Кули и европейцы
Наиболее распространенным видом кули являются те, которые ездят с так называемым рикшау — двухколесным экипажем, служащим единственным средством сообщения в европейских поселениях Китая.
Провозная плата таксирована и определяется европейцами по благоусмотрению. Нормой нужно признать 15—30 копеек за час непрерывной езды.
Путешествие производится таким порядком, что европеец садится в экипаж и показывает кули дорогу палкой или пальцем. Если нужно свернуть в соседнюю улицу, то трогают кули палкой с соответственной стороны, а затем еще показывают пальцем.
В вознаграждение за труд он получает особые квитанции, которые размениваются во всех китайских банках. Однако часто бывает так, что европейцы не берут с собой ни денег, ни квитанций. Ему просто говорят, чтобы он пришел получить туда-то. Неохотно ждет кули, но часто и ничего но получает, а ему иногда есть нечего, и на свой заработок он хотел купить рису. Да кроме того, если он подвернется к европейцу в дурную минуту, так тот его еще и поколотит, вместо того, чтобы выдать заработок. Бьют несчастных кули европейцы и погоняя их скорее везти.
Но особенно возмутительные сцены разыгрываются, когда перепившиеся в кабаках европейские матросы возвращаются на свои суда. Они заставляют кули бежать наперегонки, и стариков, которые не поспевают за молодыми, награждают вместо платы кулачными ударами.
Еще хуже приходится кули с тачками. Даже несчастный рикшау-кули смотрит на кули с тачкой с таким пренебрежением, как, например, европеец на китайца. Кули с тачками таскают большие тяжести, как товарами, так и людьми, на больших расстояниях и по отвратительным дорогам. Плата, получаемая ими, не превышает 15 коп. в день.
Если несчастный кули со своей тяжестью не успеет свернуть пред едущим европейцем, то немедленно получает сильнейший удар хлыста по голым плечам.
И все эти оскорбления наносятся европейцами тысячам кули, как тут не стать „Большим Кулаком"?
Огонек, №45, 23 ноября (6 декабря) 1900 г.
Велосипед в Китае
Европейцы привыкли считать китайцев закоренелыми врагами западно-европейской культуры, и, действительно, китайцам многое кажется смешным, что делают европейцы.
В особенности комичными кажутся косатым сынам неба разные виды спорта. Когда они видят европейцев катающимися верхом и на велосипедах, то не могут удержаться от смеха, как это сумасшедшие европейцы занимаются таким делом в жару.
А все-таки европейская культура торжествует, и велосипед, победоносно прошедший по всему миру, завоевал и Китай. В портовых городах в настоящее время очень много китайцев, которые ездят на велосипедах. Со свойственным им инстинктом китайцы поняли, что пользование велосипедом сохраняет и время, и деньги, а к этому они очень чувствительны.
Не удивительно то, что и китайские женщины, жившие до сих пор замкнутой жизнью, благоволят новому спорту, хотя еще и в скромной степени.
Наш рисунок изображает первую китаянку, севшую на велосипед; ее зовут Кит-Сен, и ее отец служит в одной английской фирме в Шанхае. Там, в общении с европейцами, она узнала все преимущества велосипеда и стала страстной велосипедисткой.
Огонек, №46, 30 ноября (13 декабря) 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Интимная жизнь китайского двора
Кули и европейцы. Велосипед в Китае
Китайская женщина
|