nik191 Понедельник, 27.09.2021, 10:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Май » 26 » Исторические воспоминания о Подольской губернии. Часть 2
05:11
Исторические воспоминания о Подольской губернии. Часть 2

Каменец-Подольск. Вид крепости

 

 


Исторические воспоминания о Подольской губернии

(Окончание)

 

Город Каменец, до соединения в нем трех народностей в одно общество, имел три различные герба: в гербе русских изображался св. Николай, с надписью: «Права Русского Каменца Подольского»; в гербе поляков—св. Георгий на коне, побеждающий змия, с надписью: «Civitas Camenecen in Podolia», в гербе армян был Агнец с хоругвью. По возвращении здешнего края России, высочайше утвержден для города Каменца следующий герб: в голубом поле, сияющее солнце о шестнадцати лучах и над ним четвероконечный крест, — оба изображенные золотом. Герб этот употреблялся еще в то время, когда Подольем владели русские великие князья.

Православная вера с древнейшего времени была господствующею в Каменце; даже при литовских князьях и по соединении Литвы с Польшей, она долго преобладала над всеми другими вероисповеданиями. Со введением, в 1595 году, унии, влияние ее уменьшилось, но жители среднего и низшего классов, по примеру львовского епископа Гедеона Балабана, к пастве которого принадлежал Каменец, остались неизменными ревнителями прародительской веры. Когда, затем, один из преемников его, Иосиф Щумянский, после 1700 года принял унию, то и тогда лишь весьма незначительная часть каменецких жителей отстала от прежнего исповедания, а все прочие, как кажется, подчинились власти киевского епархиального начальства.

Из плана города Каменца, современного владению турок, видно, что, кроме уцелевших доселе древних православных церквей: Иоанно-предтеченской, Троицкой, Петропавловской и Георгиевской, в 1672 году существовали здесь еще следующие: Николаевская, Богородичная, Михайловская, Спасская, Онуфриевская и Рождественская. Следовательно, православных церквей в то время было более, чем ныне. Большая часть их, по вступлении турок, была уничтожена. Петропавловская церковь заступала некоторое время место костела для католиков. Троицкая и Иоанно-предтеченская церкви, при турках, были мечетями.

Город Каменец не был, впрочем, столицей епархии, ни при русских великих князьях, ни во время владычества Литвы и Польши. Он принадлежал сперва к ведомству галицкого, а по перенесении епархии из Галича в Львов — Львовского архиепископа, который носил титул Львовского, галицкого и каменец-подольского. Любопытен акт избрания одного из львовских архиепископов, Арсения Желиборского, в 1611 году. В числе лиц, подписавших его, кроме высшего духовенства и дворян, находится некто: Федор, наместник Каменца Подольского, с духовенством и 3 братствами.

По возвращении здешнего края России, с открытием Подольской и бывшей Брацлавской губерний, для них учреждено было православное архиепископство, под названием Брацлавского и Подольского. Тогда первый архиепископ здешней страны, Иоанникий, жил в местечке Шаргороде. По повелению императора Павла, в 1799 году, дано сему архиепископу нынешнее название подольского и брацлавского, и местом пребывания ему назначен Каменец. В том же году архиепископ и переселился в зтот город.

Между тем, как православие уже утвердилось в Каменце, польское правительство основало здесь и свое епископство, под именем Каменецкого.

Начало его относят к 1375 г. Католическое духовенство успевало обращать на себя внимание даже литовских князей, правивших Подольем, хотя многие из них исповедывали православную веру. Так, в 1455 году, князь Свидригайло пожаловал каменецкому доминиканскому монастырю деревню Зубровку. Броме доминиканского, другим древнейшим костелом в Каменце можно считать кафедральный, в котором побывал и Магомет IV, и при котором после устроен турецкий минарет. При вступлении турок, кроме означенных двух костелов и кроме существующих доселе кармелитского и девичьего доминиканского, находились еще следующие костелы: св. Николая, францисканский, иезуитский, св. Екатерины и св. Михаила Архангела.

Из них францисканский, оставленный монахами в 1798 году, обращен в нынешнюю архиерейскую церковь. Здание иезуитского костела, также при нашем правительстве, перестроено под помещение губернской гимназии. Бывший костел св. Екатерины разобран епископом Мацневичем, который предполагал из оставшегося от него материала построить госпиталь для бедных. Все прочие костелы, как по всему видно, разорены во время владычества турок. Уже после освобождении Каменца построен тринитарский костел, монахи коего вызваны были сюда с единственной целью выкупать пленных христиан. Большая часть католических епископов Подолья умерли не в Каменце: два из них, Ян Чарноцкий и Станислав Военский, назначенные во время турецкого владычества, не видали даже своих епархий. В числе епископов замечательны: Лубенский, бывший после примасом, Павел Пясецкий, известный историк, и Адам Красинский.

У армян есть замечательный храм, который, как видно из надписи хранящегося в нем служебника, основан некиим Синаном, еще в 1398 году, во имя св. Николая. Первоначальное здание этого костела после уступлено было униатам, а на место его построен вблизи, существующий ныне, костел во имя Богородицы; в нем находится икона Божией Матери, чтимая чудотворной, с древней надписью.

Каменецкие армяне, до 1666 г., держались вероисповедания своих предков, а в этом году соединились с католическою церковью. Есть предание, что при каменецком армянском костеле существовал армянский женский монастырь, на том месте, которое теперь занимают с восточной стороны костела частные дома, но в архиве его нет никакого письменного сведения.

Город Каменец, несмотря на угрожавшие ему многократно и впоследствии постигшие его несчастья, некогда славился деятельностью ремесленной и торговой промышленности. Даже после турецкого ига торговля в нем процветала. Особенно в этом отношении отличались армяне; в конце XVIII века умножение еврейского племени взяло перевес.

Армяне упали, так что нынешнее поколение их едва приметно в городе.

Каменецкая крепость, при польском правительстве, считалась неприступной и носила знаменательное название: предстание христианства.

Гванин, летопись которого издана на польском языке в начале XVII века, говорит, что крепость эта, кроме защищавших ее стен и башен, имела огромные запасы оружия. К тому, не только крепость, но и весь город был окружен высокими стенами, так что за ними едва были видны крыши городских зданий.

По показанию другого историка, Бельского, в 1621 году подходил к Каменцу турецкий султан Осман; но найдя его, сверх ожидания, сильно укрепленным, немедленно отступил. Каменецкая крепость, во время владычества Польши, служила местом заключения на всю жизнь важнейших преступников; блаженной памяти Император Александр I, в 1812 г., повелел упразднить ее: современные успехи военного искусства уже уменьшили тогда древнюю славу ее неприступности.

В заключение, прибавим здесь краткий очерк народного просвещения в городе Каменце: до конца XVII века в летописях незаметно никакой, в этом отношении, деятельности со стороны городского общества или высших властей; в XVIII веке, обучением завладели здесь иезуиты, которых ввел судья каменецкого земского суда—Мартин Радецкий: он соорудил для них бывший здесь коллегиум и дал им во владение деревню Армяны. По уничтожении в Польше ордена иезуитов и учреждении эдукационной комиссии, заведенное ими училище присоединено к ведомству краковской академии. Все, что принадлежало иезуитам, сделалось собственностью училища.

Сначала, для поддержания его, вызваны были сюда из Львова ксендзы—Театипы, которые привезли с собой библиотеку, состоявшую из 2000 книг, но они не могли здесь долго удержаться. Библиотека их поступила впоследствии в учрежденную в Виннице губернскую гимназию. Между тем, каменецкое училище было не малое время в неопределенном положении, и считалось то самостоятельным, то подведомственным.

Наконец, по Высочайше утвержденному докладу министра народного просвещения, 18 мая 1803 г., оно признано училищем 2-го разряда. В таком виде существование его продолжалось до открытия в Каменце губернской гимназии, которое последовало к 1832 году.

В отношении древностей, подольская губерния может представить много замечательного. В уездах ушицком, каменецком и проскуровском видны остатки древнего вала, носящего имя Троянового вала, который считают продолжением соименного ему вала в Бессарабии. Вообще, во многих местах губернии (в особенности в окрестностях Каменца и Бара) находится немало развалин древних замков, памятников, курганов или земляных насыпей и проч.

 

Всемирная иллюстрация : Еженед. илл. журнал. Т.5, № 15 (119) - 10 апреля - 1871.

 

 

Еще по теме:

 

Исторические воспоминания о Подольской губернии. Часть 2

Исторические воспоминания о Подольской губернии. Часть 1

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 41 | Добавил: nik191 | Теги: Каменец-Подольск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2021
Бесплатный хостинг uCoz