Поступь Командора
Переживаемая нами эпоха так богата всякими крупными проявлениями революционного движения, что мало мы обращаем внимание на каждый новый революционный взрыв. Мы говорим и помним о нем только до тех пор, пока этот взрыв совершается. А как только он окончен,—мы забываем о нем, наше внимание привлекается новыми великими событиями, и последовательная связь событий не устанавливается.
А ее надо устанавливать время от времени, чтобы охватить всю картину совершающихся великих событий.
Припомним последовательность таких событий только за время текущей весны, опуская менее крупные.
В начале весны над Советской Россией, казалось, нависли грозные тучи, в Кронштадте вспыхнуло тщательно подготовленное белогвардейцами и эсерами восстание. Лагерь контрреволюции ликовал. Но уже через три недели этот мятеж был ликвидирован, а вместе с тем была рассеяна "последняя туча рассеянной бури" российской контрреволюции.
Не ликование, а уныние и грызня всех против всех царит теперь в ее рядах.
Начало весны ознаменовано также окончательной победой грузинских крестьян и рабочих восставших против своего меньшевистского правительства и установивших Советскую власть в Грузии.
В конце марта вспыхнуло новое сильное восстание германских рабочих под революционными лозунгами коммунизма. Оно не привело пока к победе, но революционное движение германского пролетариата отнюдь не раздавлено. Оно только временно приостановилось, чтобы набрать сил для нового взрыва.
Апрель отмечен всеобщей стачкой английских углекопов, которая не ослабевая, продолжается до сих пор, страшно ослабляя производительные силы страны. Одно время Англии угрожала всеобщая забастовка жел.-дорожных и транспортных рабочих, что повело бы к остановке всей промышленной жизни в стране. Эту забастовку предпринимателям удалось предотвратить, но результатом этого явилось страшное озлобление английских рабочих, кризис старых профессиональных союзов и вероятность усиления борьбы в близком будущем.
Французские империалисты, с Брианом во главе, грозят принять судовые репрессии против Германии, не желающей отдать победителям весь запас своего золота и принять обязательства исполнить все их грабительские требования. Французское правительство намерено снова мобилизовать армию и занять ею Рурский район и даже Гамбург. Оно намерено установить тяжелые пошлины на германские товары, что убьет германскую промышленность. Сотни тысяч германских рабочую скоро почувствуют тяжесть этих репрессий. А некоторые французские генералы прямо настаивают на походе в Берлин.
Французские и германские рабочие протестуют против этих намерений; в случае их осуществления мы скоро увидим новые взрывы революционного движения и в Германии, и во Франции.
Такова последовательность крупных революционных движений за истекшие полтора месяца весны. Таковы перспективы близкого будущего.
Все слышней и слышней становится для капиталистического мира тяжелая каменная поступь неумолимого Командора, несущего смерть этому миру.
("М. П.").
Красный Север 1921 № 094, 05 мая
|