03 января 1915 (21 декабря 1914) года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
21 декабря 1913 г.
На Бзуре и Равке, несмотря на огонь неприятельской тяжелой артиллерии и метание мин, мы продолжаем успешно отражать атаки германцев.
На шоссе от Блощовы в Кельцы, в районе деревни Лопушко, 18 декабря германские войска после упорного боя захватили часть наших окопов, но произведенной контратакой неприятель был выбит из всех занятых им окопов, при чем мы взяли несколько сот пленных и захватили девять пулеметов.
В западной Галиции бой в районе Горлице продолжается. В районе перевала Ужок нами взяты позиции австрийцев, при чем захвачено до тысячи пленных.
Отступление австрийцев в Буковине под напором наших войск приобретает весьма поспешный характер.
ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ
21 декабря 1914 года:
У Сарыкамыша бой продолжается с прежним ожесточением.
В Ардаганском районе и Ольтинском направлении 19 декабря боевых столкновений не было.
На прочих фронтах—без перемен.
С театров военных действий
Германский театр военных действий
2-го января.
На всех фронтах нашего расположения ночь на 2-е января и весь последующий день прошли сравнительно спокойно, лишь на левом берегу Вислы и, преимущественно, на фронте Сохачев — Болимов шла артиллерийская и ружейная перестрелка; на этом же фронте немцы продолжали свои безуспешные попытки переходить в наступление.
С целью беспрепятственного подхода к нашим позициям немцы местами пользуются белым флагом.
Район к северу от Равы обстреливался огнем тяжелой артиллерии.
Галицийский театр военных действий
2-го января.
Австрийцы огнем тяжелой артиллерии обстреливали наше расположение на Дунайце орудиями весьма крупных калибров. Они вели огонь по станции и городу Тарнову, однако огонь этот не дал существенных результатов.
Франко-Бельгийский театр военных действий
2-го января.
Сражение к северу от Суассона свелось к отступлению, не превосходящему 1,800 метров на фронте в 5 километров. Отступление это было вызвано разливом реки. Французские войска, участвовавшие в этом сражении, не превышали численностью трех бригад. Войска отступили на левый берег реки Эна, так как вследствие разлива реки, которым снесло мосты, к ним не могли подойти подкрепления. Они отошли, не будучи преследуемы неприятелем и продолжая прикрывать Суассон.
Оценка военных событий
На всех фронтах есть действия, идут бои, но, кроме фронта нашего в Закавказьи, бои частные, участковые, те бои, которыми перед общим столкновением теперь стараются захватить выгодные (для общего по всему фронту боя) для него исходные позиции, рубежи и пункты, или с помощью которых только и можно разведать иногда— что стоит перед нами. Это «усиленные разведки» старых тактик и бои за передовые пункты новых тактических учений. В былое время австрийцы считались любителями таких «предварительных» боев; ныне и германцы много тратят на них сил и времени.
По самой малой хорде за Вислой, в ея колоссальном изгибе, от устья Бзуры на север до устья Ниды на юге, мы атакованы германцами в том положении, которое так удачно заняли, обеспечив свои фланги Вислой и войсками, действующими на противоположных ее берегах и подставив противнику сильные позиции на дуге помянутой хорды, имея сзади себя отличные переправы, обеспеченные тремя крепостями. Эти обстоятельства и заставляют немцев ломиться бок о бок с австрийцами в наш центр—на Раву—Ельцы. Попытка же германцев поискать охвата нашего правого фланга на Висле у Вышегорода, для чего они заняли там и остров, уже встретила отпор со стороны нашей речной флотилии.
В числе усилий против нашего здесь центра германцы поместили сюда и чудовищныя гаубицы, о появлении коих отмечает сообщение верховного штаба от 20-го декабря. Но ни гаубицы, ни ночь, коих германцы пригласили в помощь своим атакам, не дали здесь им успеха. Мы всюду отражаем эти атаки.
Мы отразили пробное наступление германцев в Восточной Пруссии, предпринятое ним и на ее востоке и на юге, в Млавском районе. Это было демонстративное движение, с целью оттянуть часть наших сил и нашего внимания из за Вислы и с Галицийского участка.
В Галиции и Буковине мы наступаем и с большим успехом всюду. Там творится большое дело— мы опрокидываем окончательно тот грандиозный удар нам во фланг, который организовало неприятельское главнокомандование с помощью целой австрийской армии одновременно с наступлением на нас германцев за Вислой. Противники надеялись, что мы уйдем за Вислу и из Западной Галиции. Но мы опрокинули австрийцев в горах, на равнинах Галиции и на Верхней Висле по р. Ниде, и обход не удался. Наши бои против австрийцев в Карпатах разгораются положительно в местное генеральное сражение между южными крыльями армий, дерущихся на русском фронте, и скоро это должно обеспокоить и врага за Вислой, сообщения которого с Краковом и Бреславлем начинают нами охватываться.
На сербском фронте австрийцы начинают оправляться после своего поражения и артиллерия их уже гремит против Белграда, а мониторы тоже стреляют с Дуная.
На побережьи Албании уже хозяйничают итальянцы, объявившие себя сами наследниками австрийского здесь наследства. Это собственно говоря прямое военное выступление против прежнего союзника Австрии.
На фронте французском идет форменная крепостная осадная война, телеграммы говорят о минной—подземной войне, о "венчании" воронок от взрыва мин, о подрывании целых траншей... Война там затяжная, безнадежная до измора противников, если они не перейдут к другим способам.
На море продолжение малой и партизанской войны, жертвой которой явился старый английский броненосец.
В колониях Африки тоже вспышки малой войны, а в Тихом океане фактическое занятие австралийцами германских островов.
Наконец, с напряжением ждут все вестей с Кавказа, как будет ликвидирован шаг турок к Ардагану?
Последние морские новости
С самого начала военных действий, германский флот нашел для себя допустимым прибегать к такому варварскому приему войны, как постановка мин заграждений на открытых водных путях мирного торгового мореплавания.
Уже неоднократно отмечалось, кроме того, что германцы ставят свои мины заграждения крайне ненадежно. Мины эти срываются с якорей и затем носятся по воле волн и течения, представляя собою страшную опасность для всех судов. Мирное занятие ремеслом морской торговли оказывается при таком условии совершенно скомпрометированным. Наглядный пример и доказательство этому можно теперь увидеть в полученном донесении о рассказе командиров шведских пароходов «Гете» и «Вольрат Трам», вернувшихся только что в свой порт.
Командиры говорят, что плавание по Северному морю представляет собою чрезвычайную опасность. На пути из Роттердама в Готенбург пароходы вынуждены по ночам стопорить машины, а днем на ходу им приходится все время менять курс и уклоняться от попадающихся по пути плавающих мин. Имеется известие, что пароход, шедший из Кильского канала в Гамбург, насчитал на пути 20 таких встреченных мин. При этом условии легко понять, что несмотря на самое напряженное внимание и на все крайне стеснительные меры предосторожности, принимаемые мореплавателями, катастрофы все-таки происходят чуть ли не каждый день—суда тонут, унося сотни бесцельных и никому ненужных—вряд ли нужных даже самой Германии — человеческих жертв.
Получено известие, что шведское правительство заказало для своего флота две броненосных канонерских лодки на частных шведских заводах в Мальме и в Готенбурге. Стоимость каждой лодки 5 миллионов крон.
Телеграмма из Триеста сообщает, что два австрийских миноносца, крейсировавших возле входа в канал Фазано, на западном побережье Истрийского полуострова, наткнулись на мины заграждения, взорвались и погибли со всем личным составом.
Получено сведение о гибели канадского парохода «Шарон», шедшего из Сиднея в Ньюпорт. Предполагают, что пароход со всеми находившимися на нем людьми погиб при взрыве о германскую мину заграждения где-нибудь у северных берегов Ирландии.
За последние дни германо-турецкие официальные и официозные источники возвестили ряд морских сражений и громких якобы побед над русским флотом. Кореспонденц-Бюро из Константинополя сообщало, что в турецкой столице общий энтузиазм и восхищение были вызваны доблестным поведением турецкого военного судна, которое одно успешно вело бой против всей русской эскадры и утопило в бою два русских минных заградителя «Олег» и «Атос». Затем в официальном сообщении турецкой главной квартиры приводилось не менее нелепое постановление об атаке двумя турецкими судами всего русского флота в составе 15 вымпелов, причем здесь указывалось, что русский флот поспешил скрыться в Севастополе, спасаясь от врага. По этому поводу мы имели беседу с осведомленным лицом, которое высказало нам следующее:
«Прежде всего, для того, чтобы оценить правдивость турецкого сообщения, надо заметить, что минных заградителей «Атос» и «Олег» в русском флоте нет и никогда не было».
Турецкое описание победного боя крейсера «Бреслау» над всем русским флотом, в составе 5 линейных кораблей, 2 крейсеров и 10 миноносцев, слишком нелепо для того, чтобы его стоило опровергать. В действительности крейсер «Бреслау» в течение 11-го декабря, пользуясь громадным преимуществом в скорости хода, стремился следить за нашим флотом в море. Отгоняя его, приходилось высылать против него наши крейсера и миноносцы, от которых он каждый раз быстро уходил. К вечеру «Бреслау» вовсе скрылся с горизонта.
Поводом к турецко-германскому утверждению о победе турецких судов, вынудивших русский флот к отступлению в Севастополь, послужило, вероятно нижеследующее:
12-го декабря, находясь возле Севастополя, на рассвете крейсер «Бреслау» усмотрел 4 наших малых миноносца, погнался за ними и обстрелял. Не успев, однако, причинить им ровно никаких повреждений, «Бреслау» повернул и стал сам уходить в море, хотя, конечно, имел бы полную возможность дальше преследовать их, так как он располагает значительно большим ходом. Уходивший в море крейсер «Бреслау» был усмотрен нашим возвращавшимся флотом. Мы попытались его отрезать, но неприятель после первых же наших выстрелов из крупных орудий скрылся за горизонтом. Следует, вообще, иметь в виду, что скорость хода нового крейсера «Бреслау», вошедшего в строй всего только в 1912 году, значительно превосходит скорость хода наших линейных кораблей и крейсеров. При таком условии, «Бреслау» фактически имеет возможность приближаться к нашему флоту на безопасное для себя расстояние и затем уходить, заметив погоню, а такого рода действия названного крейсера затем возвещаются в качестве акта исключительной доблести и победы, причем для вящей похвальбы в официальных донесениях обыкновенно умалчивается об отступлении крейсера, а взамен того приводится бессмысленная ложь о том, что наш флот устрашился боя с маленьким крейсером, вооруженным 4-х дюймовой лишь артиллерией, и сам поспешил скрыться в свою базу от его пресловутой якобы атаки.
Обзор „Армейского Вестника"
18 декабря
В Восточной Пруссии за последние дни существенных перемен не было.
На левом берегу Вислы в ночь на 15 декабря немцы вели частичные атаки в районе Брохов-Коноры-Боржимов, но нигде успеха не имели.
В ночь на 16-е и 17-е декабря атаки местами повторялись, но также безуспешно. Германцы понесли большие потери, особенно, в районе Гумина, где нами захвачено два пулемета.
В районе Иновлодзь в ночь на 16-е декабря наши войска произвели наступление на Иновлодзь и овладели окопами южнее посада.
Кроме боевых действий у Иновлодзя противник произвел несколько атак на Камень и Мазорня, но везде был отбит.
На Ниде бои продолжались; в полдень 15-го дек. противник повел решительное наступление на Бохинец. После ряда неудачных атак ему удалось овладеть одним окопом. Нашей контратакой он был тотчас сброшен и опрокинут.
17-го декабря противник неудачно пытался переправиться у Малогощ, и также безуспешно для него окончились попытки атаковать Закрежев.
Действия на правом берегу Ниды 15 и 16-го декабря продолжали успешно развиваться. С боем было нами занято сильное укрепление Синеславице, причем взято в плен 40 офицеров и 1670 нижних чинов; захвачено три пулемета. Противник отступил к Чарковы-Ксаны-Опактовец; при преследовании наша конница захватила два неприятельских орудия и рассеяла около двух рот прикрытия.
Волчьи ямы и проволочные заграждения на позициях
В Западной Галиции наши войска в течение 15-го и 16-го дек., преследуя противника, встречали сильно укрепленные позиции, на которых австрийцы задерживались упорной обороной. Часть укреплений приходилось брать штурмом, после чего противник отходил на следующий укрепленный гребень. Стремясь задержать наше наступление, противник временами переходил в контратаки, но успеха совершенно не имел. В течение с 15 по 17 дек. нами захвачено 17 пулеметов, взято в плен 44 офицера и 2,500 нижних чинов.
В Дуклинском направлении наше преследование задерживалось рядом укрепленных позиций, частными контратаками, но наши войска продолжали успешно продвигаться вперед, особенно сильное сопротивление встретили в районе Липовец-Ольховец, но и оно было сломлено рядом штыковых ударов.
В районе Тылава противник оказывал бешеное сопротивление, но также отброшен к югу. Поздно вечером 16 декабря мы, уничтожая штыками целые роты, заняли Балиград.
С 8-го по 16-е декабря захвачено в плен—командир полка, 84 офицера и 8,500 нижних чинов; взято 10 пулеметов. Потери неприятеля столь огромны, что в некоторых полках осталось по 50 человек.
Под Перемышлем, отражая 15 декабря вылазку противника, нами заняты некоторые высоты, причем взято в плен 2 офицера и 184 нижних чина; захвачен пулемет. 16-го и 17-го декабря перемен не было.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 31 (18) декабря 1914 года
Первая мировая война. 01 января 1915 (19 декабря 1914) года
Первая мировая война. 02 января 1915 (20 декабря 1914) года
Первая мировая война. 03 января 1915 (21 декабря 1914) года
Первая мировая война. 04 января 1915 (22 декабря 1914) года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
Первая мировая война. Техника
.........
|