Странноприимный дом графа Шереметева
Москва в XIX столетии
(Продолжение, см. № 5)
II.
Граф Н.П. Шереметев и Графиня П.И. Шереметева, основатели Странноприимного дома в Москве
Вероятно, вы, читатель, помните песню:
„Вечор поздно из лесочка
Я коров домой гнала"
и проч., столь живо рисующую романическую судьбу простой крестьянской девушки Параши, по воле неба, ставшей графиней Прасковьей Ивановной Шереметевой, которая в свое время известна была широкой благотворительностью не в одной только Москве, по мысли и в увековечение памяти которой муж ее, граф Николай Петрович Шереметев, воздвиг в нашей столице прекрасный, по своей архитектуре, Странноприимный дом на Сухаревской площади.
Местность, которую занимает в настоящее время это благотворительное и весьма симпатичное учреждение, обыкновенно именуемое в народе «Шереметевской больницей», называлась прежде «Черкасским огородом».
Огород этот в старину представлял собой ни что иное, как загородный двор, в котором проживали летом владельцы его, князья Черкасские. Он замечателен был своим населением, образцовым хозяйством, с многочисленными для него постройками, и старинной церковью. Огород из рода кн. Черкасских перешел в род Шереметевых.
Граф Н.П. Шереметев, основатель Странноприимного дома его имени в Москве
Гр. Ник. Петр. Шереметев — основатель Странноприимного дома, был человек отлично образованный, с прекрасными качествами души. При первой же встрече с собственной крестьянкой Парашей, тридцати восьми летний граф воспылал к ней серьезной страстью, закончившеюся браком.
Графиня П.И. Шереметева, по мысли которой основан в Москве Странноприимный дом имени графа Шереметева
К несчастью, совершенно безоблачное счастье супругов продолжалось недолго; первые же роды свели графиню в могилу, в 1803 г. Верный памяти покойной, гр. Шереметев приступил к осуществлению ее заветной мечты.
Уже чрез два месяца, после кончины графини он представил Государю доклад, с проектами и штатами, о дозволении ему учредить в Москве «Странноприимный дом». Высочайшее соизволение последовало. Гр. Шереметев приступил к постройкам. В законченном своем виде главный корпус обширного и красивого по своей архитектуре здания получил форму полукруга.
В галереях на лицевую и заднюю стороны устроены палаты для немощных; в верхнем же этаже—особое отделение для бедных, живущих на иждивении этого дома. Самую средину главного лицевого корпуса занимает храм, внутренность которого обширна и величественна. Образа в нем отличаются прекрасною живописью, особенно же обращает на себя внимание запрестольный образ Воскресения Христова. С наружной стороны вход в храм украшен прекрасным портиком и колоннами в два ряда, образующими особую полуротонду. В простенках поставлены лепные изображения Евангелистов во весь рост.
Независимо богадельни для престарелых и достаточно хорошо обставленной больницы, основателем положен еще особый капитал, проценты с которого ежегодно должны идти:
1) на выдачу в замужество неимущих приданого и осиротевших девиц;
2) на вспоможение лишенным необходимого в жизни продовольствия и скудость претерпевающим семействам всякого состояния;
3) на восстановление беднейших ремесленников чрез снабжение х потребными для работ инструментами и материалами и
4) на вклады в храмы Божии и святые обители, равно и на другие дела милосердия.
Неудивительно, что весть об учреждении «Странноприимного дома» быстро пролетела во все концы России. Всеподаннейший доклад графа, рескрипт Государя и учреждение напечатаны были не только на русском, но и на иностранных языках и всюду были встречены с большим сочувствием. Даже старик Державин — и тот посвятил графу Шереметеву целое стихотворение.
Исторические и политические события пошли новым путем; внутри нашего отечества совершались различные преобразования и нововведения. Русское же общество и народ продолжали еще жить той жизнью, какую они наследовали от екатерининских времен, со всеми прежними обычаями и привычками.
Привольно и хлебосольно жили магнаты-помещики, за границей, в столицах или своих поместьях. Они почти непрерывно задавали пиры, банкеты, устраивали домашние театры и концерты, на которых певцами, танцовщицами и музыкантами являлись доморощенные артисты из крепостных.
Средний класс и торговое сословие жили по-старине. Простой народ также продолжал жить теми началами, которые выработались его дедами и отцами еще в допетровские времена.
Почти поголовно безграмотного, его страшно пригнетало невежество; оно было бы несравненно страшнее, если бы не пробивал эту суеверную тьму светлый луч православной религии, в которой народ видел защиту и спасение от всякой житейской невзгоды и напасти. Грудью готов он был отстаивать свою родину, свои верования, обычаи и привычки, готов был умереть за веру и Царя, за церкви Божии и могилы отцовские...
И вот наступил тысяча восемьсот двенадцатый год...
С. Знаменский.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 7, 21 января 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Император Александр I и Императрица Елисавета Алексеевна
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Практическая академия коммерческих наук
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Странноприимный дом графа Шереметева
Москва в XIX веке (Исторический очерк) «Громоносный» 1812 год
|