Москва в XIX столетии
(Продолжение, см. № 7)
III.
Наполеон I, с портрета работы Шарля Шатильона
Наполеон I, из простого корсиканского жителя и капрала, силой обстоятельств, превратился в императора французов. Велика была мощь и сила его; из конца в конец Европы гремело его имя. Упоенный славою своих побед, он велел выбить медаль, с изображением Вседержителя Бога и надписью вокруг:
«Тебе небо, мне земля».
Для полного торжества всемирного завоевателя не доставало только одного — обладания святой Русью. Ее то он и задумал покорить.
Приводя в исполнение свою безумную мечту, Наполеон стянул к нашей западной границе шестьсот тысяч строевого войска, целых двадесять язык, которым он заранее обещал Москву и Петербург.
— Да, Россия увлечена своим неизбежным роком,—сказал Наполеон, возвещая нашему отечеству гибель,
— и приказал своим войскам переправиться через р. Неман, в ночь с 11 на 12 июня 1812 г.
Заколыхались мосты, потянулись обозы с разными запасами; точно саранча, двинулась многочисленная сила,
«повалило вражьей силы столько, что и плюнуть негде, если штыком места не очистишь»,
как говорили тогда наши солдаты. Самый злейший враг вторгся в наши области. И застонала Русская земля...
Но пока громы побед Наполеона по ту сторону русских границ лишь слабым эхом отдавались в нашей Первопрестольной, жизнь в ней текла еще спокойно, по-прежнему, с обычным весельем и зимними удовольствиями вступила она и в новый, «громоносный» 1812 год.
Современники рассказывают, что в наших столицах давно уже не бывало таких блестящих балов, маскарадов, собраний, катаний и прочих увеселений, как именно в эту зиму. И весна тогда выдалась особенно прекрасная.
Гулянье в Сокольниках в начале прошлого века, с гравюры того времени работы Делабара
Москвичи охотно посещали Сокольники, Нескучный сад и Марьину рощу, где пели и плясали цыгане, шли волшебные представления, исполнялись музыкальныя пьесы, не исключая оставшейся в наследство от екатерининских времен песни «Гром победы раздавайся», с пушечными выстрелами.
Кузнецкий мост в начале прошлого века, с рисунка Деруа
Не менее излюбленными местами для прогулок москвичей считались живописные Пресненские пруды, Кузнецкий мост, уже тогда с довольно значительным количеством прекрасных домов и несколькими францусскими модными лавками с заграничным товаром, равно как и единственный в то время Тверской бульвар, только что устроенный и обсаженный липами. И там, и тут почти ежедневно и во множестве сбиралась московская публика для свидания друг с другом, для обмена мыслями, политическими новостями, всякого рода городскими слухами и сплетнями.
Тверской бульвар в начале прошлого века, с рисунка Кадалля
На все эти гулянья публика являлась в довольно красивых по тому времени экипажах, расфранченная и раздушенная. Военные, дворяне и чиновники выступали там в новеньких мундирах. Щеголи рисовались в серых шляпах а lа Sandrillion, в пышных жабо с батистовыми брыжами, с хлыстиками из китового уса или тросточками, украшенными масонскими молоточками; франты же щеголяли во фраках василькового, кофейного или бутылочного цвета, в узких панталонах горохового цвета и в ботфортах с кисточками.
Дамы и барышни красовались в роскошных платьях с высокой талией, с короткими рукавами и в длинных по локоть перчатках, в замысловатых прическах и огромных шляпках, с веерами или «махальцами». Веселился и гулял также простой русский народ, конечно, не ежедневно, а лишь по большим праздникам, на Пасхе, в Семик или Троицын день, на Рождестве или сырной неделе. И у него были свои излюбленные места; к ним принадлежали—Девичье поле, под Новинским, Сокольники и Марьина роща.
Одним из центров каждого гулянья являлся большой шатер, известный в народе до сих пор под кличкой «колокола», верх которого украшался обыкновенно флагом и зеленой кудрявой «елкой». Кроме большого шатра, стояли еще разного рода шалаши и палатки, в которых помещались трактиры, продавцы всевозможных сластей. Всюду также на гуляньях виднелись столы, где дымились самовары с ароматным имбирным сбитнем, продавалась хмельная буза, полпиво и проч.
В числе народных забав первое место занимали качели и карусели. Давались и драматические представления, в лубочных балаганах, шалашах и других постройках. В зимнее же время любимые забавы народа составляло катание с ледяных гор, кулачные и петушиные бои.
Так, далекие от всяких европейских политических событий, москвичи беспечно веселились, танцевали до упада, играли в карты до зари, ничуть не помышляя, какая страшная гроза разразится над ними через какие-нибудь три, четыре месяца.
С. Знаменский.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 9, 28 января 1901 г.
Еще по теме:
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Введение
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Император Александр I и Императрица Елисавета Алексеевна
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Практическая академия коммерческих наук
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Странноприимный дом графа Шереметева
Москва в XIX веке (Исторический очерк) «Громоносный» 1812 год
Москва в XIX веке (Исторический очерк) Быть великой войне!
|