Шар "Орел", потерпевший аварию
Новые сведения об Андре
Металлический цилиндр. — Плавучий буй. — Письмо с голубиной почты. — Большой полярный буй. — Курс шара Андре. — Предполагаемый курс Андре. — Катастрофа на земле Франца-Иосифа.
Противоречивые известия о трагической судьбе шведского полярного исследователя С. А. Андре, который 11-го июля 1897 г. отправился со Шпицбергена в свое смелое воздушное путешествие, теперь дополнены новыми интересными сведениями, преданными гласности братом погибшего исследователя и добытыми в найденном им на мысе Флора медном цилиндре со штемпелем „Полярная экспедиция Андре".
Как известно, все сведения об этой экспедиции ограничиваются несколькими буями, да исторической голубиной телеграммой, от 13-го июля 1897 г. Первая находка, плавучий буй „VIII" с заметкой, писанной рукой Андре, быль брошен под 82° сев. шир.; шар держал тогда курс на N. N. О. и держался на 300 метрах над открытым морем.
Второе известие дала вышеупомянутая голубиная телеграмма — единственная, достигшая своей цели из двенадцати пернатых депеш, пущенных с борта „Оеrnеn". Депеша эта была послана на второй день после полета Андре под тем же самым градусом широты, как и плавучий буй VIII, хотя курс шара уже претерпел маленькое отклонение на восток.
Третью находку представлял большой полярный буй, который должен был быть брошен уже по пройдении 90 град. Буй этот был найден норвежскими охотниками; очевидно, он был захвачен полярным течением. Остальные находки состояли опять из плавучих буев; буй „III“ выловлен был 7-го июля 1900 г. недалеко от Лопстадума одним исландцем; буй „VII“ был найден тоже в июле 1900 г. в бухте (Гриндавик) на южном берегу Исландии; наконец, буй „IV" был выловлен 31-го августа 1900 г. норвежскими рыбаками в Скервое, недалеко от Тромзе.
За исключением последнего буя, ни в одном из них не было никаких письменных сообщений. Буй „VII“ был в сильно поврежденном виде, так что остался нерешенным вопрос, сам ли Андре удалил куски, недостающие у других экземпляров, или они были разрушены морем. Буй „IV“, впрочем, был первым выброшен с „Оеrnеn"; из содержания депеши, полученной в день полета в 10 часов вечера, нельзя вывести никакого заключения о дальнейшем курсе шара.
Относительно найденных пустыми буев "I“, „III“ и „VII" поразительно то, что все три приблизительно в одно и то же время были подхвачены течением Гольфстрима. Из этого можно вывести заключение, что все эти буи в один и тот же момент очутились в море или как части потерпевшего крушения шара или просто, как лишний балласт, выброшенный в море для облегчения веса шара.
Судя по собственноручным заметкам Андре, видно, что в начале шар взял курс на север с отклонением 10° на восток, затем на север с отклонением 45° на восток и наконец достиг 82° сев. шир. и 25° вост. долг. Через два дня шар находился под 82° сев. шир. и 15° вост. долг.
На основании показаний рыбаков Ледовитого океана, находившихся в критический момент на север от Шпицбергена, можно смело внести следующее: что сильным ветром, дувшим от 18—16, шар отнесло на восток и что окончательная катастрофа произошла в открытом море между землей Франца Иосифа и Шпицбергеном, вследствие образования массы ледяных сосулек на поверхности шара.
Очень важное указание дали осенью 1897 г. норвежские рыбаки, нашедшие остатки какой-то ткани в виде мешка, величиной с голову кита, несомненно последние остатки несчастного воздушного корабля.
Гипотеза эта сильно подтверждается находкой металлического цилиндра; теперь достоверно известно, что „Оеrnеn" проложил путь в виде восьмерки, пройдя над мысом Флора на земле Франца Иосифа. Так как нельзя утверждать, что Андре, в виду абсолютной невозможности при этом направлении ветра достичь намеченной цели, все-таки продолжал свой путь в небесном пространстве наверно зная, что ни в каком случае, при ограниченной подъемоспособности своего шара, он не может своевременно спуститься на Новую землю или на Таймурский полуостров, то отсюда можно положительно заключить, что „Оеrnеn" спустился в окрестностях земли Франца Иосифа.
Теперь остается только открытым вопрос, нашли ли свою смерть исследователи при самом спуске шара (несомненно происходившем в бурю) или погибли после падения шара.
Из всего вышесказанного ясно, что окончательная катастрофа произошла на земле Франца-Иосифа.
Без сомнения, исследования на месте с течением времени приведут к новым открытиям, которые подтвердят справедливость высказанной гипотезы, а также и дадут возможность ответить и на последний важный вопрос, каким образом и при какой обстановке погибли смелые исследователи.
Огонек, № 33, 27 августа (9 сентября) 1904 г.
Еще по теме
Экспедиция Андре к Северному полюсу
На поисках Андре
Экспедиция Андре к Северному полюсу Жив ли Андре?
Экспедиция Андре к Северному полюсу Буи Андре
Экспедиция Андре к Северному полюсу. Завещание Андре
Экспедиция Андре к Северному полюсу. Новые сведения об Андре
............
Экспедиция герцога Абруцского к Северному полюсу
Полярная экспедиция Б. А. Вилькицкого
|