затрачивает на ведение войны по 3 миллиона фунтов стерлингов, т.е. свыше 30 миллионов рублей. К концу года издержки Франции на войну достигают 25 миллиардов франков; на чисто военные издержки в последнее время Франция расходует миллиона марок в день. Германия за год войны израсходовала на ее ведение 18 миллиардов марок; ежедневный расход Германии на войну теперь равняется 46 миллионам марок. Расходы России на войну достигли за год 6 миллиардов рублей, а в настоящее время ежедневно доходят до 19 миллионов рублей.
Чем дольше затягивается война, тем дороже обходится она и тем больше становятся ежедневные расходы на нужды, вызываемые войною.
Одни эти официальные расходы на ведение войны, составляющие только часть расходов всей страны, во много раз превышают ежегодные военные расходы мирного времени. Расходы государства на ведение войны оказываются настолько огромными, что практика показала полную невозможность накопить в мирное время такие запасные военные фонды, которые могли бы оказаться достаточными для покрытия всех расходов по ведению войны. Единственно, что представляется возможным, это иметь сравнительно небольшой запасный мобилизационный фонд, который не может отличаться крупным размером и который имеет целью покрытие только неотложных расходов в первое время мобилизации.
Из сказанного ясно вытекает, что само финансирование войны приходится совершать во время открывшихся уже военных действий.
«Современная война, как правильно говорит М. Боголепов, опирается на народохозяйственные доходы и капиталы».
Государственное хозяйство ни одной страны никогда и нигде не располагало достаточными средствами для ведения войны. Средства на ведение войны государство принуждено добывать из народного хозяйства своей страны или чужой.
Действительно, за последние годы производительные силы народных богатств различных стран обнаруживают необычайный рост. Многие страны не в состоянии сами внутри себя производительно употребить накопившиеся в них капиталы и принуждены экспортировать эти капиталы за границу.
Ежегодно накапливаются на мировом рынке много миллиардные суммы. Во времена франко-прусской войны мировые эмиссии за пятилетие равнялись 30-40 миллиардам франков, а в наше время пятилетние итоги эмиссии превосходят сотню миллиардов. А между тем, всем известно, что эмиссии ценных бумаг составляют только часть ежегодных сбережений отдельных наций; здесь, в этих сбережениях, лежат источники, которые могут финансировать самые большие войны.
Вслед за началом войны, государство начинает немедленно ощущать острую потребность в громадном и быстром притоке денежных средств. Приходится создавать новые источники государственных доходов, для чего имеются только три способа: займы, налоги и бумажные деньги, которые, в конце концов, представляют из себя также только один из видов займа и притом далеко не самого выгодного для страны. В большинстве случаев, государству приходится прибегать ко всем трем способам одновременно.
Займы могут быть внешние и внутренние; только внешние займы, да и то не всегда, дают возможность оставить нетронутым внутренней рынок капитала и, таким образом, облегчают тяжесть ведения войны для современного поколения и разлагают груз расходов по ведению войны на будущие поколения. Внутренние займы этим свойством совершенно не обладают; по отношению к народному хозяйству, они имеют почти такое же значение, как и крупный налог на соответственную сумму. Разница только в том, что налоги затрагивают более тяжело недостаточные классы населения, а займы размещаются среди более состоятельной части населения. Во всяком случае, происходит извлечение из народного обращения известной суммы, скажем – миллиарда рублей. Однако, никакой опасности для населения такое извлечение миллиарда не представляет, так как он немедленно возвращается в народное обращение в виде расходов государства на военные нужды.
Все дело только в распределении; государство должно с самым пристальным вниманием следить, чтобы при этом круговороте не страдали отдельные отрасли народного хозяйства. Особенно полезны для государства, с этой точки зрения, те пособия, которые оказываются семьям солдата, взятых на войну , так как они переливают в народную толщу необходимые денежные средства, которые, по мере расходования их, накопляются в других руках и снова могут быть изъяты посредством нового займа. Внутренние займы точно так же дают возможность своевременно извлекать из народного обращения излишнее количество денежных знаков и, таким образом, предохраняют государство от необходимости дальнейшего выпуска бумажных денег. Конечно, всякое расширение производства тех или других продуктов, особенно для потребностей военного времени, в свою очередь, требует наличности известного количества денежных знаков в стране. Поэтому мобилизация нашей промышленности в целях удовлетворения нужд армии и организации тыла не только даст свои прямые благотворные результаты в смысле увеличения боевой способности нашей доблестной армии, но окажет также и другую громадную услугу стране.
Под влиянием мобилизации промышленности, явится усиленный спрос на денежные знаки, сфера обращения которых в стране значительно увеличится; а это, в свою очередь, окажет благотворное влияние на ценность нашего рубля внутри страны. С этой точки зрения особенно важно, чтобы мобилизация коснулась не только крупной, но и средней, и мелкой промышленности, что, по-видимому, диктуется у нас не только экономическими, но и техническими соображениями. Во всяком случае, совершенно необходимо возможно большее расширение области, в которой совершается у нас круговорот денежных знаков: нам необходимо увеличить внутренней спрос на деньги, увеличить области накопления денег, развить возможность создания сбережений в широких кругах населения и, опираясь на эти сбережения, организовать рациональную политику государственного финансирования военных расходов.
Очень многие высказывают свои опасения в виду предстоящего громадного увеличения задолженности государства. На это можно ответить одно: мы должны стремиться к победе, а решительная победа как раз не только уплатит все долги государства по текущей войне, но и покроет нашу прежнюю государственную задолженность. После победоносной войны мы должны быть освобождены от всех наших внешних долгов, от ежегодной уплаты за границу многих сотен миллионов процентов по нашим долгам. Все это должно быть покрыто контрибуций со стороны нашего врага; мы должны получить возможность тратить наши народные деньги исключительно на нужды страны. К этому мы должны стремиться, и мы твердо верим, что цель будет достигнута.
Однако, даже в случае, хотя бы частичной, неудачи наших стремлений, при невозможности покрыть хотя бы часть нашей государственной задолженности посредством контрибуции, другого исхода для покрытия оставшихся государственных долгов не будет, кроме налогов того или другого вида. Однако, прибегать к налоговому прессу гораздо целесообразнее в народохозяйственном отношении в спокойное мирное время, а не в дни войны, когда не имеется времени для проведения строго обдуманных финансовых реформ и приходится прибегать или к огульному повышению налоговых ставок, или к введению таких налогов, как налоги на железнодорожные грузы, почтовые и телеграфные сообщения, которые не расширяют, а стесняют и, в некоторых случаях, совершенно коверкают всю экономическую жизнь страны, наносят непоправимые убытки и ущербы там, где авторы новых подобных налогов и налоговых надбавок меньше всего ожидают.
Даже такая богатая страна, как Франция, постоянно стремится вести войну на займы, а не на налоги. Нужно иметь в виду также и то, что в странах небогатых самая эластичная система обложения не может дать сумм, сколько-нибудь соизмеримых по своей величине с тем, что необходимо для финансирования войны. Вследствие этого, для финансирования войны гораздо выгоднее такая политика, которая содействует развитию хозяйственной жизни страны и тем подымаете народные доходы, делая внутренний рынок более емким для государственных займов. В этом смысле облегчение налогового пресса гораздо полезнее по своим результатами чем механическое его надавливание. Это предложение для многих может показаться абсурдным: нельзя, скажут, понижать налоги, когда государству так остро требуются деньги и все заставляет его прибегнуть к увеличению налогового бремени.
Мы придерживаемся противоположного взгляда; чрезмерные налоги обладают только свойством сокращать широкий приток денег в государственную казну; они останавливают развитие жизни в стране как раз в тот момент, когда так необходим общий подъем производительности и текучести обмена.
Блестящим доказательством справедливости нашей мысли может служить тот громадный опыт неизмеримо важного и экономического, и социологического значения, который сделан Россией в самом начале войны. Под влиянием необходимости стройно и в порядке провести мобилизацию военных сил, на время последней, была запрещена продажа водки. При издании этого запрещения, ни у кого и в мысли не было, что оно будет не только продолжено на все время войны, но и навсегда. Даже и в мирное время у нас считалось совершенно немыслимым отказаться от миллиардного дохода от водки. Казалось, что этого огромного пьяного дохода нечем заменить, и наш бюджет в одной своей трети был основан на усилении пьянства населения, т.е. на обессилении народа.
Опыт запрещения продажи водки дал, однако, такие неожиданные результаты, что сразу стало ясно, насколько выгоднее для страны, даже в момент, когда государству остро требуются деньги, героически отказаться от миллиардного дохода, подняв тем силы страны, чем собирать увеличенные доходы с народного опьянения, особенно увеличивающегося во время войны.
То, что казалось совершенно немыслимым и неисполнимым прошло в жизнь как-то само собой, под влиянием общего сознания государственной необходимости. Воистину говорят, что все великие финансовый и экономические реформы выполняются не в мирные времена, а в годины военных испытаний, когда приходится отрешаться от рутины обыденной жизни и сразу идти прямой дорогой для получения результатов, необходимых не только для улучшения жизни страны, но и для сохранения самого ее существования.
В условиях современного народного хозяйства постоянно совершается процесс капиталообразования из ежегодных, сбережений. К этому источнику прибегает с своими займами в мирное время и государство (железнодорожные, бюджетные и другие займы), и промышленность, и торговля.
В военное время требования на деньги со стороны промышленности сильно сокращаются; но зато появляется усиленный спрос со стороны государства.
Возьмем последние годы. За 1904-1913 годы на рынок было выпущено русских ценных бумаг, государственных и частных, всего на 10 миллиардов рублей. Распределение их было таково: во время русско-японской войны 1904-1906 гг. выпуск частных бумаг почти совершенно прекратился.
Всего было выпущено:
За 1904-1908 гг. За 1909-1913 гг.
Государственный бумаг на 2.145,2 милл. руб. 175,9 милл. руб.
Частных бумаг на 2.234,1 милл. руб. 5.383,6 милл. руб.
Итого 4.379,3 милл. руб. 5.559,5 милл. руб.
Эти числа указывают на то, откуда черпает государство средства на войну; единственный источник – народные сбережения, т.е. результат народного хозяйства. Война властно требует внимательного отношения к функциям народного хозяйства. Настоящая война обладает еще одною особенностью. Все великие державы, денежные рынки которых питали наши внешние государственные займы, сами участвуют в войне и потому сами нуждаются в деньгах. Поэтому внешние займы в настоящее время Россия имеет возможность заключать только на сравнительно небольшие суммы, которые, по размерам своим, соответствуют нашим уплатам за границу по получению оттуда товаров и исполнению заказов.
Все главные расходы на войну производятся внутри страны; деньги, идущие в уплату за поставки на армию, остаются в главной своей части внутри страны. Но зато и на народном хозяйстве страны лежит трудная и ответственная обязанность финансировать войну. Эта задача тем легче и лучше будет выполнена, чем яснее ее будут сознавать те, от кого зависит сделать все возможное, чтобы страна в единодушном стремлении к победе, без излишних трений и потерь, на плечах своего народного хозяйства, вынесла и выковала грядущее светлое будущее России.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 04 февраля (22 января) 1915 года
Первая мировая война. 05 февраля (23 января) 1915 года
Первая мировая война. 06 февраля (24 января) 1915 года
Первая мировая война. 07 февраля (25 января) 1915 года
Первая мировая война. 08 февраля (26 января) 1915 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
|