05 июля (22 июня) 1915 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
22 июня.
19-го июня при входе в Данцигскую бухту английская подводная лодка взорвала двумя минами германский корабль типа „Deutschland", шедший головным в эскадре.
Один из наших миноносцев таранил германскую подводную лодку при ее попытке подойти к нашим судам. Лодка на поверхность не показывалась. Миноносец имел незначительные повреждения.
В шавельском районе и к западу от Немана боевых действий не происходило.
В районе Едвабно продолжается упорная минная борьба. У деревни Куче мы захватили неприятельскую минную галерею, где нашли 22 пуда динамита и взорвали заложенный нами горн.
На Бзуре, у селения Суха, отбита попытка неприятеля приблизиться к нашим окопам.
На радомском направлении наши войска, перейдя в ночь на 20-е июня в частичное наступление, захватили окопы нескольких австрийских батальонов.
Между Вислой и Бугом 19-го и 20-го июня велись ожесточенные бои. Наступление неприятеля на реке Выжнице было нами успешно остановлено. Главные усилия неприятеля сосредоточились к востоку от города Красника в направлении на Быхаву, где его атаки в ночь на 20-е июня нами отражены, но исход боя еще не определился.
Неприятель также стремится продвинуться на направление Замостье — Красностав, где наиболее упорные бои вечером 19-го и утром 20-го июня велись в районе впадения речки Волицы и Вепрж, на линии селений Таржимехи—Красное—Стрыев. Неприятель понес здесь весьма тяжкие потери. Селение Таржимехи, захваченное неприятелем вечером, на рассвете 20-го июня снова перешло в наши руки после смелой атаки полков генерала Ирманова.
Задержав напор противника на Гнилой Липе, наши охраняющие части в ночь на 21-е июня отошли к Золотой Липе.
На Днестре без перемен.
От штаба Кавказской армии
22 июня.
За 19-е июня в Пассинской долине— июня, перестрелка.
Наши войска заняли в районе Кара-Дербента селение Джамбен-Западный.
У южного берега Ванскаго озера наш отряд лихой ночной атакой выбив турок из занятых ими позиций на левом берегу Хисансу, принудил их отступить частью на Текке, частью на Сарп.
На остальном фронте — без перемен.
Германский театр военных действий
22-го июня.
В шавельском районе к западу от Немана, на наревском фронте и на левом берегу Вислы существенных перемен не произошло. На Бобре ниже Оссовца у сел. Бржостово неприятель пытался навести мост, однако, наша артиллерия разбила мост огнем, а остатки были разобраны нашими разведчиками.
В долине Писсы нами захвачен неприятельский самолет. На участке Еднорожец—Прасныш шел оживленный огневой бой и отдельные стычки.
На болимовском направлении у сел. Гумин неприятель, атаковавший под прикрытием ядовитых газов наше расположение, нигде продвинуться не мог.
Галицийский театр военных действий
22-го июня.
На фронте между Вислой и Западным Бугом наиболее упорные бои велись вечером 21-го июня и на следующее утро на участке между сел. Уржендов и Быхава. Наступление противника, наступавшего к востоку от Красника, было остановлено нашим ударом во фланг неприятелю на высотах к северо-западу от Вильколоза, где мы нанесли противнику тяжкие потери; в течение утра 22-го июня нами взято свыше 2000 пленных при 29 офицерах и перед фронтом наших войск можно было насчитать до 2,000 неприятельских тел.
Новыя попытки противника наступать между Вепржем и Западным Бугом и на сел. Крылов были нами в течение 22-го июня успешно отбиты. На верхнем течении Буга, на Золотой Липе и Днестре 21-го и утром 22-го июня боевых столкновений не происходило.
На путях от Львова между городами Каменка и Глиняны неприятель вечером переходил в наступление во многих пунктах, введя в бой крупные силы к югу от сел. Ямно. Однако нигде он не достиг успеха и, понеся большие потери, вынужден был остановить свое движение.
Турецкий театр военных действий
22-го июня.
В районе сел. Авбазик наступление турок было отбито.
У сел. Бажиргя партия курдов была рассеяна нашими войсками.
Франко-Бельгийский театр военных действий
22-го июня.
На правом берегу Мааса германцы дважды атаковали позиции французов на горном хребте к югу от оврага Сонво и восточную часть калоннской траншеи, но везде были отбиты с уроном.
В районе Лепретрскаго леса они тоже перешли в наступление и произвели две атаки, из которых одна мало-помалу распространилась от западной части леса до Фэ-ан-Гэ, тогда как другая была направлена специально против части леса к западу от Круа-де-Карм. Обе атаки были остановлены огнем артиллерии и пехоты.
Приказ Верховного Главнокомандующего
22 июня
Дальнейшее расследование дела о государственном преступнике, ныне казненном, Мясоедове выяснило несомненную виновность его соучастников Бориса Фрейдберга, Шлиомы и Аарона Зальцманов, приговоренных военно-полевым судом к смертной казни через повешение. Приговор над преступниками приведен в исполнение 18-го сего июня. Что же касается остальных привлеченных, то о них последует дополнительное сообщение по окончании этого дела.
Оценка военных событий
И англичане, и французы рассыпались в похвалах русской армии, притянувшей на себя большую часть противника, несущей вот уже несколько месяцев наскоки его главных сил то тут, то там, что дает возможность нашим союзникам вести свои действия, так как они хотят. Это имеет и ту долю общей выгоды, что не стесняясь в снарядах, например, наши союзники западного фронта наносят германцам все более и более чувствительный урон. Инициатива на западном фронте совершенно выпала из немецких рук и если германцы там еще атакуют, то это только для активности их обороны, обязательной по их уставам. Но эти контрброски слабы и при начале своем уже обречены, обыкновенно, на неудачу и часто останавливаются в зародыше своем могучим огнем союзников. Вообще, начиная с лета всюду огонь начинает получать большее значение, чем с начала войны, когда порывы войск обеих сторон были больше и легко превозмогали огневые ураганы.
Вот и в боях у Дарданелл артиллерия французов при всяком успокоении турок и при затишье их атак начинает наносить все большие и большие потери. Положительно только движение, порыв вперед делают артиллерийский огонь, в связи с ночью, меньшим злом. В сообщениях наших противников, вместо прежних огромных цифр, выпущенных германцами по тому или другому пункту снарядов, стали фигурировать временами большие цифры снарядов, брошенных там и там французской артиллерией. Это скверно действует на германских читателей, а нас уверяет в богатстве союзных орудийных запасов. Остается пожалеть может быть о недостатке единства союзных калибров, что явилось бы драгоценным обстоятельством, особенно с минуты, когда откроются проливы и морские перевозки будут в состоянии перебрасывать и войска и запасы не менее быстро с запада на восток, чем расшатавшиеся во многом германские железные дороги с их пресловутой провозоспособностью.
Наш фронт потянул в Галиции за собой к востоку, в направлении к Волыни большие силы германцев, нетерпеливо желавших сразиться с нами перед самым отходом на Гнилую Липу из прежнего положения. Мы сперва осадили их контратаками на коротке, а потом уже совершили наш отход. Это сражение происходило 13-го на фронте Букачевцы — Галич и оповещено, как успешное. Вместе с тем выяснилось, что тесня нас главными силами прямо на восток в Волынь и Подолию, противник делал поползновения наступать на северо-восток, в Холмскую Русь, и что этот натиск на Томашев—Белз—Каменку продолжается. Этим маневром хотят удлинить и утонить нашу длинную боковую линию Верхняя Висла—Верхний Западный Буг, под ударами с которой находятся очень и очень длинные сообщения Краков—Львов—Гнилая Липа. Смелость германцев в этом отношении поразительна, ибо их силы едва ли таковы, чтобы такая линия могла всюду быть хорошо прикрыта и выполнить завет всех веков и народов—«никогда не обнажайте и не подставляйте противнику своих сообщений».
Демонстрации на нашем фронте, связанные с галицийской операцией, продолжались. За Вислой, на левом фланге завислянского фронта противник все желает точно знать нашу там силу, не грозит ли она возможностью пойти вдруг к беззащитному Кракову, что ли по обеим берегам Вислы. С этой, или какой другой целью он атаковал нас здесь (у Ожарова) и бился с нами до полного истощения в течение всей ночи 14-го июня. Он добился неутешительного, очевидно, для себя ответа, ибо был «повсюду отбит с огромными для него потерями, особенно там, где его разведочные атаки были особенно ожесточенны (м. Глиняны). Он накликал на себя наши контратаки, которые отбросили его назад в самое исходное его положение, принудили со следующего дня вести себя совершенно пассивно и захватили порядочно пленных, чуть не поровну от всех его полков (4-й австрийской дивизии).
Про положение дел на прочем огромном и второстепенном, пока, фронте (от Верхней Вислы до Курляндии включительно) никаких известий официально не сообщено. Таким образом рисуется на нашем фронте оригинальнейшее во всей военной истории положение дальней погони большого скопления австро-германских сил за третьей нашей линией далеко на восток с подставкой фланга и тыла всему бывшему Варшавскому военному округу, на котором собраны демонстрацией по значительной дуге от Верхняго Буга, через Верхнюю и Нижнюю Вислу, Средний Неман и до Виндавы остальныя наши силы, стерегущие средину нашего передового театра, особенно со стороны завислянскаго фаса. Никогда еще пружины нашей армии не были так сложно развернуты и комбинированы прихотью боевой обстановки. Все это должно приводить в огромную ажитацию стратегов, впившихся глазами в карту. События большой важности должны наконец оказать себя.
Французский фронт объявил, что ни 14-го, ни 15-го там ничего значительного не произошло, кроме местных малых траншейных стычек и оживленных артиллерийских состязаний (на Калонский и Мерцальский окопы), да кроме броска германских бомб с аэроплана, убивших в Сен-Дье одну женщину.
Итальянцы тоже говорят об отсутствии выдающихся событий и о господстве артиллерийских состязаний, да небольших стычек из-за отобранного у австрийцев на днях (вершина Целленкофель в Карнии).
Черногорцы обратились к завоеванию ближайшей части Албании—это первая выгода оттяжки с сербского фронта немецких войск итальянцами.
Таким образом, действительно на сухопутье только на русских давит тяжелая рука вооруженной до зубов немецкой силы, не распределившейся пропорционально силам участников коалиции, пропорционально цифрам 7, 5 и 3, считая миллион бойцов за единицу. Германо-австрийския силы должны бы были распределиться в такой постепенности—5, 3, 1, а сейчас они распределились так: 7, 2 1/2, 1/4. Это вследствие не полного еще нажима на Германию с суши и моря по всем румбам. Но времена и сроки исходят, обстановка, единственная повелительница на войне все повернет по своему.
Закордонная печать говорит, что пособничество румын бензином, углем и прочим военно-контрабандным материалом заслуживает ультиматума; Болгария упускает случай заслужить славянское прощение выступлением против такого вредного каботажа, от имени союзников, по их поручению и при их помощи. Румыния за такую помощь немцам и туркам достойна быть лишенной выхода к морю и своих надежд на получение Трансильвании за «честный» нейтралитет.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 02 июля (19 июня) 1915 года
Первая мировая война. 03 июля (20 июня) 1915 года
Первая мировая война. 04 июля (20 июня) 1915 года
Первая мировая война. 05 июля (22 июня) 1915 года
Первая мировая война. 06 июля (23 июня) 1915 года
|