Как живут в Советской России
РАССКАЗ ВОЕННОПЛЕННОГО
На фронте приходится наблюдать печальную картину возвращения из плена Германии - Австрии наших русских солдат, участников великой отечественной войны, пробирающихся к себе на родину. В особенности много их идет со стороны Сарапула по направлению к Кунгуру. Вид у них самый ужасный: бледные лица, хранящие следы пережитых ими кошмаров - издевательства, голода, холода и в плену и в Советской России.
Находясь в плену, приходилось беспокоиться за семейных, родственников, живы ли они, все ли благополучно дома и не придешь ли к разбитому корыту. Такими мрачными думами был занят почти каждый военнопленный. Одеты они что ни на есть в самое разное, истасканные шинели, а некоторые облачены только в коротенькие пиджаки, на ногах солдатские кожаные ботинки или лапти.
Такое одеяние, вполне естественно, заставляет их корчиться от холода; они заходят почти в каждую деревню погреться и, нужно отдать справедливость, крестьяне относятся к военнопленным хорошо, оказывают им внимание, дают всегда приют, угощают чаем и даже кормят обедом, на прощанье в дорогу дадут еще кусок хлеба и провожают пожеланиями благополучно добраться до дому.
Отношение к большевикам у военнопленных самое отрицательное.
В одной деревушке мне пришлось беседовать с военнопленным доктором, который пробирался в г. Омск. Он окончил, между прочим Томский университет. По внешнему виду очень трудно было признать интеллигентного человека. На нем был крестьянский синий зипун с заплатами, на ногах лапти.
За стаканом чая, с мягким черным хлебом доктор поделился со мной своими впечатлениями о житье-бытье в Советской России. Когда мы жили в плену в Германии, — говорил он, то немцы нам говорили и писали в газете, издававшейся на русском языке, о происходящих в России событиях. Мы не верили всему, в особенности не придавали значения тому сообщению, что в центральной России голод и народ умирает с голоду. Мы просто думали, что немцы нас обманывают.
Разве можно поверить, что в таком хлебородном государстве, как Россия, нет хлеба? Раньше мы другие государства снабжали хлебом, теперь сами голодаем. Но когда мне пришлось приехать в Москву и испытать это на своем собственном желудке, да увидеть еще самому, как люди умирали с голода, или кончали самоубийством, бросаясь под поезд, то пришлось поверить сказанному.
Интеллигентные женщины отдаются во власть какого- нибудь красноармейца за кусок черного хлеба, которого в Москве нигде не встретить. Вместо хлеба советские власти снабжают народ в изобилии газетами с разными дурацкими лозунгами. Жизнь в Москва замерла, торговли нет, на улицах не видно вовсе интеллигенции. Только всюду снуют красноармейцы, латыши да китайцы — «ходи».
В Казани нас всех задержали. В городе скопилось нас таким образом тысяч до 50. Большевики стали устраивать митинги, предлагая нам записываться в красную армию и обещая золотые горы. Но желающих поступить к ним из среды нас никого не было.
В Казани интеллигенция подвергается ужасным издевательствам, на улице города часто можно встретить дамочек, барышень, учащихся, священников, занимающихся уборкой снега под наблюдением красноармейцев. Обряды погребения и крещения совершенно не соблюдаются, так как Советская власть запретила богослужения и превратила церкви в конюшни и склады.
Все сознательные граждане стонут под гнетом так называемой «рабочей власти».
Теперь, слава Богу, — заканчивает доктор, — я как у Христа за пазухой. Вижу порядок, гостеприимство, как со столоны военных, так и со стороны штатских лиц. Везде теплые, приветливые, ласковые слова. Чувствуешь, будто попал из ада в царство небесное».
Волонтер 25 полка ст. ун. оф .
Тарасов.
(Г. С.).
Вестник Приуралья 1919-03-28 (№ 12)
ДЕРЕВЕНСКИЙ «РАЙ»
В Пермь прибыла партия мужиков беженцев Бердышевской вол., Оханского уезда. В бегах крестьяне эти находятся уже давно - с полгода. Эта группа беженцев из числа тех 60 домохозяев села Бердышева, которые были обречены на смерть большевиками по взятии Бердышева.
В самом Бердышеве большевики успели расстрелять 13 человек. Из них «трепезник» — церковный сторож, седой старик Ефим Иванов, погиб таким образом. Он был обвинен красными в том, что будто бы пустил белых с пулеметом на колокольню. «Победители» заставили его петь песни, плясать, вырыть самому себе могилу и расстреляли.
По сообщению этих беженцев, многие селения Бердышевской волости по нескольку раз переходили из рук в руки. Так с. Бердышево семь раз доставалось тем и другим. С открытием полосы боев местное население наделало себе ямы, в которых и пряталось каждый раз, как начиналась стрельба. Взяв селение, красные при нужде кололи себе скотину крестьян, не платя ни копейки, белые же платили каждый раз полностью. Как «бердышатам» так и жителям соседних селений нынешней осенью не удалось выжать весь хлеб на полях, много его на корню замело снегом, например, у одного крестьянина дер. Лапшей осталось невыжатым в «переездов» пшеницы (переезд — две трети десятины).
«Разор понесли» от красных все пчеловоды Бердышевской волости; пчеловодство нарушено «в корень» (совсем). Приходят красные на пасеку к пчеловоду, заливают пчел водой, чтобы не жалились и берут себе мед. Некоторые пчеловоды пробовали прятать от красных мед в лесу под сучьями, ничего не помогло; красные, руководимые указаниями местных изменников - сторонников большевизма, находили скрытое и брали себе. Так, у одного пчеловода дер. Погодуй красные взяли, таким образом, три бадейки с медом. скрытые в лесу.
В селениях от орудийного огня бывали пожары: в Бердыше сгорело 9 домов, в Лапшах и Талых Ключах — по 13 домов.
Теперь до беженцев в Перми доходят вести с родины, что имущество лиц, бежавших от расстрела, красными расхищается.
(С. П.).
Вестник Приуралья 1919-03-30 (№ 14)
|