04 декабря (21 ноября) 1914 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
На отдельных участках фронта в районе Ловича бои продолжаются. Значительные неприятельские силы, состоящие преимущественно из войск, переброшенных в ноябре с западного фронта Германии, вела 19-го ноября наступление в районе Лютомерск-Щерцов.
На остальном фронте на левом берегу Вислы без существенных перемен.
За Карпатами наши войска, при взятии Бартфельда, захватили в плен 8 офицеров, 1.200 нижних чинов при 6 пулеметах.
ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ
18-го ноября 1914 года.
18-го ноября на фронте армии значительных столкновений не было.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
20-го ноября. На левом берегу Вислы 20-го ноября шли упорные бои на фронте Илово—Лович и на путях с запада к Лодзи и Петрокову. На других фронтах без существенных перемен.
Турецкий театр военных действий
20-го ноября. На фронте армии значительных столкновений не было.
Франко-Бельгийский театр военных действий
20-го ноября. На правом берегу р. Мозеля французы заняли Леменил и Синьял-Дексон. В Вогезах они взяли концевое укрепление германской линии укрепленных пунктов, находящихся к югу от господствующего над пограничным хребтом селения Боном и служившее германцам наблюдательным пунктом. В Эльзасе они заняли станцию Бурнгаупт и утвердились на линии Аспак — Аспакский мост—Бурнгаупт.
Потери Австро-Венгрии за 8 м. войны
ПЕТРОГРАД. Имеются сведения к 1 ноября, что австро-венгерская армия потеряла в Сербии 3128 офицеров и 145470 солдат. Таким образом потери достигают трети общего числа сосредоточенных против Сербии австро-венгерских войск.
В Галиции австро-венгерская армия потеряла 16600 офицеров и 737156 солдат. В Венгрии ранено и убито 67 офицеров и 1705 солдат. Таким образом, если подсчет этот верен, можно предположить, что в первые 3 месяца войны Австро-Венгрия потеряла более 900 000 человек, приблизительно 37% всей армии.
Перебрасывание германских войск
РОТТЕРДАМ, 18 ноября. В последние дни через Бельгию направлено на восток на русскую границу 180000 человек. Из Льежа, Намюра и Антверпена увезена большая часть тяжелой и полевой артиллерии.
Отступление германцев
КОПЕНГАГЕН. 19 ноября. Немцы начали общее отступление в северной Фландрии.
На французском фронте
КОПЕНГАГЕН. 18 ноября. Последние бои в северной Франции отличались большим ожесточением сторон. Инициатива наступления исходила как от союзников, так и от германцев. Последние, между прочим, вновь подвергли бомбардировке воздушного флота город Аррас, зажгли его в разных местах и разрушили много зданий. Несколько бомб упало около знаменитой старинной ратуши, полуразрушенной уже германской артиллерией в одну из октябрьских бомбардировок города.
Пред воздушным походом на Англию
ЛОНДОН. 19 ноября. Германия деятельно готовится к воздушной бомбардировке городов восточного берега Англии.
Действия русских войск
В „Армейском Вестнике" в обзоре военных действий за 18 ноября говорится:
„на русско-прусском фронте с 15 по 17 ноября противник удерживал свои укрепленные позиции, местами переходя в наступление мелкими частями.
Наступление противника успеха не имело; наши корпуса сохранили на всем фронте свое расположение. Намечавшееся наступление немцев на Лович отбито нашей конницей и передовыми частями, причем немцы понесли значительные потери.
Наступление частей противника с запада на фронт Доброва—Щерцов также отбито спешенными частями нашей конницы.
На фронте Торн -Краков германская гвардия, пытавшаяся наступать на фронте Тржбиц— Богомилов, потерпела полную неудачу: нами взято много пленных. Перешедшими в наступление нашими войсками захвачено несколько важных для нас пунктов. Противник несколькими контратаками пытался снова завладеть захваченными нами пунктами, но всюду потерпел неудачу, отбитый пехотой и огнем артиллерии.
Австрийские войска, оборонявшие с севера и востока подступы к Кракову сбиты нами и отходят в беспорядке в район крепости.
На галицийском фронте наши войска продвигаются вперед с возрастающим успехом. Противник спешно отступает, временами задерживаясь на заблаговременно укрепленных позициях. Рядом штыковых атак мы овладели Конечно—Ожена—Жидовске, причем захватили много пленных, орудий и пулеметов.
Оценка военных событий
Центром внимания является ожидаемая развязка сражения между нами и немцами на фронте Варта-Висла, где только сейчас потерпели неудачу два вспомогательных германских обхода, помогавших их центральной массе, развернувшейся на фронте Лодзь-Стрыков.
Сражение с Ловической вспомогательной группой обратилось в ряд частных длящихся боев. Сражение с другой группой, наступавшей в pайoне Лютомирск -Щерцев с 10-го ноября, носит еще встречный характер.
На других участках наших за Вислой боевое затишье, а в Карпатах мы продолжаем теснить австрийцев с успехом, отбирая пленных и трофеи (у Бартефельда—8 офицеров, 1.200 нижн. чинов и 6 пулеметов). Краков уже видит нас в своих окрестностях. В Турции и на Сербском фронте без существенных перемен.
На западе же Франции совершенно непонятные, скорее демонстративные, повторительные, удары немцев у Ипpa.
Обозревая все действия войны в целом, можно сказать, что война превратилась, в сражение с длинным прерывчатым фронтом, на котором нет сейчас ни слишком влиятельных боевых участков, колоссальной боевой важности, нет сражений, разгарающихся в генеральный бой, сулящий переворот в обстановке, и не видно накаливания где либо масс для такого сражения.
Есть ли это только случай, или тут вынужденное с одной стороны и тонкий расчет с другой—покажет ближайшее время. В таких именно случаях граф Шлиффен советовал немцам «выждать, куда противник направит атаку>. Для всякого положения, как он думал на игре 1905 г., силы у немцев найдутся, ибо их только связывает существующее разделение по армиям, перекроить которое всегда помогут могучия жел. дороги. Но, по нашему, больше связывает немцев по ногам и по рукам соприкосновение с противниками, которые не упустят воздействовать на всякую начавшуюся у немцев перекройку их paзвepтывания, если бы она задалась целью сосредоточить где-либо большой кулак.
От комитета о раненых
Cocтoящий под Августейшим покровительством Ея Императорского Высочества Великой Княгини Милицы Николаевны комитет о раненых, с разрешения Верховного Главнокомандующего, командировал на театр военных действий специального уполномоченного для собирания сведений о случаях насилия со стороны германцев и австрийцев над нашими ранеными.
В качестве уполномоченного командирован член комитета, почетный член императорского московского Археологического института А. С. Ардов-Ходоровский, объехавший уже весь австрийский и ныне переехавший на германский фронт.
Как нам сообщают, г. Ардову-Ходоровскому удалось запротоколировать до 100 случаев зверского отношения к нашим раненым. Сведения собирались на полях сражений, часто в моменты боев и потому не оставляют никаких сомнений. По окончании регистрации, собранный материал будет представлен Верховному Главнокомандующему, военному министру, министру иностранных дел и обер-прокурору Святейшего Синода.
Просят частных лиц, военно-служащих и отдельные учреждения, которым известны случаи насилий над нашими ранеными, сообщить о них в Москву (Мясницкая, Ванковский пер. 2, кв. 32, для А. Ардова-Ходоровского).
Дневник военных действий
К. Шумского
Верные своей системе стратегически обороняться на всех фронтах, за исключением только одного, на котором вести обязательно стратегическое наступление, немцы обороняются на трех фронтах французском, нашем и итальянском и ведут наступление на четвертом фронте на сербском. В связи с этим, наш противник накануне наступления в Сербию произвел определенную перегруппировку войск, сводившуюся к тому, что для наступления в Сербию был собран "наступательный кулак" две армии Кевесса и Гальвица, а на всех остальных фронтах было оставлено такое число войск, какое австро-немцы считали достаточным для устойчивой обороны.
После этой перегруппировки можно было определить, что немцы, в общем, на всех фронтах войны выставили тринадцать армий, состоящих из одних немецких войск, и три армии, состоящие частью из австрийских и частью из немецких войск, т.-е. уже в буквальном смысле слова "армии австро-немецкия", австрийцы же выставили пять армий.
Тринадцать чисто немецких армий распределялись таким образом, что семь германских армий располагались на англо-французском фронте,- от Северного моря до Швейцарии,- -и пять армий-на нашем фронте. Кроме того, на нашем фронте находились две австро-немецкие армии - Линцингена в Пинских болотах и Ботмера на Стрыпе, в Галиции. Наконец, на нашем фронте находились еще две австрийские армии— Бем-Ермоли и Пфланцера.
Таким образом на французском фронте оказалось семь армий чисто-германских, а на нашем фронте-девять армий, из которых пять германских, две австрийских и две австро-германских. Затем, на итальянском фронте противник оставил две австрийские армии -Данкля и Светозара Боросвича, общей численностью вместе до 6 корпусов, и на сербском фронте собранный австро-немецкий „наступательный кулак" состоял из одной германской армии Гальвица, численностью в 5—6 корпусов, и одной австро-германской армии венгерского генерала Кевесса, численностью около 8 корпусов, из которых один австрийский корпус, а два германских.
Из этого видно, что для второстепенных театров — сербского и итальянского - противник отделил, в общем, 4 австрийских корпуса и 6—7 германских, а все остальное распределил между французским и нашим фронтом, предназначив для французского фронта семь германских армий, а для нашего фронта пять германских армий, две австрийские армии и две смешанные австро-германские армии- Линцингена и Ботмера.
Однако, так как армии могут быть различной величины,— от 3 до 6 корпусов,—то, по существу, число войск на нашем и западном фронте оказалось, примерно, одинаковым. На западный фронт противник, имевший там в течение лета 50—52 корпуса, с началом последнего французского наступления перебросил около 3 корпусов с нашего фронта, вследствие чего на французском фронте образовалось, в общем, 53—55 корпусов. Итого, мы имеем уже три, более или менее, определенные цифры, а именно: на сербском фронте— 7—8 германских корпусов и один австрийский корпус: на итальянском фронте около 3 австрийских корпусов и на западном фронте около 53 —55 германских корпусов.
Все остальное, что было в распоряжении германского и австрийского генеральных штабов, растянулось от Балтийского моря до Румынии, образуя обороняющийся восточный германский фронт. О распределении сил на этом фронте нам приходилось уже отрывочно иногда говорить, отмечая то ту, то другую армию противника, и теперь, когда противник уже расположился совершенно неподвижно на нашем фронте, эти данные можно свести вместе.
Армия Белова, занимающая самый северный участок фронта, а именно - от Риги до Двинска, по сведениям, бывшим неоднократно в печати, состоит из 5—6 германских корпусов с довольно значительным количеством конницы. К югу от армии Белова, в виленском районе, находится армия Эйхгорна,—та самая, которая так неудачно пыталась окружить в свое время нашу десятую армию в том же виленском районе.
Промежуток между армией Эйхгорна в виленском районе и правым крылом армии Белова в двинском районе заполнен, по-видимому, особой смешанной массой пехоты и конницы, где печатные источники указывают присутствие около 2 пехотных корпусов и нескольких конных дивизий.
Армия Эйхгорна, насчитывающая 6—7 корпусов, занимая виленский район, по-видимому, располагается, примерно, до района Лиды, где начинается армия Шольца. Последняя, по сведениям иностранной печати, также состоит из 7 корпусов и входит правым крылом в соприкосновение с девятой армией, доходящей до района Барановичей.
Все эти армии Белова, Эйхгорна и Шольца, а также и связующая группа между Двинском и Вильной из 2 корпусов, составляют группу армий Гинденбурга, штаб которого, по сведениям иностранных газет, находится в Вильне. Очевидно, Гинденбург является главнокомандующим отдельным германским фронтом, состоящим из трех армий, и нетрудно видеть, что этот фронт расположен, примерно, против нашего севернаго фронта и частью против западного фронта. Из трех армий, входящих в состав группы Гинденбурга, иностранные источники указывают штаб армии Белова в Поневеже, штаб армии Эйхгорна в Вильне и штаб армии Шольца—в Гродне. Всего эти три армии, составляющие группу Гинденбурга, как мы видели выше, насчитывают около 20 германских корпусов, что может дать массу до 800 тысяч человек.
Южнее группы Гинденбурга находится, как можно видеть из германских официальных сообщений, группа армий принца Леопольда баварского. В состав ее входят всего лишь две армии—упомянутая выше девятая германская армия, состоящая из 4—5 корпусов, и одиннадцатая германская армия, где, по сведениям иностранной печати, имеются 3- 4 корпуса, а всего вместе обе армии, составляющие группу принца Леопольда, насчитывают, в среднем, 8 корпусов. Обе эти армии расположены, примерно, от района Лиды, через Барановичи, до Пинских болот. Штаб девятой немецкой армии, оперирующей в районе Барановичей, расположен, по сведениям, бывшим в нашей печати, в Слониме; штаб одиннадцатой армии, оперирующей в районе Пинска, расположен, вероятно, в Кобрине.
Далее, к югу, в Пинских болотах, находится третья группа германских армий, где уже немцы смешаны пополам с австрийцами. Группа эта именуется у немцев в официальных сообщениях „группой армий Линцингена", хотя, по существу, это скорее можно назвать одной армией, а не группой армий, так как в состав ея входят 4—5 корпусов пехоты и несколько кавалерийских дивизий, что меньше, например, армий Эйхгорна или Шольца, насчитывающих каждая около 7 корпусов. Между тем последние именуются армиями, а войска Линцингена именуются почему-то группой армий, что, вероятно, объясняется тем, что в состав группы Линцингена вошла часть бывшей армии Линцингена и часть армии Пухалло.
Армия эта вела в течение последних 1 1/2 месяцев упорные бои на Стыри, в раионе Чарторийска, где неудачно стремилась прорваться к линии железной дороги Лунинец — Сарны — Ровно.
Таким образом от Риги до Пинских болот, через Западную Двину, поперек Петроградо-Варшавской, Бологое-Седлецкой, Московско-Брестской железных дорог и далее, вплоть до Пинских болот, расположено до 33 корпусов противника, что может дать, в случае пополнения потерь в австро-немецких полках, свыше 1 1/4 миллиона человек.
К югу от Пинских болот и вплоть до Румынии идет австрийское расположение, где, по различным сведениям, появлявшимся в печати, насчитываются три армии: армия Бем-Ермоли, армия Ботмера и армия Пфланцера. Первая армия расположена, по-видимому, от Пинских болот, через Волынь, примерно до Тарнополя. Армия эта, по сведениям иностранной печати, насчитывает около 9 корпусов и конницу.
Далее, к югу, в районе Тарнополя (на реке Стрыпе), как известно, расположена армия германского генерала Ботмера. Однако главную массу этой армии составляют австрийцы, а немецких полков, здесь, по-видимому, немного. В общем, силы этой армии исчисляются различно — в 4, 5 и 6 корпусов, что, вероятно, происходит от частых перегруппировок, которые австро-немцы производят на своем южном фронте для того, чтобы как-нибудь парировать наши удары на реке Стрыпе в Галиции и на реке Стыри в Пинских болотах.
Наконец, самая южная армия противника тянется по Днестру до границы Румынии, и силы этой армии, находящейся под начальством генерала Пфланцера,- определяются, примерно, в 6 австрийских корпусов с довольно значительным числом конницы.
Итого, к 33 корпусам, расположенным от Балтийского моря до Пинских болот, надлежит прибавить, примерно, до 20 корпусов, расположенных от Пинских болот до Румынии, т.-е. на австрийском фронте.
Всего получается около 53 корпусов на нашем фронте, т.-е., приблизительно, та же цифра, что и на французском фронте, с тою лишь разницей, что на французском фронте, во-первых, сплошь германския войска, а у нас около 65 процентов германских войск и около 35 процентов австрийских войск. Во-вторых, разница заключается в том, что германский фронт во Франции представляет собою, сравнительно с нашим фронтом, небольшую линию от Северного моря до Вогез, тогда как наш фронт представляет собою громадную линию от Балтийского моря до Румынии.
Отсюда, в окончательном итоге, можно видеть, что немцы выставили, в общем, до настоящего времени до 83 корпусов на всех фронтах войны, что может дать до 3 1/3 миллиона войск, а австрийцы выставили массу, равную, примерно, 30 корпусам, что может дать до 1 1/4 миллиона войск, а всего противник, следовательно, мобилизовал для всех своих четырех фронтов к концу 1915 года до 4 3/4 миллиона человек. Эти войска распределены таким образом, что, примерно, до 42 процентов находится на нашем фронте, 42 процента на французском фронте, около 9 процентов на сербском фронте и около 7 процентов на итальянском фронте.
Такое напряжение, при котором австро-немцы выставили массы, которые могут быть доведены до цифры в 2 1/2 миллиона на каждом из фронтов нашем и французском, и, кроме того, выставили до 850 тысяч на сербском фронте и до 2 1/2 тысяч на итальянском фронте, следует считать исключительным, за которым неминуемо должно следовать истощение. Неудивительно поэтому, что противник предпринял столь серьезную операцию на Балканах, стремясь воспользоваться балканскими контингентами, „человеческим материалом", для пополнения своих истощенных рядов.
Из помещенной (Ни_333) карты видно, что армия Белова находится на самом берегу Двины, в двух районах—у Фридрихштадта и между Двинском и Якобштадтом, а в двух районах откинута назад от Двины - у Двинска верст на 10, у Риги верст на 25. Принимая во внимание, что все силы Белова едва ли превосходят 5—6 корпусов, как то указывалось неоднократно в печати, следует считать, что с такими силами немцы безусловно не в состоянии предпринять что-либо серьезное против Риги и Двинска.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 01 декабря (18 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 02 декабря (19 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 03 декабря (20 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 04 декабря (21 ноября) 1914 года
Первая мировая война. 05 декабря (22 ноября) 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
|