nik191 Вторник, 29.09.2020, 17:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [800]
Как это было [564]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [185]
Разное [19]
Политика и политики [170]
Старые фото [36]
Разные старости [58]
Мода [307]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1572]
2-я мировая война [140]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [767]
Украинизация [543]
Гражданская война [969]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [14]
Восстание боксеров в Китае [0]
Франко-прусская война [80]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Октябрь » 2 » Первая мировая война. 02 октября (19 сентября) 1915 года
07:20
Первая мировая война. 02 октября (19 сентября) 1915 года

 

 

 

02 октября (19 сентября) 1915 года

 

От штаба Верховного Главнокомандующего

 

Атаки германцев в районе Гросс-Экау продолжались, но успеха не имели.

Тяжелая артиллерия немцев обстреливала ст. Ливенгоф, юго-восточнее Якобштадта.

Атакой германцев под Двинском наши войска были слегка потеснены с некоторых участков между железной дорогой и озером Свентен.

Между озерами Деммен, к югу от Двинска и Дрисвяты артиллерийский бой. Восточнее Свентен наша кавалерии отбросила немцев и заняла г. Поставы. После штыкового боя нами заняты кладбище у д. Стаховцы (южная оконечность озера Нарочь) и д. Бережная (район озера Вишневского). С занятием вышеуказанных пунктов противник оттеснен значительно к западу из района железной дороги Вилейка—Полоцк.

В районе д. Перевоз на Вилии, севернее Сморгони, упорные бои, начавшиеся вчера, продолжаются.

В бою у д. Залужьи на верхней Шаре, южней Ляховичей, один из наших батальонов выбил противника с высот и, сам потеряв всего лишь 9 человек, захватил в плен 2 германских офицера и 109 нижних чинов.

В районе средней Стыри, у д. Ламане, юго-восточнее Колки, упорный бой не прекращался весь вчерашний день.

Зверства теряющих самообладание противников не прекращаются. Вчера в одной версте к югу от д. Куликовичи на Стыри, ниже Колки, были найдены трупы офицера и двух нижних чинов одного из наших кавалерийских полков, ранеными захваченных в плен в бою сентября. Трупы были с выколотыми глазами, выбитыми зубами и другими ранами, указывающими на добивание раненых, тем более, что они были найдены не на месте самого столкновения.

Дополняя общее свое заключение от 17 сентября, штаб сообщает, что в результате энергично выполняемых более, чем 20-дневных и ныне еше не законченных операций в районе Вилейки почин действий был вырван нашими войсками из рук противника.

Удар германцев в направлении Вилейки был решительно отбит, и план их расстроен. В многодневных тяжелых боях, о напряжении которых свидетельствуют предшествовавшие сообщения, противник был последовательно остановлен, поколеблен и, наконец, отброшен. Глубокий план германцев, примерно по фронту Соли—Молодечно— Глубокое—Видзы, был последовательно уничтожен, при чем зарвавшемуся врагу нанесен огромный урон. Планомерный переход наших войск от отступления к наступлению был совершен с умением и настойчивостью, доступными лишь высоко-доблестным войскам.

На Черном море

В Черном море бригада линейных кораблей бомбардировала и вновь разрушила восстановленные сооружения угольных копей в Зунгулдаке. Батареи, защищавшие порт, были быстро приведены к молчанию.


От штаба кавказской армии

за 17 сентября

На ольтинском направлении удачные действия наших разведчиков.

На мелазгертском направлении столкновения у селений Молла-Зия и Домиан нашей конницы с турками.

В ванском районе наши войска теснят турок у Вастана.

На остальном фронте без перемен.

 

Кавказский фронт

19-го сентября.

В приморском районе турки обстреливали наши позиции.

На ольтинском фронте боевых столкновений не происходило.

В Черном море миноносец «Заветный» на рейде Платаны, около Трапезонда, под жарким огнем находившейся на берегу воинской части, захватил стоящую у берега моторную шхуну и привел ее в Батум.


Дневник военных действий
К. Шумского

Конный набег

Прибалтийская армия генерала Белова, дойдя до Западной Двины у Фридрихштадта, не приступила к переправе через Двину, как этого многие ожидали, и, следовательно, не двинулась в операционном направлении к северной столице. Вместо этого армия Белова, выставив заслон в сторону Риги, повернулась значительными силами круто направо—в направлении к юго-востоку, и повела операцию сначала против Двинска, а потом против Свенцян.

Таким образом участок Двинск— Свенцяны петроградо-варшавской железной дороги стал, несколько неожиданно для многих, объектом операций прибалтийской армии генерала Белова, вместо Западной Двины. Через день-два к армии Белова присоединилась ковенская армия Эйхгорна, наступавшая против Вильны. Тогда уже оказался атакованным участок петроградо-варшавской железной дороги Двинск - Свенцяны—Вильна, при чем против этого участка вели атаки уже две армии -Белова и Эйхгорна.

Эта операция обозначила собою охват правого крыла нашего „западного фронта", каковой „западный фронт", как известно, протягивался от Вильны до Пинских болот. Как мы уже отмечали, против этого „западного фронта" наступали фронтально шесть-семь австро-германских армий, атаковавших Вильну, Слоним, Барановичи и Пинск. Следовательно, к этим шести-семи армиям, атаковавшим фронтально линию между Вильной и Пинскими болотами, присоединились две армии Эйхгорна и Белова, охватывавшие с севера ту же линию между Вильной и Пинскими болотами.

После ряда упорных боев противнику удалось овладеть станцией Свенцяны и прилегающим к ней участком пегроградо-варшавской железной дороги. Когда противник таким образом утвердился у Свенцян, т.-е. на участке петроградо-варшавской дороги между Двинском и Вильной, он немедленно бросил свою кавалерию на следующую параллельную петроградо-варшавской железной дороги магистраль—Бологое—Седлец. Для этого им была двинута конная масса в составе тринадцати кавалерийских дивизий, подкрепленная артиллерией, пулеметами и егерскими, т.-е. стрелковыми батальонами. Всего эта масса составляла около 25 тысяч всадников при нескольких тысячах легкой пехоты и, примерно, при сотне орудий.

 

 

Эта конная масса после прорыва петроградо-варшавской железной дороги у Свенцян двинулась быстро к юго-востоку по железнодорожной линии Свенцяны—Глубокая и вышла к бологое-седлецкой железной дороге. При этом легкая пехота следовала за конницей и артиллерией на автомобилях и на повозках.

Конница противника вышла на бологое-седлецкую железную дорогу на участке Полоцк—Молодечно, но при этом не дошла ни до Полоцка ни до Молодечно, а лишь разрушила дорогу посредине между этими двумя пунктами. Движение наших конных частей, а также пехоты из-за Двины, со стороны Полоцка, приостановило распространение противника к Полоцку.

Тогда конница противника, за которой, как оказалось впоследствии, следовали значительные массы пехоты армии генерала Эйхгорна, повернулась в другую сторону, а именно в сторону Молодечно, каковая станция находится, примерно, посредине железной дороги Вильна—Минск. Противник, очевидно, стремился занять Молодечно, чтобы воспрепятствовать отходу наших виленских войск на Минск. Однако противник не был допущен к станции Молодечно, и наши арьергарды задержали его до тех пор, пока наша виленская группа не миновала станции Молодечно.

Так как южнее Молодечно от Вильны отходил другой путь—на Лиду и Барановичи, то другая армия противника — генерала Гальвица, наступавшая от Гродны, бросилась к Лиде, чтобы закрыть выход виленской группе и по этой дороге Вильна - Лида-Барановичи. Одинаково и здесь противник не был допущен к Лиде, и наши арьергарды впереди Лиды задержали армию Гальвица до тех пор, пока части нашей виленской группы, отходившие от Вильны через Лиду, не прошли через Лиду.

Таким образом в окончательном итоге противнику не удалось закрыть выход виленской группе, и набег конницы его имел своим результатом лишь занятие, кроме петроградо-варшавской дороги, еще некоторого участка бологое-седлецкой дороги между Полоцком и станцией Молодечно.

Это имело некоторое сгратегическое значение. Для того, чтобы уяснить себе, в чем заключалось стратегическое значение появления противника на бологое-седлецкой дороге, необходимо вспомнить, что наш „западный фронт", протянувшийся между Вильной и Пинскими болотами, имел три коммуникационные пути, отходившие к северо-востоку, по которым шло сообщение с тылом: участок петроградо-варшавской дороги—Вильна -Двинск, участок бологое-седлецкой дороги — Молодечно — Полоцк и участок московско-брестской дороги—Барановичи -Минск.

Следовательно, с занятием петроградо-варшавской дороги и с появлением противника на участке Молодечно—Полоцк бологое-седлецкой железной дороги, от нашего „западного фронта" отходил только один коммуникационный пункт по московско-брестской дороге через Барановичи—Минск и далее к северо-востоку.

Это положение давало некоторую аналогию с положением манчжурских армий в кампанию 1904—1905 годов, когда у манчжурских армий был, как известно, только один коммуникационный путь, но значительно более длинный — сибирская железная дорога.

Поэтому наличие лишь одного коммуникационного пути делало этот путь крайне чувствительным и подразумевало возможность всяких покушений на этот путь со стороны противника, который будет пытаться лишить нас и этого коммуникационного пути.

Следовательно, после появления противника на участке Полоцк— Молодечно бологое-седлецкой железной дороги, следовало ожидать, что он двинется к Минску и Борисову московско-брестской дороги, от которой противника отделяло 80—100 верст.

Кроме того, если прочертить далее операционное направление армий противника, проникших от Свенцян к бологое-седлецкой дороге, то оно выводило не только на Минск и Борисов, но и далее к Пинским болотам, т.-е. противник, прорвавшийся у Свенцян, стремился проскочить к бологое-седлецкой дороге, а оттуда к московско-брестской и затем к Пинским болотам, чтобы таким путем закрыть выход к северо-востоку нашим войскам, сражавшимся у Барановичей, Слонима и Лиды. Конечно, этот фантастический план не мог быть осуществлен противником, подобно тому, как до сих пор противник не осуществил ни одного стратегического окружения, как, например, не добился стратегического окружения в „варшавском мешке".

Следовательно, этот замысел противника не столько намечал „прижатие" нас к Пинским болотам, сколько угрозу нашим путям отступления с тем, чтобы мы вследствие этой угрозы поскорее отошли от Лиды, Слонима и Барановичей к верхнему Днепру в могилевском районе, очистив таким образом и минский район.

Однако наступление противника от бологое-седлецкой дороги наперерез московско-брестской дороге было задержано впереди этой дороги, и противник тогда отхлынул с частью сил к Виленскому району, где продолжал пытаться охватить часть виленской группы, чего ему сделать не удалось.

Оценивая эту операцию противника, мы видим, что противник прибег здесь к особому приему. Этот прием заключался в том, что противник двинул сначала наперерез петроградо-варшавской, бологое - седлецкой и московско-брестской дорог только одну армию Белова, т.-е. тысяч двести. Этим противник хотел как бы убедить нас в том, что его охват, как веденный небольшими силами, не столь уж серьезен. Если бы противник двинул сразу пять армий, т.-е. до 1 миллиона человек, то, конечно, движение миллиона человек от Свенцян наперерез бологое-седлецкой и московско-брестской железных дорог явно бы означало, что противник хочет прижать наши армии к Пинским болотам. Но противник не хотел этого заблаговременно обнаружить и надеялся, придержав нас у Лиды, Слонима и Барановичей, успеть закрыть выходы к северо-востоку у Минска и Борисова ранее, чем туда отойдут войска от Лиды, Слонима и Барановичей.

Поэтому-то противник, не показывая сначала серьезной угрозы, двинул одну только армию Белова к Минску и Свенцянам. Затем к нему автоматически присоединилась соседняя виленская армия Эйхгорна, и число охватывающих войск уже удвоилось.

Еще далее, по мере занятия противником Свенцян, Вильны и бологое-седлецкой дороги, к противнику присоединилась оранская группа войск, наступавшая между Вильной и Гродной. Тут же рядом с оранской группой оказалась армия Гальвица, которая также завернула к востоку и также стала охватывать.

Таким образом, в течение 2—3 дней, вместо одной армии Белова стало охватывать целых пять армий, наступавших между Лидой и Двинском через бологое-седлецкую дорогу в направлении на московско-брестскую.

Однако это наступление было задержано впереди московско-брестской дороги, а наши армии, находившиеся у Лиды, Слонима и Барановичей, стали отходить вдоль московско-брестскаго пути к северо-востоку, в направлении к минскому району. При этом пять охватывающих армий противника были отвлечены действиями наших войск на их левом крыле—у Двинска и впереди Полоцка на бологое-седлецкой дороге.

Таким образом грандиозный стратегический охват противника, мечтавшего прижать нас к Пинским болотам, был приостановлен и между московско-брестской и бологое-седлецкой дорогами, и на широком 100-верстном промежутке завязались упорнейшие бои.

От исхода этого сражения зависела судьба всего Полесья и раиона к северу от него, т.-е. громадного пространства между линиями Двинск — Полоцк — Витебск — Могилев и линией Лида — Барановичи — Пинск. Противнику необходимо было для завершения „программы первого года войны" выйти к верхнему Днепру в могилевском районе, и он прилагал все усилия, чтобы выполнить обход пяти армий, выводивших его к верхнему Днепру и Березине. Результаты этого сражения должны были обрисоваться в течение ближайшей недели.

 

 

Еще по теме:

 

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 28 (15) сентября 1915 года

Первая мировая война. 29 (16) сентября 1915 года

Первая мировая война. 30 (17) сентября 1915 года

Первая мировая война. 01 октября (18 сентября) 1915 года

Первая мировая война. 02 октября (19 сентября) 1915 года

Первая мировая война. 03 октября (20 сентября) 1915 года

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 660 | Добавил: nik191 | Теги: октябрь, война, 1915 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz