
Цусимское сражение
Слабо вооруженный крейсер «Светлана» отважно сражался со значительно превосходящими по силе двумя крейсерами «Отава и «Найтака».
Преследуемая японскими судами «Светлана» в 9 часов 25 минут утра 15 мая сама открыла по японцам огонь.
Моряки «Светланы» с исключительным геройством бились с сильным противником.
Свидетель Цусимского сражения капитан китобойного судна «Регина» норвежец Ольсен так писал о мужестве моряков «Светланы»:
«Русские бились храбро, флага не спускали и с развевающимся знаменем мужественно шли навстречу смерти».
Но «Светлана» имела очень ограниченное количество снарядов. Их хватило лишь на 15 минут стрельбы; стреляла «Светлана» только до 9 час. 40 м. Однако за столь короткий срок в «Отава» попало 2 снаряда. Команде «Светланы» ничего не оставалось кроме как затопить крейсер, не сделав его добычей японцев.
Шедший самостоятельно броненосец береговой обороны «Ушаков» был атакован двумя броненосными крейсерами «Ивато» и «Якумо». С подошедшего ближе «Ивато» «Ушакову» было предложено сдаться.
Командир броненосца Миклуха-Маклай, заслышав лишь первые слова японского предложения, приказал открыть огонь. Такой решимости биться с превосходящим силами противником японцы не ожидали. Сражение «Ушакова», пожалуй, самая яркая глава из летописи героических подвигов русских моряков в Цусимском бою.
О подвиге ушаковцев свидетельствуют сами японцы в уже цитировавшейся книге «Великое сражение Японского моря»:
«Наших было двое против одного, так что надо отдать справедливость мужеству неприятеля: броненосец... сам нападал».
Скоро на броненосце начались пожары, увеличивались пробоины. Изрешеченный снарядами, он сражался до тех пор, пока крен не помешал повороту башен. Только тогда командир приказал открыть кингстоны и заложить подрывные патроны, а команде спасаться.
«Ушаков» погружался в воду под возгласы «ура» плавающей команды. Взбешенные тем, что им пе удалось захватить броненосец, японцы стали стрелять по героям «Ушакова» из орудий...
Утром 15 мая за миноносцем «Громкий» погнались два японских миноносца № 63 и «Сирануи». Завязался неравный бой, в котором японцы понесли значительные потери. Огнем «Громкого» на «Сирануи» были произведены большие разрушения.
Вот как описывает сражение «Громкого» с двумя миноносцами японский Морской Генштаб:
«Начался жестокий бой вплотную. Неприятель храбро сражался: когда нашим снарядом был сбит его флаг, он немедленно поднял его снова, затем он ловко выпустил мину, которой «Сирапуи» с трудом избежал; снаряды его ложились хорошо и в «Сирапуи» попало свыше 20 штук, так что, не будучи в состоянии пользоваться правой машиной и рулевым приводом, он («Сирапуи» — В. Г.) не мог свободно управляться и очутился в невыгодном положении, принужденный сражаться, вертясь на одном месте».
Русские моряки держались до последней возможности. Боевой флаг сбит, но его прибивали к мачте, и борьба продолжалась с новой силой.
Только когда на «Громком» была выведена из строя вся артиллерия и расстреляны все снаряды, моряки прекратили свое героическое сопротивление. Но они не сдали миноносец врагу. Были открыты кингстоны, и «Громкий» близ острова Цусима пошел ко дну...
К крейсеру «Дмитрий Донской» подходили неприятельские суда. Японцы подняли сигнал с предложением сдаться:
— «Донской», ваш флагман адмирал Небогатов уже сдался, — передавал противник.
Не отвечая на предложение, крейсер, открыв с обоих бортов сильный огонь по неприятелю, стал уходить. За ним погнались 8 японских судов. Завязался жестокий бой с значительно сильнейшим противником. «Дмитрий Донской» храбро боролся. К семи часам утра враги окружили отчаянно сопротивлявшийся крейсер.
На крейсер «Нанива» пробит борт, он накренился на 7 градусов и стал отставать. «Дмитрий Донской» заставил крейсеры «Нанива» и «Отава» прекратить огонь, выведя их из строя. Но когда «Дмитрии Донской» потерял управление, командир направил его на скалы, чтобы, высадив команду, затопить корабль.
В Цусимском бою 3 японских миноносца было потоплено и большое количество крейсеров и миноносцев выведено из строя. Значительные потери понесли японцы и в людях. Это признает Того в своем донесении о Цусимском бое:
«Потери в людях были сравнительно велики, в особенности на 1-м, 17-м и 18-м отрядах миноносцев».
Японцы изображают результаты Цусимского боя, как непреложное следствие мощи своего флота, высокой военной культуры его командного состава. На самом деле это далеко не так. В процессе боя японское командование допускало такие ошибки, которые в других условиях дорого обошлись бы японскому флоту.
Победу над бездарным командующим 2-й Тихоокеанской эскадрой адмиралом Рожественским японцы пыталось представить, как победу над нашим народом. Но русский народ никогда не был побежден японцами. Многочисленные примеры доблести и мужества русских моряков при Цусиме свидетельствуют о том, что такой народ победить нельзя.
В. ГИЛЬЧИК.
Красная звезда, № 120, 27 мая 1940 г.
Еще по теме:
Цусимское сражение, часть 1
Цусимское сражение, часть 2
|