02 февраля (20 января) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
20-го января 1916 года.
Западный фронт
Вчера неприятель открывал сильный артиллерийский огонь в районе Икскюля.
Наша артиллерия в районе южнее Огера удачно прекращала земляные машинные работы противника и метко обстреливала расположение неприятельских пулеметов.
Немецкие попытки выйти из своих окопов и приблизиться к нашему расположению на острове Глаудане (ниже Двинска) и в районе Шишково (западнее Двинска) были отражены нашим огнем.
К югу от Припяти в районе Галузия наши разведчики, в состав которых входили чехи, произвела удачный поиск, во время которого особенно отличился чешский прапорщик Сыровой.
В Галиции и Северной Буковине отметить нечего.
Кавказский фронт
При преследовании турок в Тортумском районе, наши войска продвинулись к р. Чороху.
В Верхне-Пассинской долине—удачные для нас столкновения с передовыми частями турок, с захватом пленных.
На южном берегу Ванского озера нами занято с боя селение Норкев.
В Персии, в Керманшахском районе, противник потеснен к Неховенду. В последних своих официальных сообщениях, турки всячески умаляют успехи наших войск. Однако, в признании теми же сообщениями факта «отступления турок к Эрзеруму после 8-ми дневных рукопашных боев с превосходными силами противника» и в высказываемой в них «уверенности, что туркам удастся победить численное и, вероятно, случайное превосходство русских» нельзя не видеть лучшего подтверждения одержанных нами успехов.
Северный фронт
20-го января.
В районе между озером Бабит и Митавским шоссе наши партии проникли за проволочные заграждения германцев для обстрела рабочих на неприятельских позициях.
Юго-восточнее Риги наш бронированный автомобиль выезжал вперед наших окопов и, обстреляв расположение неприятеля, под сильным артиллерийским огнем без повреждений возвратился назад.
Западный фронт
20-го января.
Боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
20-го января.
В Галиции, к северо-востоку от станции Езерна, линии Тарнополь—Львов, одной из наших частей с участием гренадер было произведено удачное нападение. Уничтожив проволочные заграждения противника, наши молодцы захватили люнет. Гарнизон люнета бежал, преследуемый нами.
К югу от станции Езерна весь вчерашний день обе стороны продолжали взаимный обстрел огнем тяжелой и легкой артиллерии.
На фронте средней Стрыпы наша артиллерия подбила неприятельский аэроплан, упавший в расположение неприятеля, в районе Новоставце—Зелена.
На Днестре и на фронте между Днестром и Прутом противник обстреливал наши позиции огнем тяжелой артиллерии, в том числе и орудиями 12-дюймоваго калибра. Под прикрытием этого огня противник дважды пытался наступать в районе Усечко, но был отброшен нашим огнем.
Кавказский фронт
20-го января.
Несмотря на полное бездорожье, скалы, глубокие ущелья, снежные метели наши войска продолжали преследовать противника.
Военный обзор
На главном русском фронте
На фронте Рижскаго района германцы проявляют некоторую энергию, главным образом, в Шлокском районе и к югу от озера Бабит, где немецкая артиллерия обстреливала наши позиции довольно оживленным огнем. Южнее озера Бабит, расположенного в десяти верстах к западу от города Риги, согласно сообщения штаба Верховного Главнокомандующего от 17-го января, значительная партия немцев перешла в наступление на наши окопы, но была отогнана огнем наших частей.
Уже не раз было отмечено стремление германцев во время протекающего в настоящее время сравнительного затишья на берегах р. Западной Двины, вести небольшими силами наступление в ближайшей к Рижскому заливу прибрежной полосе Рижского района.
Причинами таких атак, которые, казалось бы, не могли бы немцам обещать каких-либо ощутительных стратегических или тактических выгод, является желание нашего противника обеспечить положение своего крайнего северного фланга, который, хотя и представляется упертым в берег залива, но, в силу того, что он, в то же время находится и в поданном назад—в северо-западном направлении, не обеспечен от нашего удара со стороны г. Шлока и озера Бабит. Посему германцы пользуются всяким удобным моментом обстановки для того, чтобы отодвинуть части наши, занимающие Шлокский и Бабитский районы, в восточном направлении.
Значение означенных районов отмечено было уже значительно раньше и здесь можно лишь только подчеркнуть, то, что, производя отмеченное выше наступление, германцы также по прежнему не имеют здесь никакого успехе, так как, очевидно продвигаться среди болотистой и лесной местности войска их в настоящее время не могут.
На левом фланге Рижской укрепленной позиции, в районе местечка Огера германцы обстреливали наши позиции пулеметным огнем. При этом, как отмечено в официальном сообщении штаба Верховного Главнокомандующего от 18-го января, германцы применяли разрывные пули. При стремлении германцев достигать успеха всеми доступными средствами, применение разрывных пуль, вообще бывшее до сего времени также не новым, в дальнейшем, надо полагать, будет развиваться еще с большей настойчивостью. Не ошибочно будет предположить, что в будущих боях с беспощадным противником нашим войскам придется считаться с наивысшим развитием у него всех дозволенных и недозволенных средств борьбы, среди которых удушливые газы самой новейшей и злостной формации и разрывные пули займут весьма видное место. Если мы не ошибаемся, что у противника иссякает запас людей и, как говорят иностранные источники, что таковой пойдет на убыль уже с осени текущего года, то при таких условиях девиз немцев— «цель оправдывает средства» всплывет еще с большей остротой и с ним нам придется считаться и быть всегда готовыми к самому ожесточенному с нашей стороны противодействию.
С наступлением теплого времени технические и химические силы противников заговорят полным темпом и на них германцы еще раз попытаются сыграть с целью понижения высокого морального духа нашей армии и армий наших союзников.
На фронте Двинской укрепленной позиции германцы открывали сильный артиллерийский огонь в районе Ново-Александровского шоссе и к юго-востоку от него между озерами Деммен и Медмуское. Кроме того, такой же огонь противник вел на противоположном фланге этой позиции в районе к северу от Поневежской железной дороги.
Таким образом, противник проявил свою боевую деятельность на обоих фланговых участках Двинского укрепленного района с северо-западной и юго-западной стороны города Двинска.
Участки эти уже служили в течение долгих летних и осенних месяцев минувшего года предметом особого внимания нашего противника и он здесь выпустил не один десяток миллионов снарядов всех калибров, которые, однако, не дали ему никаких решительных результатов. Теперешняя усиленная стрельба противника на этих же участках Двинской позиции не вносит никаких изменений в общую обстановку в этом районе и можно думать, что новых результатов германцы здесь также не достигнут.
К юго-востоку от местечка Колки произошло столкновение разведывательных партий, причем целиком была захвачена партия противника. Не помогла высланная австрийцами поддержка, которая была отбита и рассеяна огнем наших разведчиков.
В Галиции на Средней Стрыпе нашими передовыми частями таким же образом был захвачен и окружен полевой караул австрийцев, который, не желая сдаваться, вступил с нашими частями в штыковой бой, кончившийся, однако, не в его пользу. Часть австрийцев была заколота, а остальная часть взята в плен.
Сообщение штаба Верховного Главнокомандующего также отмечает очень удачное действие нашей артиллерии, которая на участке среднего течения реки Стрыпы обстреляла две батареи противника, причем с воздушного шара были замечены удачные попадания наших снарядов, которые разрывались на линии расположения орудий и зарядных ящиков противника. Кроме того, на этом же участке наши разведывательные и передовые части не прекращают своей энергичной деятельности, выражающейся в том, что на большом протяжении они разрезали проволочные заграждения противника и заготовили на этом участке более двух десятков фугасов, которыми, таким образом, сделали противнику занятую нами линию недоступною.
Позиционный характер борьбы проявляется с большей очевидностью на Черновицком фронте, где наши войска взорвали камуфлет, повредивший минные работы противника.
Камуфлет, подведенный под минные работы противника, представляет взрыв горна под землей, который не дает никакой воронки на поверхности земли и, таким образом, трудно обнаруживается противником, следящим за нашими контр-минными работами.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 28 (15) января 1916 года
Первая мировая война. 29 (16) января 1916 года
Первая мировая война. 31 (18) января 1916 года
Первая мировая война. 01 февраля (19 января) 1916 года
Первая мировая война. 02 февраля (20 января) 1916 года
Первая мировая война. 03 февраля (21 января) 1916 года
|