Китайская армия. Сбор на учение в Вузунгском лагере близ Шанхая
КИТАЙСКАЯ АРМИЯ
Помещаемые ниже сведения о китайской армии почерпнуты из книги о Китае адмирала лорда Чарльза Бересфорда, вышедшей в 1899 году в Лондоне и Нью-Йорке. Хотя некоторые из этих сведений, — в особенности по вопросу о численности китайской армии,— и не сходятся с данными, сообщенными нами вчера из наиболее достоверного источника, однако, многое в сообщениях Бересфорда заслуживает внимания.
Летом 1898 г., ассоциация английских торговых палат пожелала иметь более точные сведения о Китае, считая имевшиеся у нее в то время документы и отчеты недостаточными. Это богатейшее в мире общество поручило известному адмиралу лорду Бересфорду, состоявшему в то время членом парламента, объездить за счет общества и изучить Китай, предоставив в его распоряжение неограниченный кредит.
Лорд Бересфорд посетил все выдающиеся порты китайского побережья и подымался по реке Янг-Тце в глубь страны. Он дважды был принят в Пекине цунг-ли-яменом; посетил принца Чинг, видел Ли-Хун-Чанга и побывал у шести из восьми правящих в китайских провинциях вице-королей. Он осматривал укрепления, форты, арсеналы, военные школы и флот. Он делал смотры и с разрешения китайских генералов производил маневры, чтобы испытать боевую готовность армии, и вернулся в Европу с богатейшим запасом сведений, сообщенных им в вышеупомянутой книге, из которой мы и берем данные о составе и качествах китайской армии, которым лорд посвящает отдельную главу.
«Председатель ассоциации торговых палат, пишет Бересфорд, просил меня разузнать главным образом, в состоянии ли гражданская и военная администрация Китая существенно поддерживать иностранные торговые предприятия. Я не упускал поэтому ни одного удобного случая, чтоб знакомиться с состоянием военной организации страны. Я заходил во все форты, охраняющие побережье и реки, а чтоб узнать, как китайский солдат вооружен, осматривал и все арсеналы.
Вице-короли облегчали мне по возможности мою задачу и просили даже откровенно высказывать им свое мнение обо всем виденном, заранее впрочем предупреждая меня, что, по их мнению, они недостаточно подготовлены к подавлению серьезного восстания.
Никто не знает точного состава китайской армии, даже само правительство. В Китае две совершенно обособленных армии: маньджурская и чисто китайская. Уверяют, что маньджурская армия насчитывает 170 тысяч человек, но она не имеет никакой цены, отличается полным отсутствием дисциплины и плохо обучена. Маньджуры составляют гарнизоны большей части больших городов, как Нанкин, Ганг-Чоу, Фу-Чоу и Кантон; во главе их стоят генералы из маньджуров или татар. Пользуются эти войска гораздо большими привилегиями, чем китайцы.
Вице-короли не могут распоряжаться маньджурской армией, коей командует генерал той же расы; вице-короли платят всем полкам, кроме маньджурских. Впрочем, финансовая часть армии вообще очень плохо организована. Жалованье китайских генералов, как и вообще всех чиновников, чисто номинальное; они никогда ничего не получают, а пользуются побочными доходами, т. е. другими словами воруют, сколько влезет. В Пекине один генерал говорил мне, что у него под командой 10 тысяч человек, но я убедился, что у него было под ружьем всего только 800 человек, а получал он от казны на прокормление и содержание десяти тысяч. Перед смотрами он нанимает по двадцати копеек в день всякий сброд, заменяющий недостающее количество солдат. Производящий смотр генерал отлично знает все это, но получает приличную взятку и молчит.
27 октября 1898 года, я отправился в Гсиао-Хан, чтоб навестить генерала Июан-Ши-Кэй и присутствовать на смотре его части, лучшей в Китае. Всего было там 7,400 человек, большей частью уроженцев округа Шантунг, поставляющего лучших солдат. Пехота была вооружена германскими ружьями Маузера, а кавалерия пиками и маузеровскими карабинами; артиллерию составляли 10 батарей в 6 орудий каждая.
Обучение китайских войск немецкими инструкторами
Солдаты эти имели бравый вид, были прилично одеты и получали, по-видимому, хорошую пищу. Они были и хорошо дисциплинированы и понимали команду. Вооружение их было довольно исправно, но артиллерия довольно жалкая. Во всяком случае, если бы все китайские генералы поступали как Июан-Ши-Вэй, их войска и интендантская часть не были бы в таком отчаянном положении, как теперь. Это единственный в Китае патриот-генерал, издерживающий на свою армию все, что он на нее получает, и поэтому это единственная найденная мной в Китае часть, напоминающая войско в европейском смысле.
В Пекине я осматривал армию генерала Сунга, считающегося одним из выдающихся военачальников, ему уже больше восьмидесяти лет. По бумагам у него числится 20 тысяч человек, на самом деле нет и десяти; вооружены они ружьями Маузера, а артиллерия имеет пушки Крупа и Максима; часть этой армии была обучаема германскими инструкторами, но результаты этого обучения жалки. В Лутаи я видел армию генерала Шун-Шинга, в которой номинально числится 15 тысяч, а на деле едва ли имеется половина этого числа. Подготовки никакой, дисциплины и помина нет.
Недалеко от Пекина имеется около 10 тысяч солдат под начальством генерала Тунг-Фу-Хана; они все почти мусульмане и представляют плохо вооруженную, беспорядочную, дикую орду. Между Галао-Ханом и Тинь-Тзином стоит генерал Ни с 13 тысячами человек, часть которых была обучена германскими офицерами. Несмотря на это, дисциплины никакой; вооружены они ружьями Маузера.
В самом Пекине имеется еще образцовый корпус в 10 тысяч человек; вооружение у них прекрасное, но обучены крайне плохо.
В Кайпинге имеется 1,500 человек кавалерии, но у половины солдат нет лошадей.
В Маньджурии я лично армии не видал; там насчитывают от 8 до 15 тысяч человек, хорошо вооруженных, но не признающих никакой дисциплины.
В Монголии насчитывают 100,000 всадников, очень преданных теперешней династии. Это отличные воины, повинующиеся своим князьям и придерживающиеся феодальной организации.
За исключением войска Июан-Ши-Кэя, ни одна из упомянутых мною армий не имеет ни малейшего понятия о стрельбе. Ни в одной не имеется никаких приспособлений для транспорта. Как это ни покажется неправдоподобным, а все-таки факт, что большинство солдат обучается стрельбе из лука. В бытность мою в Пекине я видел учение солдат на открытом воздухе, близ обсерватории.
Они нисколько не заботились о том, чтоб попасть в цель, а обращали все свое внимание на то, чтоб принимать позу возможно изящнее в момент пускания стрелы.
Я присутствовал на смотре гарнизона Вучанга, подвластного вице-королю Чунг-Чи-Тунг. Там было около 6,000 недисциплинированных, но хорошо вооруженных солдат. Кавалеристы никуда не годятся. Около 200 человек этой армии были однако обучены германскими инструкторами.
У вице-короля Лиу-Квен-Ии считается 20,000 человек, но я видел только 8,000. Все рослые молодцы, все почти из провинции Гунан, но в каждой роте 3 рода вооружения, а подготовки и дисциплины никакой.
В Киангцине 3,000 человек, под начальством генерала Ли; в этом числе две батареи и два эскадрона кавалерии. Здесь заметно влияние германских инструкторов.
Другой вице-король, Гсу-Инг-Квей, должен иметь 8,000 человек, но на самом деле у него шайка бродяг без всякой подготовки.
Под начальством кантонского вице-короля Тен-Чунг-Лина 20,000 солдат, но они совсем не обучены, не дисциплинированы и имеют жалкое вооружение. Я видел у арсенала часовых со старыми мушкетами средних веков.
В Гунане и Чцекуане вице-король Квей имеет 20,000 солдат, но они ничего не стоят, в виду полного отсутствия дисциплины.
Я насчитал в китайской армии 14 типов ружей: три разновидности ружья Маузера, ружья Генри Мартини, Винчестера, Манлихера, Ремингтона, Пибоди, Генри, Шнейдера, Инфильда, Бердана, старые мушкеты, не считая пищалей и луков со стрелами.
Консул в Вухове передавал мне, что во время последних восстаний солдаты имели прекурьезное вооружение: многие шли в дело с обухами, с длинными медными трубами и разными инструментами, производившими невообразимый гам, которыми они думали напугать повстанцев.
Из всего вышеизложенного не следует однако выводить заключения, что китаец по природе своей плохой солдат. Напротив, я думаю, что из них вышли бы отличные вояки, если бы их обучали, хорошо кормили и приучили к дисциплине, так как они обладают всеми качествами, нужными хорошему солдату. Они не требовательны, послушны и понятливы. Во время последней войны с Японией, китайцы не раз выказали неимоверную храбрость. После сражения у Ялу, например, генерал Ису был найден окруженным сотнями трупов солдат, легших на месте и не подумавших даже о бегстве.
Другой китайский генерал Тео был настолько любим своими солдатами, что перед сражением у Нюшванга раненые массами выписывались из лазаретов и поступали опять в ряды. По японской войне нельзя судить о боеспособности китайцев: когда случайно войско было хорошо вооружено, то у него были невежественные вожди, а у хороших начальников солдаты не имели надлежащего оружия и припасов. В каждом отряде имелись разнокалиберные ружья, и большей частью патроны не отвечали калибру ружья».
По рассчету адмирала Бересдорфа, в Китае имеется: 170,000 маньджурского войска, разбросанного по всей империи, 7,500 человек генерала Июан-Ши-Кэя, 10,000 человек Сунга, 7,500 человек Сцун-Чинга, 10,000 Тунг-Фу-Хана, 13,000 человек Ния, 10,000 в Пекине. 1,500 человек в Кайнинге, около 10,000 в Маньджурин, 100,000 всадников в Монголии и около 70,000 под начальством у разных вице-королей. Всего, значит, около 400,000 солдат.
Но если принять в соображение, что только маленький корпус Июан-Ши-Кэя немножко похож на европейскую армию, а все остальное войско, рассеянное по империи, разделяемое громадными пространствами, не располагает никакими перевозочными средствами, не имеет солидного вооружения и никакой подготовки, не имеет никакого понятия о стратегии и тактике и представляет, следовательно, беспорядочную орду, то становится ясным, что Китай не в состоянии оказать серьезного сопротивления европейской армии. Если допустить даже, что миллион бунтовщиков примкнет к армии, то и эти дикари ничего не сделают, а дадут лишь себя истребить, не принося никакого серьезного вреда европейской армии.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 170, 19 июня 1900 г.
Еще по теме
События в Китае. 1900 г.
.................................
Восстание "боксеров" (18 июня 1900 г.)
Китайская армия
Восстание "боксеров" (18 июня 1900 г.)
|