Китайская женщина
Китайские женщины носят в своей жизни два имени. Одно дается тотчас же после рождения. Имя это зависит от тех обстоятельств, при которых родился ребенок. В большинстве случаев девочек называют (мы не приводим китайских названии, а просто перевод): дурная девочка, счастливая девочка, вера, надежда, любовь, верность, радость, редкая, медленная, грязная, первая девочка, вторая сестра и т. д.
Это имя девушка носит до обручения, а затем принимает фамилию своего мужа с приставкой лау, — а это значит старая: — Лау-Чань, Лау-Ян и т. д. Пожилую китаянку называют — „почтенная тетушка".
Одежда ребятишек очень легкая, даже чересчур легкая, по нашим понятиям, особенно летом. Ребятишки бегают почти голые. Чрез несколько времени платье становится приличнее и красивее. Китаец любит пестроту. Чем пестрее и цветистее, тем лучше.
Обыкновенная крестьянская девушка конечно отличается от тонкой дамы. Дитя крестьянину обходится не дорого: платья дешевы, серьги, браслеты и кольца из стекла и жести, игрушек— никаких. Ноги крестьянки растут нормально без искусственных средств, их уменьшающих. Она может совершенно свободно двигаться, сбирать хворост и траву и даже работать в поле.
Совсем другое дело городская дама. У этой ноги так перетянуты и так малы, что ей приходится обращаться к помощи горничной, если нужно передвинуться с места на место. Тонкая и нежная, кутается она в шелк и бархат, носит серебряные украшения и курит трубку, а иногда и опиум. Городская дама любит покушать и поразвлечься.
Девушки все — разумеется — дочери Евы и унаследовали от нее пороки гордости и тщеславия.
Китаянки гордятся своей красотой, а эта красота тем больше, чем меньше ноги. Ноги мерило красоты. Бывают миловидные личики у китаянок, но только в самом раннем возрасте. Цветок быстро отцветает, и в тридцать лет китаянка вся в морщинах. Все изменяется вместе с лицом: платье проще и темнее, прическа волос менее взбита и ниже, даже сапоги проще—без вышивок.
Чем дальше, тем скорее наступает время старости. Волосы очень быстро седеют и даже совсем выпадают, в морщины можно заложить палец. Старуха непременно опирается на палку, и вообще китайские старухи очень напоминают ведьм, как мы их представляем. В большинстве случаев причина такого быстрого старения заключается в прошлом, в котором почти всегда скрываются и работа, и страсти, и пороки, благодаря этому на китайских улицах почти невозможно встретить благовидную старуху.
Чем же занимаются китаянки? Христианки ходят в школу, начиная с 5 или б лет, конфуцианки же, если и учатся чему-либо, то только играть. Женских школ у конфуцианцев вовсе не существует. В деревнях девушка уже с самых ранних лет должна помогать по хозяйству. Вместо куклы здесь уже являются в товарищи живые домашние животные.
Взрослые девушки лишены права выходить куда бы то ни было из дому. Только беднейшие выходят в поле на работу. Кроме того, и для всех девушек делается исключение в разные торжественные дни, которые назначены для смотра невест.
Со вступлением в брак только и начинается для китаянки настоящая жизнь. Раньше она готовилась к этому моменту. Подвенечные платья обыкновенно не шьются каждой невестой, а берутся на прокат.
Прекраснейший день в жизни китаянки — день свадьбы прошел, и начинается самая жизнь с ее заботами. Во многих семействах молодая женщина должна шить платье и себе и мужу. Все почти без исключения жены во вражде со свекровью и должны очень и очень много работать, чтобы заслужить свой хлеб.
Что касается до высших кругов, то там женщина ровно ничего не делает и ведет полусонное существование. Нужно удивляться, как они могут почти не двигаться в течение целых недель. Привязанные к комнате своими исковерканными ногами—китаянки богатых семейств тунеядствуют всю жизнь.
Китаянка умеет трудиться и способна даже к тончайшим работам. Так, девочки сироты из приюта французских и голландских монахинь в Гонгконге приготовляют вышивки для аристократии Лондона и Парижа. Точно также в сиротском доме в Сикавее, близ Шанхая, изготовляются такие ручные работы, подобных которым долго пришлось бы искать в Европе. Даже в самых маленьких деревнях имеются девушки, которые великолепно вышивают и шьют. Но красавицы с исковерканными ногами и на этот счет не способны — в них все убито, кроме привычки к ничего не деланию.
В характере китаянки имеются и светлые, и темные стороны. Если она воспитана и образована, то вырабатывается стойкий и сильный характер; без воспитания же характер китаянки остается слабым и легкомысленным. Однако, воспитание — счастливый удел очень и очень немногих. Христианские девушки имеют в этом отношении преимущество над конфуцианками,так как они находятся под надзором и родителей и учительниц.
Лучшее украшение девушки — невинность, но на этот счет у китаянок дело стоит очень худо. Христианки в этом отношении тоже составляют исключение. Конфуцианки же в обществе представляются и чистыми и недотрогами, зато на самом деле под покровом тайны все они до брака имеют любовников.
В Европе с представлением о женщинах соединяется и представление чистоты и порядка. О китаянках можно сказать как раз противоположное. Даже в знатных домах беспорядок царит колоссальный; всюду навалены разные ненужные вещи, объедки украшают столы. Все вообще китайцы носят роскошное платье, а белье—в лохмотьях, да и платья занашиваются до последней степени.
Косметика развита до невероятных размеров; в некоторых деревнях красятся даже крестьянки.
Женские головки причесываются в самые причудливые формы. Цвет платья пригоняется как раз к лицу аристократической китаянки. Разучивается походка, рассчитаны манеры. В древние времена было то же самое: богатые носились со своей спесью, а бедные были сплошными складами грязи.
Китаянка легкомысленна и несамостоятельна. Мужчины отрицают у ней существование ума. Дружба между китаянками тоже очень непрочна. Сегодня оне не разлей водой, а завтра кто-либо сосплетничал — и прежние нежнейшие подруги — на ножах. Отсюда и получается то явление, что китаянки очень редко видятся и разговаривают друг с другом.
Социальное положение китайской женщины далеко незавидное. Женщины, посвящающие себя служению ближнему, в Китае и не заводились, исключая немногих христианок, которые выступают учительницами. Да китайская женщина и не сознает своего подчиненного положения. Ей все равно, служит ли она рабыней в знатном доме или является любовницей первого попавшегося человека. Ее легкомыслие и глупость и не заслуживают большого.
Конечно, только свет христианства улучшит положение китаянки.
Огонек, №19, 18 (31) мая 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Кули и европейцы. Велосипед в Китае
Китайская женщина
Русская духовная миссия в Китае (Исторический очерк). Часть 1.
|