
04 января 1916 (22 декабря 1915) года
От штаба Верховного Главнокомандующего
Западный фронт
В районе Чарторийска и на верхней Стрыпе нами отражены с значительными для противника потерями его попытки приблизиться к нашим окопам.
К северо-востоку от Черновиц бой продолжается с прежней энергией. Наши части, несмотря на многочисленные контратаки противника, неизменно подвигаются вперед. Потери противника велики. Нами вновь взято в плен 10 офицеров и 766 раненых нижних чинов, кроме значительного числа раненых, оставшихся на поле сражения.
Кавказский фронт
В прибрежном районе Черного моря в ночь на 19 декабря турки делали попытки подойти к нашим позициям, но были остановлены огнем.
В Персии, на хамаданском направлении, к юго-западу от города Ассад-Абада, нами был атакован отряд персидских жандармов в 500 человек и отброшен на селение Ченар, севернее города Кянгавера, при чем было убито несколько десятков мятежников и взяты пленные, а также захвачен вьючный обоз. У нас потерь в людях не было.
19 декабря части нашего отряда, находившиеся в Хамадане, отдали с соответствующей церемонией честь английскому флагу при поднятии такового над английским консульством.
Северный фронт
22-го декабря.
Немцы пытались перейти через р. Двину в районе Елизенгофа, но были отброшены нашим огнем; также были обращены в бегство немцы, одетые в белые плащи, при их попытке приблизиться к нашим окопам в районе ст. Царьград.
Западный фронт
22-го декабря.
Значительных боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
22-го декабря.
В районе Чарторийска противник был вытеснен из рощи между Костюхновкой и ст. Подчеревичи.
В районе среднего течения р. Стрыпы наши войска, преодолев ряд проволочных заграждений, заняли часть окопов противника, а к востоку от д. Белавинце штурмом овладели сильным сомкнутым укреплением.
К северо-востоку от Черновиц мы овладели рядом неприятельских окопов, причем произведенные здесь противником контратаки были отбиты сосредоточенным огнем нашей артиллерии, нанесшей врагу большие потери.
Кавказский фронт
22-го декабря.
Боевых столкновений не было.
Вечером турки, пользуясь туманом, повели наступление в районе селения Аха и Бильдасор (к юго-востоку от Тортум-Гельского озера), остановленное огнем, открытым по достижении противником наших искусственных препятствий, от которых затем турки, неся большие потери, отхлынули в свои окопы.
В Персии несколько пеших и конных сотен противника пытались наступать от города Довлет-Абада (к юго-востоку от г. Хамадана) на селение Кямары, но были оттеснены за перевал Кенделяк.
О врачах в плену у нас и наших врагов

В № 1347 «Веч. Времени», 2-го января, напечатана статья С. Т., в которой, между прочим, говорится о содержании врачей, захваченных в плен, как нами, так и неприятелем.
„Вполне правильно то, что Совет Министров положил выдавать захваченным врачам содержание такое же, какое присвоено нашим русским врачам.
Но расчет содержания положен не по военному, а по мирному времени, и без порционов. Однако, даже при этом расчете немецкие, австрийские и турецкие врачи получают у нас:
1) жалование,
2) столовые,
3) добавочные,
4) квартирные,
5) на наем прислуги.
В сумме эти деньги, для младших врачей едва ли достигают 250 р. в месяц, но можно считать, что полные двести они дают.
Затем, мы совершенно не знаем, что получают наши врачи в немецком плену. Поэтому нельзя приводить для них какой-нибудь постоянной цифры (125 марок и т. п.). И в данном случае Совет Министров руководствовался только одним, поистине редким соображением: хотя о наших в Германии мы и не знаем, но мы уже заявили, что строго придерживаемся Женевской конвенция 23-го июня (6-го июля) 1906 г. и уже официально обещали германскому правительству применять ее, а конвенция эта говорит:
—„неприятель должен обеспечить захваченному в плен санитарному персоналу, пока он будет состоять в его власти, то же самое довольствие и то же жалованье, как и персоналу соответствующих степеней его собственной армии"...
В австрийском плену наши врачи, по имеющимся сведениям, получают: в генеральских чинах-20 крон (8 р. по паритету), в штаб-офицерских—12 и в обер-офицерских 8 крон (3 р. 20 к.) в сутки. Кто отличается особо ревностным исполнением своих обязанностей, тем отпускается еще некоторое дополнительное вознаграждение.
Итак, младший врач русской армии у австрийцев должен удовлетворяться 96 рублями в месяц, не помышляя ни о столовых, ни о добавочных, ни о квартирных, ни о найме прислуги.
Да и можно ли вообще представить себе, чтобы военнопленный (или „захваченный в плен") пользовался специальным правом „нанимать“ прислугу из подданных того государства, во власти которого он находится, и при том на деньги, отпускаемые этим же самым государством?
Прямо с трудом верится!
Но это факт и, кажется, дальше такой „несовместимости" идти некуда".
Е. Ш.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 31 (18) декабря 1915 года
Первая мировая война. 01 января 1916 (19 декабря 1915) года
Первая мировая война. 02 января 1916 (20 декабря 1915) года
Первая мировая война. 03 января 1916 (21 декабря 1915) года
Первая мировая война. 04 января 1916 (22 декабря 1915) года
Первая мировая война. 05 января 1916 (23 декабря 1915) года
|