Вожди буров
В настоящее время внимание всего мира сосредоточено на маленьком геройском Трансваале. Несомненно, что читатели наши следят с не слабеющим интересом за всеми изменчивыми явлениями борьбы, которую ведет народ-Давид с народом-Голиафом и нужно ли говорить, на чьей стороне симпатии русских отзывчивых людей?
Мы идем навстречу их желаниям, помещая в настоящем первом нумере „Огонька" портреты девятнадцати главнейших бурских вождей, простые и оригинальные костюмы которых и энергичные, мужественные лица напоминают лучшее время голландского типа, каким он дошел до нас на картинах художников XVII века:
1) Л. П. Безеиденгуя, 2) С. П. Грове. 3) Г.Шемен, 4) Генинг Преториус. 5) Луи Фури, б) Г. Р. Леммер, 7) И. Д. Вейльбах, 8) Жан Симон Жубер. 9) И. Дю-Плеси-де-Бэр, 10) Д. И. Мюллер, 11) Ганс Эразм, 12) И. П. Штейн, 13) Ганс Бота, 14) Г. Энгельбрехт. 15) И. М. Кок, 16) Франс Жубер, 17) главный начальник Жан Поль Жубер, 18) П. А.Кронье. 19) Н. Смит.
Потомки людей, проявивших необычайную стойкость в убеждениях и готовность отстаивать их до последней капли кропи, оказываются достойными своих предков. На родине эти голландцы боролись с океаном и победили его. Гонимые врагами родины и религии, они переплыли пространства, в то время казавшиеся баснословными, и поселились под небом Южной Африки. Но и здесь они сохранили ту же любовь к независимости и ту же непоколебимую веру в Бога и в Библию.
Отданные Европой в 1815 году во власть англичан, они ушли от навязанных им новых владык и заняли долины и горы Трансвааля, и их правнуки, внуки и дети сражаются теперь с могущественным врагом и побеждают его. Их девиз: вера и любовь к независимости. Когда же, справившись с неприятелем, они создадут Южно-Африканские Штаты, к этому девизу присоединятся еще два слова: равенство и свобода.
Нравы и обычаи буров
Жилище крестьянина-бура большей частью низкое, одноэтажное здание, крытое соломой; домик всегда окружен верандой, на которую ведут три-четыре ступеньки, сделанные из соломы. Двор крестьянский в большинстве случаев просторный и без всякой ограды. Отделяются крестьянские дворы друг от друга небольшими пространствами, на которых кучи камней или связки дров служат границами.
Буры вообще любят одиночество. Дым, выходящий из трубы соседнего дома, уже смущает бура и заставляет его опасаться, чтобы как-нибудь поблизости не возникла фабрика. При малейшем неудобстве бур уже стремится перекочевать куда-нибудь подальше, лишь бы сохранить свою личную свободу; старые привычки кочевого народа глубоко еще коренятся в сердце бура. Буры более склонны к скотоводству, нежели к земледелию. Редко вы встретите огород или сад поблизости от крестьянского двора, но зато, почти везде вы наткнетесь на персиковые деревья. Ежегодный урожай персиков дает Трансваалю огромные доходы.
Летом можно наткнуться на длинные ряды возов, запряженных быками, на которых персики доставляются в большие города. Возница обыкновенно держит в правой руке длинную палку, на конце которой красуется персик—знак, что товар продается. В среднем, цена персиков не превышает 50 коп. за сотню.
Земледелие у буров стоит еще на низкой ступени развития. У большинства фермеров пустуют значительные земельные участки, и если кто владеет сотней-другой моргов, то он пять-шесть отводит под культуру маиса, составляющего главный предмет питания для туземцев. Маисовый хлеб отлично пекут жены буров, и он отличается приятным вкусом. Наиболее предприимчивые буры занимаются также разведением табаку. В Рустенбургской области, вдоль Магальских гор тянутся обширные табачные поля. Южно-африканский табак очень хорош, и в Трансваале никому даже в голову не приходит выписать другой табак из Европы или Америки. За75 коп. можно купить фунт табаку высшего качества.
Буры ведут чрезвычайно простой образ жизни. Бур любит простую пищу и не нуждается ни в изысканных блюдах, ни в роскошной обстановке, ни даже в обыкновенном комфорте. Жилище бура большей частью состоит из двух, много—трех комнат. Первая комната, в которую вы входите прямо с веранды, обыкновенно служит столовой, гостиной и залой для танцев.
Здесь же спят также мужчины, чаще всего устраивая себе ложе прямо на полу. Вторая комната в распоряжении хозяйки дома и дочери, если таковые имеются. Человек 8—10, а то и больше, живущих в одной комнате, вовсе не редкость. На ночь бур редко раздевается; он довольствуется и тем, что скидывает обувь. Мужчины и женщины зачастую по целым месяцам не меняют платья. Бани совсем неизвестны в стране. От этих антисанитарных условий жизни особенно страдают женщины; большинство из них слабые, болезненные создания. Мужчины, наоборот, отличаются здоровьем и крепким телосложением. Высокорослые, широкоплечие, с крупными чертами лица, буры производят приятное впечатление своей внешностью.
Одним из главных развлечений для буров служат танцы. В определенный день, в послеобеденные часы, сходятся молодые люди и девушки из соседних ферм, иногда даже из очень отдаленных деревень. Гостеприимный хозяин отводит им самую большую комнату в своей квартире, из которой заранее удаляется вся мебель, весь домашний скарб. По сигналу, подаваемому музыкантом начинаются танцы. Роль музыканта исполняет обыкновенно один из черных туземцев, научившийся играть на концертине.
О бальных туалетах, разумеется, не может быть речи; кавалеры и барышни являются на танцы в своих обычных ежедневных костюмах. Женщины носят почти исключительно черные платья, в редких случаях украшенные парой лент. О наших кадрилях и легких танцах буры не имеют понятия. Все их танцы отличаются однообразием и мало чем отличаются один от другого; это нечто среднее между вальсом и полькой. Девицы возлагают обе руки на плечи своих кавалеров, а молодые люди обнимают стан своих подруг. Через два часа после начала танцев комната наполняется густой пылью, дышать становится нечем.
Тогда, опять-таки по сигналу, танцующая публика выходит на веранду и начинает подкрепляться дэпом (особого рода водка), лимонадом, печением и сластями. Танцы затем возобновляются и тянутся уже всю ночь. К утру, когда сон одолевает девиц, все гости-женщины удаляются в отдельную комнату и укладываются спать, а мужчины устраиваются в открытом поле, под своими повозками. Гости опять сходятся к обеду, после которого танцуют еще часа три-четыре, а потом начинается разъезд по домам.
Первый предмет, который бросается в глаза при входе в жилище буров— это гроб, в котором найдет последнее убежище хозяин дома. Обыкновенно гроб стоит прямо против входных дверей, и без него так же нельзя представить себе жилище бура, как, например у нас квартиру без печи. Гроб служит для целой массы хозяйственных целей. В нем хранят посуду, белье, платье, принадлежности женского туалета, уголья и т. п. Часто женщины хранят в „хозяйском гробе" туалет, который одевают в дни, когда они причащаются. Это случается обязательно раз в три месяца, причем в таких случаях все семейство отправляется в ближайший большой город.
Церковь буры посещают вообще редко, хотя они народ очень религиозный.
— Куда это вы собираетесь?—спрашивает бура его сосед, видя приготовления к отъезду со всем семейством.
— На богослужение,— отвечает тот, — это значит, что бур с семейством останется в городе дней пять-шесть и будет жить в своей повозке, которая на это время превращается в палатку.
Если в данный город таких семейств соберется много,то площади превращаются в своего рода маленькие лагери; здесь можно видеть целые семейства, расположившиеся вокруг костра, на котором хозяйка готовит обед; здесь дети весело играют, а взрослые обмениваются визитами, покупают, продают, приискивают женихов для дочерей и приглашают молодежь на танцевальный день.
Б. Б-с.
Огонек, №1, 9 (21) декабря 1899 г.
***
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война Англии с Трансваалем. 9 декабря 1899 г.
Нравы и обычаи буров. Их вожди
Война Англии с Трансваалем. 10 декабря 1899 г.
|