nik191 Воскресенье, 19.09.2021, 13:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2019 » Декабрь » 14 » Из Казани (декабрь 1869 г.)
05:17
Из Казани (декабрь 1869 г.)

Казань. Вид города

 

 

Из Казани


Казань, 10 декабря 1869 г.

(Корреспонденция «Всемирной иллюстрации»)

 

Казанский университет.—Гимназии.—О необходимости открытия реальной гимназии или комерческого института.—Низшие учебные заведения.—Возобновление воскресных школ. — Женские учебные заведения.— Частные учебные заведения. — Несколько слов о частной педагогической предприимчивости.

 

***

5-го ноября, в день основания казанского университета, был, по обыкновению, «торжественный» акт, на котором экстраординарным профессором судебной медицины г. Гвоздевым была читана речь — «судебно-медицинские данные в руках адвокатов», весьма живо изложенная, и извлечение из отчета о состоянии казанского университета в 1868 — 69 г., прочитанное секретарем совета г. Фастрицким. Так как в отчете этом излагалось современное состояние казанского университета, то мы на нем и остановимся.

Казанский университет состоит из четырех факультетов: историко-филологического, физико-математического, юридического и медицинского, из коих второй и третий разделяются на два разряда: физико-математический—на разряд математических и разряд естественных наук, а юридический—на разряд юридических и разряд административных наук. Не понятно только, что факультет историко-филологический до сих пор не разбит на разряды, как это сделано уже в двух русских университетах.

Из отчета видно, что не все кафедры на разных факультетах замещены преподавателями; есть кафедры вакантные, в особенности на факультете историко-филологическом, где оказываются 5 следующих вакантных кафедр: истории всеобщей литературы, сравнительной грам. индо-европ. яз., истории искуств, римской литературы и древностей и истории философии; две последние кафедры сделались вакантными только с сентября настоящего года, когда преподаватели их—первый г. Модестов и второй г. Троицкий—перешли в университеты киевский (Модестов) и варшавский (Троицкий).

Здесь заметим кстати, что в варшавский университет, кроме г. Троицкого, перешли еще: приват-доцент по кафедре русской истории г. Аристов и приват-доцент но кафедре химии—г. Попов. Кафедры же истории искуств и сравн. грам. индо-европ. языков вакантны с самого введения нового университетского устава, т. е. с 1863 г., да вряд ли скоро и найдутся специалисты, могущие занять эти кафедры. На факультете юридическом также две кафедры вакантные; кроме того, нужно заметить, что один из преподавателей, находящийся в университете уже 5 лет, до сих пор не приобрел степени магистра. Более полный комплект замещенных кафедр находится в факультетах физико - математическом и медицинском, которые, в отношении профессоров, находятся в лучшем положении, чем другие факультеты.

Вообще, нужно заметить, что казанский университет не может удержать у себя хороших профессоров, которые имеют обыкновение, при первой возможности, переходить в столицы; так, в прошлом году казанский университет лишился своего лучшего профессора по химии — А. М. Бутлерова, перешедшего в петербургский университет. Кроме своих прямых обязанностей—чтения лекций, гг. профессора и преподаватели посвящали свои досуги и писанию ученых статей, каждый по своей специальности, помещая их в разных ученых изданиях. На пятидесятилетние юбилеи петербургского университета, киевской духовной академии, а также на съезды в Москву археологов и естествоиспытателей, были посылаемы от университета депутаты и представители.

В мае нынешнего года при казанском университете образовалось общество естествоиспытателей, которое намерено издавать свои труды. При казанском университете выходят «известия и ученые записки», в которых помещаются ученые статьи и дисертации гг. професоров и извлечения из протоколов заседаний совета и другие подходящие статьи.

Студентов числится в казанском университете в нынешнем году около 500 человек. Не имея под руками отчета, не могу сообщить точных цифр числа поступивших. Большая доля студентов приходится на факультеты юридический, медицинский и филологический, а меньшая—на физико-математический, в особенности на разряд естественных наук. Причина этого, надо полагать, та, что в настоящее время, с изгнанием естественных наук из гимназий, окончившим курс на этом разряде решительно некуда деваться и приходится пренебречь своей специальностью и служить где-нибудь по администрации.

Кроме того, нужно заметить, что на естественном факультете в казанском университете нет, или очень мало, стипендий, а это немаловажная вещь. Большая часть стипендий находится на факультетах филологическом и медицинском, в особенности на первом, где существуют так называемые учительские стипендии, предназначенные для тех студентов, которые специально приготовляются к учительской профессии. Вообще, филологический факультет обставлен хорошо, в ущерб другим факультетам.

Обращаюсь теперь к средним и низшим рассадникам местного просвещении. Средних учебных заведений в Казани два—1-я или императорская гимназия и 2-я, обе полные классические, с двумя древними языками.

При 1-й гимназии находится пансион, 2-я же гимназия существует только для приходящих учеников. Обе эти гимназии, несмотря даже на параллельные классы, так переполнены, что в нынешнем году многим ученикам приходилось отказывать в принятии в гимназию. Это обстоятельство как нельзя более усиливает необходимость открыть в Казани третью гимназию, или, по крайней мере, прогимназию, разумеется, реальную, так как в реальной гимназии и чувствуется в Казани необходимость.

В начале академического 1865 года, 2-я гимназия сделалась реальной, но вдруг, к концу этого года, точно по мановению волшебника, преобразовалась в полную классическую, каковою и существует но настоящее время. Тем родителям, которые не желали бы обременять своих детей классической мудростью, в Казани в настоящее время решительно некуда их определить— реальной гимназии или прогимназии не имеется. Правда, в 8 верстах от Казани находится земледельческое училище, но оно дает мало прав по окончании курса, а мы, как известно, только и учимся из-за прав, которые дает то или другое казенное заведение.

Мне кажется, что открытие в Казани реальной гимназии, или даже прогимназии, такая же необходимость, как открытие водопровода: то и другое вытекает из жизненных потребностей. Хотя теперешние казанские классические гимназии и переполнены учениками, но это, мне кажется, еще нисколько не показывает сочувствия общества к образованию классическому, а лишь показывает только всеобщее стремление к образованию, которое стараются дать детям родители всех званий и состояний. Надо еще заметить, что оканчивает курс в этих классических гимназиях только третья или четвертая часть всех учащихся, остальные доходят только до 4—5 класса, с весьма слабым знанием латинского и греческого языков, непригодных к жизни.

Казанское градское общество может оказать свое содействие в устройстве реальной гимназии, тем более, что оно желает же открыть в Казани коммерческий институт, для чего уже имеется капитал в 50 т. руб. Разумеется, реальная гимназия в тысячу раз может более принести пользы, чем какой-нибудь коммерческий институт, с его мудреной программой, и городское общество поступило вполне бы благоразумно, если бы употребило собираемые деньги на открытие реальной гимназии, в которой чувствуется большая потребность.

Обращаемся теперь к низшим учебным заведениям в Казани. Уездных училищ—1, при котором находится педагогическая школа для приготовления народных учителей, существующая с 1863 года. Так как эта педагогическая школа не представляет во всеобщее сведение никакого отчета, то мы и не знаем о результатах занятий в этой школе, о числе оканчивающих в ней курс будущих народных педагогов и проч.

Приходских училищ 6, содержимых на городской счет. Кроме того, имеется еще две школы, содержимые частной благотворительностью:

1) богоявленская школа, находящаяся при церкви богоявления и содержимая на счет городского головы Д. И. Вараксина и

2) школа ново-крещеных татар, профессора И. И. Ильинского, школа, основанная года четыре тому назад, и по своей деятельности получившая себе столь громкую известность в России.

Эта школа, будучи рассадником других школ, находится под особенным покровительством братства св. Гурия. Разумеется, приходских училищ слишком недостаточно для такого города, как Казань, где считается 75 т. жителей, вследствие чего все училища переполнены учащимися, цифра которых в каждом училище простирается до ста и более человек. Так как одному учителю нет никакой физической возможности справиться с такой массой учащихся, то казанское городское общество, в своем собрании, постановило: назначить к учителю еще помощника, который бы разделял с ним его труды, и теперь в каждом приходском училище находится по два учителя и законоучитель.

Жалованье законоучитель и учитель получают от 150—200 р., а помощник учителя —120 р., но в последнее время одним из попечителей приходских училищ возбужден вопрос о прибавке жалованья законоучителю и учителям, ибо при тех средствах, которые в настоящее время они получают, невозможно существовать при нынешней всеобщей дороговизне. Вот почему одна из главных причин неудовлетворительности нашего народного образования заключается в том, что содержание учителей, при их больших трудах, слишком ничтожно, а потому и не привлекает сюда людей способных, вполне призванных к великой трудной деятельности народного образования, которое в настоящее время находится в руках людей, более или менее не призванных к этой деятельности.

У нас даже нет специальных заведений для приготовления народных учителей, а между тем хотят, чтобы дело народного образования подвигалось вперед и шло удовлетворительно. Новая должность инспектора народных школ— вряд ли может подвинуть дело народного образования, как на это возлагают много надежды наши близорукие ревнители народного образования.

В 96 № «Казанского Биржевого Листка», в передовой статье, высказывается мысль о необходимости в Казани открытия 5 воскресных школ. Автор статьи думает, что полуторы тысячи рублей серебром будет достаточно на устройство проектируемых 5-ти воскресных школ, при даровом помещении, при чем высказывает ту мысль, что при открытии этих 5-ти школ рассчитывать нечего на безвозмездное преподавание, как это было при начале открытия воскресных школ, ибо даровое преподавание — не надежно.

Мы, напротив, убеждены, что только при даровом обучении и могут существовать наши воскресные школы, доказательством чему может служить первоначальная история воскресных школ: преподавание в них шло весьма успешно, и они бы, принося громадную пользу, быть может, существовали бы и по настоящее время, если бы наши доморощенные социалисты и коммунисты не испортили дела—не стали-бы проповедовать безграмотным мальчикам идеи социализма и коммунизма... Разумеется, в настоящее время в воскресных школах не может повториться подобной глупой истории, а потому правительству нечего опасаться открытия воскресных школ, которыя могут оказать громадную услугу делу народного образования.
    
О высших и низших духовно-учебных заведениях в Казани поговорю в следующей корреспонденции, а теперь обращусь к женским учебным заведениям.


Следующие женские заведения находятся в Казани:

а) низшие: 2 училища, из которых одно — духовное и два приюта, Александровский и Николаевский, содержимые частной благотворительностью;

б) высшие:

1) женская гимназия с приготовительным классом, и

2) Родионовский институт благородных девиц— заведение закрытое.

Женская гимназия, получившая это название только в настоящем году, существует уже 10 лет и содержится на городской счет, а родионовский институт благородных девиц, основанный в 1845 году, содержится на проценты с капитала, пожертвованного казанской помещицей Родионовой, уже умершей. В материальном отношении родионовский институт находится в более благоприятных отношениях, чем мариинская женская гимназия, но в образовательном и воспитательном отношениях женская гимназия стоит несравненно выше родионовского института «благородных» девиц, который, как заведение закрытое, не сообщает никаких сведений, пригодных к жизни, а напротив, развивает в институтках какой-то идеальный взгляд на жизнь. Так как родионовский институт—институт «благородных» девиц, то в нем и обучаются дети дворян; процент других сословий весьма незначительный. Напротив, в женской гимназии обучаются дети всех сословий—дворян, мещан, купцов и проч. Вообще женская гимназия пользуется в обществе большим сочувствием, чем родионовский институт «благородных» девиц.

Известно, что в Петербурге и Москве некоторые женщины изъявили желание слушать лекции в тамошних университетах, вследствие чего женщинами было подано к попечителям петербургскому и московскому коллективное прошение, в котором просили попечителя допустить их, женщин, к слушанию лекций. Вследствие этого прошения, переданного попечителем на обсуждение особой комиссии, с сентября настоящего года при одной петербургской гимназии учрежден особый женский курс, по программе мужской гимназии. В наших провинциальных университетских городах, к сожалению, женщины не стремятся к высшему образованию, вероятно, считают такое образование — делом лишним...

Частная педагогическая предприимчивость в Казани мало развита: существует только 11 мужских и женских заведений, с программой уездных и приходских училищ, а между тем, в виду крайней недостаточности казанских мужских, в особенности же женских учебных заведений, в Казани чувствуется ощутительный недостаток в частных мужских и женских заведениях. Нам кажется, что окружное начальство должно всеми силами покровительствовать частной педагогической предприимчивости, не стесняя ее никакими формальностями — в видах народного образования. А частной педагогической предприимчивости в Казани открыто обширное поле деятельности.    

Казанец.


Всемирная иллюстрация. - СПб., 1870 г. № 53 (1 января)

 

Еще по теме:

Из Казани (декабрь 1869 г.)

Из Казани (февраль 1870 г.)

Из Казани. (январь 1871 г.)

Казанские достопримечательности

Катастрофа в Казани (14 августа 1917 г.)

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 150 | Добавил: nik191 | Теги: 1869 г., Казань | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz